"Хлопец пашаньку пахае..." Сага о бедах и победах 12-летней эксплуатации мотоблока

06.10.2017

- Мотоблок решил приобрести в 2006 году, вдоволь намучившись с обработкой своего земельного участка вручную. По сравнению с культиватором, который предназначен только для рыхления почвы, мотоблок помимо рыхления может ходить с плугом, окучником, таскать прицеп.

Также определило выбор в пользу мотоблока то, что культиваторы рекомендуются для участков до 6 соток, а у меня земли больше.

Модель "Фаворит" МБ-3 выбрал после консультации с продавцом. Есть более мощные и производительные мотоблоки, но они недешевы. Покупать их есть смысл, если участок в полгектара.

Узнав, что мне требуется обрабатывать лишь 20 соток земли, продавец посоветовал средний по мощности и цене российский мотоблок производства завода имени Дегтярева. Мотоблок оснащен двигателем Geo-Tec фирмы Tecumseh мощностью 6 лошадиных сил.

Как заверил продавец, этот мотоблок как раз предназначен для разносторонней обработки почвы на площади от 20 до 50 соток, а двигатель, которым он комплектовался, европейского производства и при грамотном уходе прослужит 20 и более лет без серьезных поломок. Правда, о европейском производстве мотора не написано ни на самом двигателе, ни в инструкции к нему, так что пришлось поверить продавцу на слово.

Сейчас заканчивается 12-й дачный сезон - к надежности мотора на самом деле претензий до сих пор нет. Зато сматывающееся пусковое устройство китайского производства сломалось на пятый год эксплуатации. Если бы его можно было пойти и купить, это была бы единственная проблема, которую можно отнести к двигателю.

Однако когда я стал искать другое пусковое, выяснилось, что ничего похожего на то, что мне нужно, в продаже нет. Объяснили ситуацию продавцы тем, что мотор Tecumseh устарел, его сняли с производства, а пусковые устройства от более новых двигателей к нему не подходили.

Пришлось с помощью подручных средств восстанавливать свое пусковое. Сейчас в продаже появились подходящие китайские пусковые устройства по 50-70 рублей. По-моему, дороговато, поэтому пока работает свое, покупать новое не думаю.

И такая же история приключилась, когда решил заменить воздушный фильтр. Искали продавцы по компьютерам, искали, а затем говорят: ничего найти не можем, потому что двигатель снят с производства, а другие фильтры не подходят ему по размерам. Странное дело: если автомобили снимают с производства, запчасти к ним какое-то количество лет продолжают выпускать, а здесь даже "расходники" не найти.

Фильтр состоит из двух частей - бумажной и поролоновой. Промываю, продуваю, просушиваю - так выхожу из положения. Когда сухо и пыльно, стараюсь мотоблоком не пользоваться, хотя с нашей погодой выбирать не приходится, когда пахать. Погода позволяет - значит, давай, иначе время упустишь.   

Сказалось ли это на моторе - не знаю. Первые годы заводился он всегда с пол-оборота. Он и сейчас может с пол-оборота завестись, но чаще все-таки приходится несколько попыток делать. 

Можно было бы неудачные попытки списать на то, что пусковое устройство восстанавливалось на "коленке", поэтому им теперь еще пользоваться надо уметь, но, к сожалению, есть неутешительный признак - на "горячую" мотор стал заводиться очень плохо. Для уверенного запуска надо дать ему остыть - минут 20 в теплую погоду. Наверное, состояние поршневой группы сказывается. С другой стороны, не заметно, чтобы двигатель потерял тягу.

Из проблем по мотоблоку более-менее серьезной я бы назвал только одну: прохудились сальники колесной оси в редукторе. После консультации со специалистами по ремонту агротехники заменил сальники сам.

Остальное - досадные мелочи. Например, ненадежным оказалось крепление колес и фрез на осях с помощью пальцев с защелками-шплинтами.

Мне при покупке мотоблока продавцы сразу посоветовали докупить несколько таких пальцев, дескать, понадобятся обязательно. Взял 20 штук, думал, хватит навсегда, но израсходовал весь запас за 5 лет.

Можно было купить еще, но вместо этого подобрал болты подходящего размера. Конечно, со штатными пальцами ставились колеса или фрезы удобнее и быстрее, а теперь с гайками повозиться надо, зато как поставил болты, так они и ходят.

Быстродействующий зажим регулировки руля в вертикальной плоскости до сих пор "родной", а ручка на таком же зажиме для регулировки руля в горизонтальной плоскости отломалась лет, наверное, через 6-7 после покупки мотоблока.

Попробовал приварить, но ручка вскоре треснула в другом месте. Пришлось вместо зажима поставить самодельный болт с гайкой. Потеря опять-таки только в удобстве пользования.

Привод от двигателя на редуктор мотоблока ременный. В редукторе есть две передачи вперед и задний ход.

Кроме того, за счет установки двухручьевых шкивов предусмотрена возможность увеличения количества скоростей. Для этого шкивы снимаются и переворачиваются, а ремень перекидывается с одного ручья на другой.

В период обкатки передача была самая щадящая. Ползал мотоблок в это время как черепаха. Закончилась обкатка - переставил шкивы для оптимальной скорости и фактически после этого их положение не изменял.

"Родной" ремень отработал 5 лет. У ремней, которые идут в запчасти, качество гораздо хуже. Их едва хватает на один сезон. Правда, сколько они работают, столько и стоят - 5-10 рублей.

Обкатка должна продолжаться первые 25 часов эксплуатации. После нее меняется масло в двигателе и редукторе мотоблока. Далее замену масла необходимо производить через 250 часов работы. Так записано в инструкции, что, честно говоря, меня сильно смущало изначально, а когда посчитал по факту, что за весну-осень мотоблок нарабатывает не больше 40 часов, думаю, в инструкции какая-то описка. Получается, что масло надо менять через 6 дачных сезонов, что считаю неправильным.

Я меняю каждый сезон. Тут этого масла - кот наплакал, граммов, может, 200-300. И меняется масло просто - это же не автомобиль, мотоблоку яма или подъемник для обслуживания не нужны.

В комплект мотоблока входили фрезы и резиновые колеса. Оборудование для вспашки, окучивания, боронования и перевозки грузов надо покупать дополнительно.

Докупил плуг, окучник и металлические колеса для лучшего сцепления с почвой. Борону не покупал - она мне без необходимости.

Бороновать было бы неплохо после вспашки целины, а "Фавориту", увы, целина не по зубам. Это выяснилось, когда попробовал обработать землю, которая какое-то время была заброшенной.

На целине "Фавориту" не хватает мощности, из-за чего фрезы просто не проворачиваются, и веса, из-за чего колеса проскальзывают. Кто ищет мотоблок для вспашки и культивации земли, не обрабатываемой несколько лет, модели наподобие "Фаворита" не подойдут. Вот мотоблок типа МТЗ целину поднимет легко, если, конечно, она не заросла кустарником и деревьями.

Этот недостаток искупается тем, что с "Фаворитом" с легкостью справится женщина и даже подросток 15-17 лет.

Опять же небольшой вес является следствием компактных размеров. Тут недалеко есть мотоблок МТЗ. К его хозяину иногда люди обращаются землю обработать. Он первым делом узнает, как на участок заехать. Если есть забор, он без ворот, а имеется только калитка, он отказывается. А "Фаворит" проходит везде и ничего не портит. Он даже в лифт и квартирную дверь входит. Первые два года не было где его на даче оставлять - забирал домой.

Зато после зимы, на которую впервые оставил мотоблок на даче, он наотрез отказался заводиться. Ни чиха, ни пыха - ничего. Поменял свечу - результат тот же. Снял карбюратор, чтобы промыть, и тут оказалось, что за время хранения в карбюраторе закисла заслонка.

Разработал ее, поставил карбюратор назад - завелся мотор с пол-оборота. Старую свечу положил в сарае, а та, которую поставил вместо нее, после этого проработала 6 лет.

Затем начались проблемы с запуском, о которых говорил выше. Нашел старую свечу, поставил - ничего не изменилось. Опять-таки не стал возвращать на место свечу, которая стояла до этого. Получается, что "родная" свеча работает на двигателе с 6-летним перерывом.

Прицеп купил не сразу, а через три года, хотя в хозяйстве это, безусловно, вещь нужная.

Прицеп самодельный - покупал у человека, который его изготовил. Грузил до 500 килограммов - мотоблок тянул прицеп достаточно легко.

В "Фаворите" предусмотрен вал отбора мощности. Как написано в инструкции, он предназначен для подключения к мотоблоку водяной помпы, косилки, снегоочистителя, подметальной щетки, картофелекопалки. Из интереса спросил у продавца, потянет ли "Фаворит" картофелекопалку. Тот ответил, что вряд ли. Другое навесное оборудование мне ни к чему, так что валом отбора мощности я никогда не пользовался. 

По инструкции бензин должен быть 92-й или 95-й. По паспорту расход топлива - 1,3 литра в час. А за час очень много чего мотоблоком можно сделать. Вручную и за день столько земли не вскопаешь, сколько мотоблоком за час можно вспахать и закультивировать.

На небольших делянках больше времени уходит на переустановку фрез и колес, чем на саму работу. А дальше, как говорится, сделал дело - гуляй смело. Для меня нет никаких сомнений, что в плане экономии моего времени и физических сил мотоблок давно себя окупил.

Записывал Сергей БОЯРСКИХ 
Фото и видео автора
ABW.BY

Наши материалы по теме

Коси, коса, пока роса. Какую выбрать газонокосилку?

Трава по пояс? Триммер - если вам это не надо

"Хлопец пашаньку пахае - яго сошанька крывая". Если вам это не надо