"Габаритные" майнинги: грозит ли вымирание БелАЗам?

18.09.2017

По конструкции узлов и агрегатов "габаритные" карьерные самосвалы схожи с традиционными самосвалами для обычных условий эксплуатации, но при этом обладают рядом особенностей, присущих только карьерным машинам. Рассказываем об основных особенностях такого типа техники, набравшей популярность относительно недавно.

Наиболее популярные колесные формулы - 6х6 и 8х8. Унификация по двигателям и трансмиссиям дает эксплуатирующим карьерные самосвалы компаниям такие преимущества, как сокращение времени и затрат на техническое обслуживание.

Важный нюанс заключается в том, что карьерные самосвалы выполняются в дорожном габарите и могут работать не только в условиях карьеров и специальных технологических дорог, но и без проблем выезжать на трассы общего пользования.

Такие элементы, как рама, подвеска и мосты, используются в усиленном варианте. Устанавливаются дополнительные параболические рессоры. Существует возможность монтажа стабилизаторов поперечной устойчивости не только на задние мосты, но и на передний на автомобилях колесной формулы 6х6 или на два передних, если колесная формула 8х8. Блокировка дифференциалов также является неотъемлемым атрибутом карьерных самосвалов. Внутрь рамы устанавливаются дополнительные лонжероны, что увеличивает надежность и грузоподъемность конструкции.

Поскольку грунты различных карьеров неоднородны, очень важным элементом карьерных самосвалов являются правильно подобранные шины. Используются только шины повышенной износостойкости, а рисунок протектора подбирается в зависимости от особенностей каждого отдельно взятого карьера.

Кроме того, на карьерные самосвалы устанавливаются дополнительные системы очистки воздуха, так как особенностью большого числа карьеров является высокая запыленность. Поскольку технологические дороги часто посыпаны гранитной крошкой, то светотехника карьерных самосвалов постоянно подвержена риску повреждения. Чтобы минимизировать риски, на всех карьерных самосвалах фары и фонари защищены специальными решетками.

Если конструктивные компоненты шасси карьерных самосвалов схожи с традиционными, то кузова таких автомобилей существенно отличаются от традиционных. В области создания специальных кузовов свои варианты предлагают различные производителями самосвальных надстроек: Meiller, KH-Kipper и другие. Освоило их и ЗАО "Бецема" из Красногорска.

Все кузова изготавливаются из износостойких сортов стали Hardox 450, Domex 700, Quard 450. Гидравлика поставляется в исполнении для эксплуатации в условиях низких температур, так как большинство карьеров расположено в регионах с холодным климатом. Неотъемлемый элемент всех самосвальных кузовов для работы в карьерах - защитный козырек, закрывающий всю кабину. Этого требует стандарт безопасности FOPS. От повреждения загружаемой породой кабины надежно защищены.

Недавно появившееся в карьерных самосвальных кузовах нововведение - специально сконфигурированное днище с контрпрогибом основания. Еще такое основание называют W-образным. Это обеспечивает конструкции дополнительную прочность и стойкость к деформации, что особенно важно для карьерных машин, которые испытывают повышенные ударные нагрузки при загрузке огромными специальными экскаваторами.

Задний запорный борт в зависимости от желания клиента может поставляться как с тросовой системой запирания, так и с гидравлической. Как правило, используются борта челюстного типа, которые поднимаются над кузовом, образуя широкий проем, без риска получить повреждения глыбами при разгрузке.

Так что же, грядет конец маленьким БелАЗам? Отнюдь. "Габаритные" майнинг-самосвалы - хорошее подспорье традиционным карьерным машинам, но не полная замена им. "Габаритные" майнинги хороши на длинном (для карьерных самосвалов) плече и выгодны там, где добытую породу надо перевозить из карьера на перерабатывающую фабрику на приличное расстояние. Работа для таких машин есть, но БелАЗам вымирание не грозит.

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора и фирм-производителей
ABW.BY