Дело техники. Что делать с "роботом", чтобы не погубить его преждевременно

21.09.2017

Медленно, но уверенно роботизированные коробки передач проникают в нашу жизнь. Да, главным образом за счет DSG - разработки концерна VAG, которая несколько лет назад заслужила дурную славу, но теперь, похоже, все пошло на лад. Но и другие производители активно используют РКП в качестве альтернативы классическим "автоматам". Поводом к подготовке очередного выпуска в рамках рубрики "Дело техники" стал вопрос читателя, который стал владельцев Opel Zafira B с соответствующим типом КП.

"Недавно стал обладателем Opel Zafira B с роботизированной КП. После прочтения большой массы форумов, отзывов и статей остается много вопросов. Думаю, мое мнение разделят читатели ABW.BY: хочется узнать мнение компетентного специалиста о том, как правильно эксплуатировать автомобиль с "роботом", какие особенности обслуживания данного механизма необходимо знать. Что может привести к поломкам, какие поломки могут быть? На какой пробег или срок службы актуатора, щеток "робота", сцепления можно рассчитывать при правильной эксплуатации КП? Необходимо ли менять масло в КП, а если да, то на каком пробеге? Можно ли при компьютерной диагностике судить по показаниям прибора об остаточной толщине диска сцепления? Если да, то какими должны быть эти показания в миллиметрах?"

Название "роботы" закрепилось за коробками передач, которые отличаются от шестеренных механических коробок тем, что передачи в них переключаются не вручную, а автоматически по командам блока управления, а от других "автоматов" (гидромеханических АКП и вариаторов) - тем, что по конструкции представляют собой все-таки шестеренные МКП.

В то же время и "роботы" бывают разные. Например, в РКП DSG компании Volkswagen, которая лидирует по количеству упоминаний в автомобильной литературе, в один корпус интегрированы сразу две механические коробки, каждая - с персональным сцеплением. Поэтому в DSG два сцепления, причем в зависимости от варианта DSG сцепления могут работать в масле, из-за чего называются "мокрыми", или могут быть "сухими" наподобие обычных сцеплений.

РКП Easytronic, которой оснащалась Opel Zafira B, конструктивно проще и комбинируется с обычным сцеплением, которое, впрочем, как и передачи, включается и выключается автоматически с помощью сервопривода.

Кроме того, DSG - обслуживаемая коробка, имеющая сменный внешний масляный фильтр, крепящийся к корпусу. В Easytronic нет не только подобного фильтра, но и даже пробки для слива масла, из чего можно предположить, что масло в эту коробку залито на весь срок ее службы.

Говорилось все это к тому, чтобы стало понятно, почему попытки сформулировать общие правила эксплуатации автомобиля с РКП без учета особенностей каждой из существующих роботизированных трансмиссий приведут к созданию перечня, состоящего в лучшем случае из одного-двух пунктов, имеющих мало практической пользы.

Поэтому, учитывая, что вопросы прислал в редакцию владелец Opel Zafira, есть смысл рассказывать только об Easytronic. В этой связи обращает на себя внимание, что в списке прочитанного владельцем мы не увидели главного - инструкции по эксплуатации указанной модели автомобиля. Между тем в ней на шести страницах изложены правила пользования именно Easytronic. Их изучение наверняка позволило бы найти ответы на многие вопросы, оставшиеся после прочтения любых других статей и отзывов, а также не предполагать, а точно выяснить, что Easytronic заявлен необслуживаемым агрегатом в течение всего срока службы автомобиля.

Однако специалисты по ремонту и обслуживанию трансмиссий с мнением производителя по поводу несменяемости масла в Easytronic не согласны. Проблема состоит в том, что нигде не указано, какой промежуток времени или пробег подразумевается под сроком службы. Предположения на этот счет строятся на расчетах экономистов, согласно которым автомобильное производство остается рентабельным лишь при условии, что машина после выпуска будет эксплуатироваться 7-8 лет, после чего утилизироваться, а взамен должен покупаться новый автомобиль.

Поскольку в Беларуси срок эксплуатации машин владельцами существенно превышает пожелания автопроизводителей работать с прибылью, а качеству масла, залитому в коробку передач на заводе, свойственно ухудшаться из-за старения и засорения продуктами износа трущихся деталей, замена смазки желательна. Но с какой периодичностью масло надо менять, единого мнения у сервисменов нет. Одни, учитывая, что Easytronic - механическая коробка передач, предлагают ориентироваться на периодичность замены масла в обслуживаемых МКП с ручным переключением передач. В таком случае масло нужно менять не реже чем через 90-100 тыс. км. Другие специалисты, указывая, что белорусские условия эксплуатации попадают под определение "тяжелые", рекомендуют менять масло чаще. Для сведения: DSG должна обслуживаться через каждые 60 тыс. км.

К процедурам обслуживания Easytronic специалисты относят также замену жидкости в гидроприводе сцепления и адаптацию момента начала включения, или другими словами - схватывания, сцепления. В гидроприводе используется тормозная жидкость. Она гигроскопична, и хотя при насыщении влагой из окружающей среды жидкость не создает таких же проблем, как в тормозах, где при интенсивных торможениях она может закипеть, остается риск коррозии. По мнению специалистов, в наших климатических условиях не будет лишним менять жидкость через 3-4 года.

По мере износа трущихся деталей сцепления изменяется момент включения сцепления. В автомобилях с обычными МКП это изменение компенсируется водителем интуитивно. В программе работы электронного блока управления Easytronic предусмотрена самоадаптация к изменению точки схватывания сцепления. Специалисты уверяют, что полностью полагаться на самоадаптацию не следует. Принудительная адаптация с помощью оборудования СТО позволяет увеличить срок службы сцепления. Проводить адаптацию желательно не реже чем через 15 тыс. км.

Несмотря на это, сцепление называется едва ли не самым беспокойным местом Easytronic. Его долговечность зависит от того, где преимущественно эксплуатируется автомобиль, в городе или на трассе, а также от манеры езды водителя и соблюдения им правил, изложенных в упомянутой выше инструкции по эксплуатации. Но даже при самом благоприятном раскладе можно ожидать, что сцепление потребует ремонта до пробега 90-100 тыс. км. Меньший срок службы по сравнению со сцеплением, работающим в паре с обычной МКП, объясняется, по всей видимости, настройкой "робота" на максимально плавное переключение передач без каких-либо рывков, из-за чего ведущий, ведомый и нажимной диски сцепления дольше работают с проскальзыванием и трутся друг о друга.

Срок службы щеток электромотора актуатора специалисты оценивают в 100-150 тыс. км.

Помимо сцепления и актуатора на Easytronic первых лет выпуска немало проблем создавали сбои в программном обеспечении блока управления, что требовало его перепрошивки. Это слабые места Easytronic, но возможны и другие поломки, в том числе и кажущиеся нелепыми, с точки зрения владельцев автомобилей с МКП с ручным переключением передач. В частности, специалисты указывают, что неисправные стоп-сигналы могут временно, пока проблема не будет устранена, вывести Easytronic из строя. 

Компьютерная диагностика предполагает определение неисправностей за счет подключения к автомобилю внешнего диагностического оборудования и последующего считывания и расшифровки кодов неисправностей (ошибок), которые благодаря наличию систем самодиагностики были сохранены в памяти электронных блоков управления теми или иными узлами и агрегатами. В случае Easytronic сигналом для проведения компьютерной диагностики является загорание соответствующих индикаторов на приборном щитке автомобиля. Об этом также можно узнать из инструкции по эксплуатации Zafira. Определить остаточную толщину диска сцепления в миллиметрах с помощью компьютерной диагностики невозможно.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото из архива редакции и открытых источников
ABW.BY