"Гоп!" уже сказали, а прыгать не научились. Готовы ли мы к электронным протоколам?

Все-таки есть во вселенной какие-то невидимые волны, выливающиеся в единый творческий порыв отдельных социальных групп. Или это некая сезонная активность, привитая еще со школьной скамьи, когда осенью непременно надо было включать голову? Или генетическая память предков, считавших, что год начинается в сентябре? 

Так или иначе, но ГАИ в последние недели засыпала нас предложениями и инициативами. Недавно мы вспоминали, как начальник УГАИ УВД Брестского облисполкома Сергей Талатай сообщил СМИ, что полагает справедливым привлекать граждан, лишенных права управления, которые позволили себе повторно сесть за руль без "прав", не к административной, а к уголовной ответственности

Затем начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Вадим Гаркун сказал, что столичная Госавтоинспекция в перспективе планирует отказаться от использования "спящих полицейских". 

Отдельно начальник республиканской ГАИ Дмитрий Корзюк в ответ на петицию, требующую повысить штраф для нарушителей-пешеходов, пообещал рассмотреть это предложение "в ходе очередного комплексного внесения изменений и дополнений в законодательство об административных правонарушениях".

А потом оказалось, что "очередное комплексное внесение изменений" уже фактически в процессе: законопроект, предусматривающий упразднение ответственности за забытые документы и исключающий лишение за нарушение скоростного режима, находится в парламенте и ждет рассмотрения депутатами. 

В этой суматохе быстро затерялась и осталась без внимания еще одна инициатива руководства Госавтоинспекции – уйти от бумажных носителей и переориентироваться на электронный документооборот. Идея в целом не новая и объективно обусловленная: согласно статистике за январь-июль, в стране против безопасности движения и эксплуатации транспорта было зафиксировано 1,78 млн нарушений! Такими темпами к концу года "средняя температура по больнице" покажет, что при автопарке страны в 3 млн транспортных средств мы будем иметь примерно такое же количество наложенных административных взысканий. 

Конечно, соблазн уйти от такого количества бумаг велик. Налоговые органы и финансовые институты давно сделали этот решительный шаг в мир виртуальных цифр. И ничего, никто не умер. 

Но налоговая декларация и платежное поручение – это одно. А протокол об административном правонарушении – другое. Протоколы у нас и в бумажном выражении имеют свойство пропадать и видоизменяться, трактоваться и так и эдак... Что уж говорить про электронный вариант!

Поэтому на прошлой неделе мы спросили у читателей, что они думают по этому поводу?

Из всего количества проголосовавших только 14% безоговорочно согласились, что в век информационных технологий это нормально. 

8%, напротив, признались, что в принципе не доверяют электронным носителям.

Еще 10% скептически отметили, что "сто лет еще будем ждать эти изменения". 

А вот варианты, набравшие наибольшее количество голосов, заслуживают отдельного внимания. 

21% участников опроса в принципе понимают и принимают необходимость идти в ногу со временем, но при этом в обязательном порядке требуют гарантировать защиту их прав. 

При этом половина респондентов главной проблемой в общении с представителями ГАИ видят не количество процессуальных документов и не форму протокола, а профессионализм инспекторов. 

И здесь действительно есть о чем подумать. Безусловно, ресурсов, потраченных на привлечение виновных водителей к административной ответственности, очень жаль. И возможно, было бы лучше, если бы вместо "писанины" инспектор больше времени уделял аварийно-опасным участкам или быстрее мог прибыть на место ДТП. 

Но правда заключается еще и в том, что мы не знаем, сколько незаконно вынесенных постановлений впоследствии обжалуются, а затем и отменяются. А сколько не отменяются, даже после прошествия всех кругов нашей судебно-правовой системы, оставляя за собой сотни разочаровавшихся в справедливости граждан? 

И если уж экономить ресурсы, то, может, начать надо со сведения к минимуму непрофессиональных трактовок и действий, к разрешению на месте тех споров, которые могут быть урегулированы сразу же, не успев перерасти в скандал? 

А там, глядишь, и смена формы при стабильном качестве содержания пройдет легко и безболезненно.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото nn.by
ABW.BY