Duster и Неман: уезжаем в Литву не по-белорусски

Вопрос, что обычно делают белорусы, выезжая в Польшу и Прибалтику, для большинства водителей, не однажды проделавших этот путь на своем или служебном автомобиле, является риторическим. Конечно же, заправляют топливный бак до отказа, чтобы подольше проехать на топливе, которое у нас в РБ куда доступнее, чем у соседей из ЕС. Причем очень желательно на нем и домой вернуться, если путешествие не очень дальнее.

Мы поступаем иначе, оставив приграничные заправки без внимания. Дизельного топлива в баке Renault Duster, заправленного под горловину у исторического истока реки, должно хватить до конечной точки нашего путешествия - места впадения Немана в Куршский залив.

Судя по показаниям бортового компьютера автомобиля, 450 км белорусских дорог, из которых около 300 км - лесные тропы, брусчатка и пыльные грунтовки вдоль русла реки, Duster проехал, утратив лишь два деления на указателе уровня топлива. Но не следует забывать и тот факт, что после отстрела топливного пистолета бак внедорожника вместил еще 14,19 литра дизельного топлива сверх нормы. Излишки освоены, и, если верить электронике автомобиля, оставшегося топлива при среднем расходе 6,2 л/100 км нам хватит еще на 520 км пути.

Ночь проводим в курортном Друскининкае, который сегодня в шутку называют чемпионом Литвы по привлечению иностранных инвестиций. А в каждой шутке, как известно, доля шутки. И Друскиникай - яркое тому подтверждение. Спа, грязелечебницы, горнолыжный комплекс, аквапарк в комплексе с набором исторических достопримечательностей и обилием недорогих и гостеприимных кафе привлекают в этот, в общем-то, небольшой городок тысячи туристов, отчего цены на жилье в нем совсем не кажутся бросовыми.

Комфортабельная "однушка" в центре в сезон стоит 45-50 евро в сутки, причем далеко не факт, что вам удастся снять ее на одну ночь. Апартаменты из двух комнат в двух шагах от SPA Lietuva обойдутся уже в 55-60 евро в сутки. Жилье по уик-эндам не пустует.

Подтверждением слов человека, у которого мы сняли жилье, служит обилие машин на парковках, где можно встретить не только литовские, но и немецкие, польские, белорусские, российские и украинские "номера".

Одна из "антидостопримечательностей" Друскининкая - старый советский санаторий Nemunas, в свое время одна из самых больших советских здравниц. Судя по всему, конкурировать с современными гостиницами и аквапарками он не в состоянии.

Здание имеет удручающий вид, а на его снос по евростандартам требуется что-то около 30 млн евро. Желающих вложить в это деньги, судя по всему, немного, а у местной мэрии наверняка есть более приоритетные задачи. При этом вокруг здания-призрака все чинно-благородно.

К слову, мэр Друскиникая Ричардас Малинаускас своего рода рекордсмен по пребыванию на посту градоначальника. Свой пост он занимает с 2000 года и все это время пользуется заслуженным уважением горожан. Городок чист и гостеприимен, несмотря на отсутствие моря, в нем хочется остаться и немного отдохнуть, но нас ждет Неман, или, как его здесь называют, Немунас.

Перекусив ранним утром на придорожной АЗС, мы продолжаем наше путешествие вдоль реки, которая в Литве совсем не тот ручеек, у которого мы стартовали в Беларуси. Уже в Гродно река предстает во всей красе, а в Литве созерцанием ее красот можно наслаждаться часами.

Так, в Меркине на реку великолепный вид с одноименного холма, на вершину которого ведут десятки деревянных ступеней. К услугам проезжающих туристов здесь две бесплатные парковки и несколько пеших и веломаршрутов. В Беларуси подобных мест тоже немало, но там в лучшем случае местные власти 2-3 лавки поставили. Есть чему поучиться.

Далее асфальтовое шоссе и река расходятся. Мы же стараемся ехать поближе к воде. Литовские грунтовки не лучше и не хуже белорусских, и Renault Duster здесь снова в своей стихии. Расстояния между населенными пунктами у Немана в Литве совсем небольшие. Как и у нас, все села заасфальтированы, чтобы пыль с дорог не докучала местным жителям.

Практически в каждой деревне есть своя достопримечательность: камень с годом основания, памятный знак и т.п. А к самой реке ведет аккуратная дорожка едва ли не до самой воды.  При этом везде чистота и порядок. И даже комары у воды какие-то добродушные, не чета нашим.

По грунтовкам и асфальту, заезжая в каждое прибрежное село, мы добираемся до Алитуса, а затем и до Каунаса, от которого вдоль реки идет 141-е шоссе. В некоторых местах от асфальта до воды менее 100 метров, но  при  желании можно подъехать еще ближе, воспользовавшись рыбацкими тропами. То и дело на реке встречаются небольшие кораблики и яхты с отдыхающими. А дорога изобилует указателями: справа пристань, слева кемпинг. Да и на самой дороге нам встретилось немало автокемперов, явно спешащих в сторону моря или залива.

За Юрбаркас 141-е шоссе и река слегка расходятся, а за Панямуне Неман выступает в качестве границы между Литвой и Калининградской областью РФ. Мы уже близки к своей цели, и теперь главное - не заплутать в сети местных дорог. К чести Navitel дорогу на Венте он нашел очень быстро. Оставалось следовать его указаниям и соблюдать местные ПДД. Благодаря 141-му шоссе, которое долго вело нас вдоль реки, средняя скорость движения за поездку возросла до 49 км/ч, средний расход топлива при этом остался 6,2 л/100 км.

У моста через реку Шиша в Шилуте, когда до Венте оставалось всего 25 км, повстречали необычную инсталляцию, не запечатлеть которую было просто невозможно. Зайцы, бредущие вдоль русла реки на ходулях, впечатлили не только нас, а и оказавшихся здесь же немецких туристов.

Последние километры на пути к Венте проходят по территории дельты Немана, по дороге 4217. Здесь же проходит 10-я велодорожка. У моста через реку Миния расположилась небольшая стоянка для кемперов. Все для людей.

8 км по дороге 2201 после поворота налево на Т-образном перекрестке - и мы у цели своего путешествия. Позади 826 км пути, в баке топлива еще на 150 км. Проезд к маяку запрещен, даже многочисленные свадьбы идут к заливу пешком по прекрасно оборудованным дорожкам. Автомобили все оставляют на платной парковке. Цена вопроса - 90 евроцентов. С вершины маяка в хорошую погоду великолепно видно место, где Неман впадает в залив. По воде до него около 3,5 км.

Интересуемся у местных, можно ли подъехать прямо к месту, где река впадает в залив. Ответ обнадеживает. Выясняется, что дорога есть до пристани за населенным пунктом Аукштадварис. Дальше можно пробраться по сельскохозяйственным дорогам, ну а до самого устья придется пройти чуть меньше километра пешком. Мы вновь отправляемся в путь, благо топлива хватает. Вплоть до пристани ведет асфальтовая дорога, далее все как описали местные жители.

Оставив Duster у самой поймы реки, последние сотни метров проходим пешком. В отличие от Венте, здесь нет следов цивилизации, нам приходится пробираться среди зарослей крапивы и борщевика. У воды - болотина и обилие травы. Чтобы увидеть устье Немана во всей красе, приходится забраться на дерево.

Неман в месте впадения в Куршский залив великолепен.  В идеале лучше всего смотреть на это место с прогулочного катера, который отходит от пристани неподалеку от Аукштадвариса.

Нас же сюда по суше довез абсолютно стандартный турбодизельный Renault Duster, пробежавший от истока до устья Немана по дорогам Беларуси и Литвы 876,8 км с расходом топлива 6,2 л/100 км на одном баке без дозаправки. При этом контрольная лампа уровня топлива после такого пробега по-прежнему не загорелась, а бортовой компьютер сообщил, что в запасе у нас еще 100 км пробега.

Часть его мы потратили на поиски литовской АЗС, где бак любезно принял в себя до отстрела топливного пистолета 37,94 л солярки, которой нам хватило на всю обратную дорогу до Минска с заездом в Русне, где по Неману проходит граница Литвы и РФ, солнечную, но ветреную и прохладную Палангу и Вильнюс.

При движении по литовским шоссе и автобанам в режиме максимально допустимых скоростей, несмотря на аэродинамику "кирпича", Duster умудрился снизить расход топлива до 6,1 л/100 км, сохранив его до самого Минска.

Израсходовав ровно 100 литров дизельного топлива за всю поездку вдоль русла Немана и обратно, Renault Duster проехал 1625,8 км по дорогам и вне дорог, потребовав лишь одной заправки топливом в пути, подарив при этом всем участникам мини-экспедиции пестрый набор эмоций и незабываемых впечатлений. А это значит, что впереди новые интересные путешествия, абсолютно незатратные в плане топлива и вполне комфортабельные с точки зрения водителя и пассажиров.

Юрий ЛИХУТА

Выражаем благодарность импортеру Renault в Беларуси за предоставленный автомобиль