"Чертовы узкоглазые, я вас не повезу!" Транссиб-мото. Часть 2

06.10.2017

Неутомимый мотопутешественник Александр Дежкунов продолжает путь во Владивосток. Первая часть путевых заметок доступна здесь. Сегодня Александр рассказывает об особенностях российского автомотосервиса, чудесном поселке возле Байкала и чрезвычайной политкорректности капитана тамошнего парома.

Иркутск. Ремонт на ощупь

Хостел. Утро. Вставать совершенно не хочется - усталость предыдущего дня дает о себе знать. Но валяться некогда - график есть график. Тем более впереди ждет Байкал и завершение базового плана путешествия. Но прежде чем отправиться любоваться водоемом, предстоит выполнить обязательную программу. Пройдено уже больше 6000 км - необходимо сменить масло. Вроде как ничего сложного, тем более что масло для замены едет с собой. Нужно всего лишь найти какой-нибудь автосервис или центр экспресс-замены, чтобы позаимствовать у них емкость для слива, динамометрический ключ для пробки (в мотоцикле картер из алюминиевого сплава, причем довольно "нежного") и затем отдать отработку. СТО встречаются во всех городах довольно часто, Иркутск не исключение. Но все оказалось не так просто. 

Первый попавшийся автосервис, вопрос мастеру о динамометрическом ключе и каком-нибудь тазике. В ответ лишь взгляд, полный удивления и непонимания. Тазик вряд ли мог вызвать такую реакцию. Оказалось, что ключа в наличии нет. Это уже стало странным для меня. Я привык практически все болтовые соединения затягивать с требуемым по мануалу усилием и просто не стал брать ключ с собой для экономии места. А в автосервисе он просто обязан быть. Примерно одинаково удивленный и непонимающий взгляд встретил меня и в двух других довольно приличных сервисах. Каждый раз в ответ лишь неуверенное мотание головой и негромкое "а зачем?" и "может быть, будет у мотористов". Вроде и моториста отыскал в очередном сервисе, но опять осечка - есть только ключ от 42 Нм. То есть используют, видимо, исключительно для затяжки головки блока. Я был в шоке. Как так? Осознав всю бесполезность поисков, вернулся на одну из ранее посещенных СТО. Для обслуживания выделили "машино-место" в боксе - 450 рублей в час.

В целях саморазвития задал вопрос ковырявшемуся рядом слесарю, перебиравшему подвеску в Camry: "Как вы определяете необходимый момент затяжки?" В ответ довольное самоуверенное выражение лица и демонстративно вытянутая вперед замасленная рука. Остальные вопросы отпали сами собой.

В процессе замены масла обнаружилась неисправность - центральная подножка отказывалась фиксироваться и удерживать мотоцикл. А я уже и забыл про попадание в довольно приличного размера яму на трассе днем ранее и последующий весьма чувствительный удар подножкой о срез асфальта. Визуально все было ок, но, как оказалось, вытянуло и согнуло болты крепления. Полтора часа попыток установить подножку как положено результата не принесли - подножка была демонтирована и заняла место в кофре. Увеличенный клиренс стал несомненным плюсом для дальнейшей дороги. Из минусов - стало неудобно смазывать цепь. Ну да ладно, невелика беда.

Потратив довольно много времени и сил в автосервисе, я вынужден был поторапливаться. Солнце уже перевалило за полдень, а я еще в Иркутске. Конечной точкой дня (да и в принципе всей первой части путешествия) значился самый большой остров Байкала Ольхон. Именно с его берегов и решено было любоваться видами "самого-самого" озера. Расстояние от Иркутска до Ольхона по российским меркам невелико - около 250 км до паромной переправы, соединяющей материк с островом. 

Самый крупный населенный пункт на острове - поселок Хужир. Находится он примерно посреди острова, до него от паромной переправы около 35 км. Планировалось переночевать в Хужире, поплавать в Байкале и на следующий день вернуться в Иркутск. Так как в это путешествие палатку и спальник я решил не брать, а именно на Байкале палатка была бы очень к месту, было забронировано спальное место на одной из турбаз, находящихся в Хужире. Выезд из Иркутска, и далее довольно интересные виды по пути.

Ставший уже привычным "поздний завтрак"
Ставший уже привычным "поздний завтрак"

Дорога была весьма неплохая, планировалось приехать на турбазу до темноты.

Очередь на паромной переправе - несколько машин.

Три парома курсируют в довольно бодром режиме. Проезд бесплатный. 

Cлева от парома вдалеке видна пристань на острове
Cлева от парома вдалеке видна пристань на острове
Два парома - небольшого размера, машин на них помещается мало. Все компактно
Два парома - небольшого размера, машин на них помещается мало. Все компактно
Вид на "материковую" пристань
Вид на "материковую" пристань

Когда количество паромов уменьшается (неделей ранее сломался самый большой из них), стоять в очереди на погрузку приходится долго. Радость от быстрой переправы развеялась сразу после выезда с парома - асфальта-то, оказывается, нет. 

Мои недавние планы вскорости попивать чай на турбазе оказались весьма наивными. Мало того что дорога гравийная, так на покрытии еще и ужасный грейдер. На скорости около 15 км/ч мотоцикл начинает трясти так, что боишься за целостность пластиковых кофров. В итоге или черепашья скорость, или нужно пробовать ехать быстро. Но есть и третий вариант - вдоль дороги слева и справа накатаны грунтовки, которыми и пользуется большинство водителей.

"Официальная" дорога посередине
"Официальная" дорога посередине

В Хужир после этой нескучной дороги въезжал уже затемно. Хорошо, что в телефоне работал интернет. Адрес турбазы был, но почему-то в Навителе не снизошли до того, чтобы нанести на карту улицы и дома этого "мегаполиса". На помощь пришли онлайн-сервисы Яндекс.Карт. Центральная улица ночного Хужира выглядит специфично - довольно темно, поднимающаяся с дороги от проезжающих машин пыль (все та же гравийка) и большое количество отдыхающих, дефилирующих по улице в стиле "вечер в южном курортном городе". А характерный для большого процента туристов разрез глаз только добавляет колорита.

Ольхон. Хоть асфальт положите, что ли…

Поселок - отдельная тема для разговора. Сюда приезжает очень много иностранных туристов, особенно китайцев. Все эти люди едут именно на Байкал, именно на Ольхон. И везут в страну валюту. В России такие красивые, а главное - посещаемые природные места можно по пальцам пересчитать. Что мешает сделать более-менее нормальную инфраструктуру хотя бы на части острова? Да элементарно асфальт положить. Ведь помимо туристов на остров постоянно ездят рейсовые маршрутки, жители поселка выезжают в Иркутск и т.д. Умом Россию не понять…

Турбаза, на которой мне довелось поселиться, выглядела как одно из самых цивилизованных мест в поселке.

Самый бюджетный вариант ночлега 
Самый бюджетный вариант ночлега 

Байкал же прекрасен. Настоящая жемчужина всего путешествия. Прозрачнейшая и довольно теплая вода (по ощущениям было около 18-20°С), красивые виды и простор…

Если есть возможность, сюда обязательно нужно приехать. Минимум на неделю, желательно с палаткой. Из РБ разумнее всего будет через Москву самолетом до Иркутска и дальше на маршрутке до острова. Да, дорога не близкая, но оно того стоит. Можно остановиться и на одной из турбаз, но это будет "не совсем то". К тому же цены на проживание высоковаты - койко-место на ночь в общем "номере" - 900 рублей в сутки. 

Радует, что и в те края приходит цивилизация. Турбазы начинают работать с booking.com и аналогичными системами бронирования. Но если необходим колорит, свойственный советским курортам, тоже переживать не стоит - кривенькие таблички с написанными от руки "ночлег", "сдается" и т.д. присутствуют в изобилии.

Из стандартной туристической программы - омуль. Продается во всевозможных видах.

Лично мне больше всего понравился горячего копчения.

Обратно в Иркутск. "Стоять, я кому сказал!"

Дорога обратно была повеселее. Во-первых, я уже знал, какой хайвей до паромной переправы меня ждет. Во-вторых, особо не торопился, потому что в Иркутск можно было приехать и ночью. И наслаждался видами по дороге.

Очередь на выезд с острова была больше.

Как правило, больше всего желающих выехать с острова вечером в воскресенье. Мотоцикл пропустили без очереди - на загруженном пароме остаются места, куда авто не поместится, а мотоцикл встанет в самый раз.

Самый большой из трех паромов
Самый большой из трех паромов

Повеселила ситуация при выгрузке с парома. Своей очереди на погрузку ожидало большое количество китайских туристов, человек около 100, стоящих в двух группах по обе стороны от трапа. Капитан парома с помощью рупора несколько раз дает им указания: "Сейчас садится только одна группа, вторая поедет на следующем пароме". А китайцы идут на паром все. Речь капитана повторяется несколько раз со все нарастающим недовольством, граничащим с криком: "Стоять, я кому сказал! Назад! Всех я не заберу! Сейчас идет только левая группа!" Но результат нулевой.

Потом откровенный крик капитана с непередаваемой игрой слов, многие из которых не подходят для публикации в периодических изданиях. В моем ну о-о-очень культурном переводе что-то вроде: "Чертовы узкоглазые, я вас не повезу! Вы у меня на том берегу на обратном пути посидите!" Этот "верх политкорректности" не мог не вызвать моей улыбки. Опять же - Россия…

Стадо пасущихся возле трассы "подозрительных коров"
Стадо пасущихся возле трассы "подозрительных коров"
И военным не чуждо чувство голода - живые люди как-никак. Тоже остановились по пути перекусить шашлычка
И военным не чуждо чувство голода - живые люди как-никак. Тоже остановились по пути перекусить шашлычка

После приезда в Иркутск - небольшая прогулка по центру. Нелепый символ города и 130-й квартал с симпатичными историческими зданиями.

Первая часть путешествия была завершена, нужно принимать решение: или поворачивать обратно, или "только вперед". Дорога "вперед" предполагала определенные организационные сложности и более серьезные финансовые траты. Но каким бы ни было решение, впереди еще немалый путь. Поэтому сначала на мойку - привести мотоцикл в приличный вид, а затем отдыхать.

И хотя принятие окончательного решения было отложено до утра, определенный план уже вырисовывался…

Александр ДЕЖКУНОВ
Фото автора
Специально для ABW.BY

Продолжение следует