Хроники перегона. Часть 1. Не про секс

06.04.2018

Говорят, что переломные времена проверяют людей на крепость. Вот и 30 лет назад кто-то беспомощно погибал под обломками Советского Союза, а кто-то, царапая руки в кровь, взбирался на вершины руин. Тогда-то и появилась новая профессия в автомобильном мире - перегонщик. Это были люди смелые, отчаянные, в равной степени авантюристы и романтики, которые жили автомобилями и дорогой. Мы уверены, что им до сих пор снятся немецкие автобаны и разбитые польские двухполоски. 

Но вот удача - редакции посчастливилось познакомиться с "героем того времени", и у него оказалось много воспоминаний - смешных и грустных, захватывающих и вызывающих щемящее чувство ностальгии. Итак, мы начинаем цикл рассказов "Хроники перегона". Варите кофе, нарезайте бутерброды - мы отправляемся в прошлое. 

В СССР секса нет!

Источником этой крылатой фразы послужило высказывание одной советской участницы телемоста Ленинград - Бостон "Женщины говорят с женщинами", записанного 28 июня и вышедшего в эфир 17 июля 1986 года.

В Советском Союзе секса, как известно, не было. Но не было не только его. Отсутствовало практически любое изобретение технического прогресса: иностранные автомобили, видеомагнитофоны, джинсы и целлофановые пакеты, жвачка, туалетная бумага и пластинки. А если была возможность раздобыть это богатство, то речь шла о суммах, потратить которые мог позволить себе не каждый добросовестный гражданин могучей страны. 

Сосед, имеющий мотоцикл с коляской, считался суперменом, а родительский "видик" гарантировал любому во дворе уважение и дружбу остальной детворы. 

Целлофановый пакет использовался как модный аксессуар, мог легко заменить дамскую сумочку и смотрелся стильно независимо от рисунка. Если же на нем было изображение "Монтана" или "Мальборо", "Бони-М" или "Абба", владелец как минимум чувствовал себя человеком, который организует выступления этих групп по всему миру.

Простая хозяйственная сумка или авоська, вставленная в такой пакет, делала поход в магазин за морковкой или редиской выходом в свет. 

Неистовую жажду людей ко всему новому сдерживали две вещи: деньги и железный занавес. Но вот занавеска поистрепалась, за границу стали проникать наши предприимчивые граждане. Это были первые ласточки коммерческого туризма. Отважные солдаты прогресса, которые ехали навстречу трудностям и лишениям вопреки преградам, которые устраивало для них государство.

И первой Меккой новоявленных бизнесменов стала Польша. Продав там товар, покупали модные и недорогие вещи, которые моментально расходились здесь, принося не только моральное удовлетворение, но и материальную поддержку.

У нас товар - у вас купец

Одну такую историю хочу рассказать. Она произошла с моим другом, который сейчас живет в Америке.

Возвращаясь к поездкам в Польшу, напомню, что мы везли туда все, что только можно, от прищепок до проволоки. Но была и "элита" экспорта - такой продукцией наших заводов тогда считались автоприцепы "Зубренок".

Универсальная вещь! Мечта дачника! Цепляется к любой имеющей фаркоп машине. Перевозить можно до 500 кг чего угодно, даже навоза, чтобы грядки удобрять. Купить его было невозможно. То есть возможно, но не просто так, а только через очередь или блат.

Блат мой товарищ найти не сумел, поэтому вынужден был отстоять суточную очередь на одной из торговых площадок завода в Минске, но все же раздобыл прицеп.

Схема была простой: с прицепом выехать в Польшу и там его продать, на вырученные деньги купить высоколиквидный дефицит - там видно будет какой, затем продать дефицит у нас и положить первую сумму в копилку на билет в новую жизнь за океаном. 

Реализовать авантюру было решено силами трех товарищей и двух "копеек" ВАЗ-2101. Одна "копейка" (кодовое имя "копейка 1") принадлежала папе будущего эмигранта. Тот даже не представлял себе, куда его сын на машине собрался. "Копейка 2" была куплена сильно б/у за небольшие деньги родственником жены главного героя. Со словами "возьмите меня с собой, я в Польше никогда не был!" в дорогу напросился ехать и его друг. Всех троих жены с удовольствием отправляли в дорогу в предвкушении, что те привезут жвачку и колготки от "Санпелегрино".

Машины не готовились никак, с собой искатели приключений просто взяли все гаечные ключи и наборы, что были в гараже, канистры с бензином, примус "Шмель", походный чайник, а также обязательно лом и кувалду. Жены вскрыли трехлитровые банки из подполья, выдали путешественникам по 50 долларов сбережений, приготовили яйца и жареных кур из расчета на три дня, а в связи с ранней весной всех оснастили теплыми носками. Со словами "Только не ешьте желтый снег!" женщины проводили экспедицию спекулянтов в прохладную ночь.

Очень дуже джинсов!

"Копейки" вели себя превосходно, и вскоре Брест встречал друзей приветливой, весело урчащей километровой очередью. Это было скопление единомышленников, которые, несмотря ни на что, могли стоять сутками, удобряя примыкающие территории продуктами своей жизнедеятельности, выпивая декалитры "огненной воды", мечтая наконец-то выехать за границу. Сутки пролетели незаметно. Нашу таможню вывозимый за пределы родины новый автомобильный прицеп никак не заинтересовал.

- Где, пан, еде? - задал традиционный вопрос польский пограничник будущему американцу. 

- До Варшавы, пан! - весело ответил тот, являясь единственным, кто слегка понимал и мог изъясняться по-польски.

- Пжичепку спжедать, пан, хце? - спросил служивый, обнажая все секретные схемы.

- Не, пан! Бендем куповать на стадионе… дуже джинсов… очень дуже джинсов! 

- Шкода! - потерял настроение поляк. - Я б купил…

Родственник с другом молчали с застывшими на лицах глупыми улыбками. Они не могли поверить в реальность этого предложения. 

Но парни не стали заключать сомнительные сделки и после всех формальностей торжественно, с музыкой в сердцах и абстинентным синдромом в организме, въехали на польскую землю. 

Сэкономил - считай заработал

Варшава уже ждала новый "Зубренок". Продан он был моментально на автостоянке рынка "Стадион".

Все необходимые колготки, жвачки и "варенки" дельцы купили быстро. А вот над вопросом, куда вложить вырученные деньги, пришлось поломать голову. В размерах бюстгальтеров они не разбирались, в ходовых размерах и фасонах вареных джинсов тоже. Сын не знающего, где его автомобиль, отца принял решение инвестировать деньги в видеомагнитофон. Такое вложение он считал очень выгодным и разумным, так как понимал, что магическое слова "Тошиба" обеспечит ему по крайней мере моментальную продажу этого устройства с двукратной выгодой, за которую дома можно было бы купить не только два прицепа, но и автомобиль. 

Схема, задуманная комбинаторами, была выполнена идеально и без эксцессов. Мелкие карманные воришки из торговых рядов стадиона остались ни с чем, а русскоязычные рэкетиры, шныряющие тут и там, даже не заподозрили наличия денежных знаков у наших спекулянтов. С чувством выполненного долга, глубоким удовлетворением от своей конгениальности и коммерческой успешности друзья двинули ближе к границе. 

Любое предприятие в бизнесе должно иметь рентабельность, иначе затевать его смысла нет. Этот постулат был известен нашим героям. Рентабельность была стопроцентная, но не были бы они белорусами, если бы им не захотелось сэкономить еще больше. Так сказать, сэкономил - считай заработал. 

Поэтому для экономии бензина "копейка 2" взяла на буксир "копейку 1". А оставшийся бензин в канистрах, который ехал на багажнике на крыше "копейки 1", перед границей должен был быть разлит по бакам. Нужно заметить, что с белорусской стороны в то время бензин было не купить, поэтому такие действия казались разумными и оправданными со всех сторон. 

Удар под дых

За несколько километров до границы, проезжая небольшую деревуху, вояжеры остановились на обочине перелить бензин. "Американец" вышел отвязывать от багажника, закрепленного на крыше, канистру. Когда все произошло, он стоял примерно напротив средней стойки буксируемой "копейки 1" со стороны проезжей части. Друзья же отошли немного от дороги в сторону сарайчика "привязать коня".

Дальше события развивались как в фильмах с замедленной съемкой: в зад папиной "копейки 1" на полном ходу, даже не тормозя, въезжает польский Fiat 125. Он бьет "копейку 1" в заднюю часть так, что та влетает в зад тягача "копейки 2", сбив стоявшего с поднятыми руками будущего эмигранта. Тот подлетает в воздух и падает на асфальт, ударяясь головой.

огда парень очнулся, друзья уже достали пьяного пана водителя из его "самохода" и держали под руки, периодически стуча коленями в его пятую точку. Тот что-то мычал, мотал головой, из всего этого можно было лишь понять, что он это сделал нечаянно. Друзья бросились к пострадавшему другу. Улучив момент, пан вырвался, сел в свой Fiat, задняя, первая, полный "газ" - и, несмотря на пробитый радиатор, чертящие по колесам передние крылья, дым и стук мотора, был таков. 

Стемнело. Приехавшая полиция сделала свои дела и погналась за нетрезвым "шумахером". Забегая вперед, скажу, что нашли его в соседней деревне утром, у бабушки на печке, а Fiat был завален на поле стогом сена. 

Прибывшая "скорая" свозила пострадавшего в больницу. Там сделали снимок, зашили голову, перевязали и с диагнозом "Глова у пана цала!" привезли назад к машинам. За это время родственник с другом нашли трактор и тросом вытянули немного зад "копейки 1", чтобы зажатые колеса стали вращаться. А вид у обеих "копеек" был печальный. 

В результате двигаться могла только одна машина, но у нее была помята крышка багажника, фонари, бампер. У папиной же "копейки" кроме повреждений сзади была разбита вся "морда" и, как выяснилось утром, еще и погнут задний мост. 

Вот тут и пригодились примус, лом и кувалда. За ночь с небольшими перекурами с большего удалось подровнять полуось и чулок моста, чтобы машина могла ехать. 

Совет вовремя дороже золота

Прибыв на границу побитыми, но непобежденными, пацаны были уверены, что благодаря "зеленой карте" им сейчас вынут злотые прямо на границе и тут же проплатят все повреждения. Наивные! 

Польский пограничник уже заносил выездной штамп над их паспортами, когда из очереди въезжающих на родину прозвучал вопрос: "Пацаны, ну вы хоть денег "сняли" за аварию?"

Его произнес простой брестский человек на Mercedes 123, загруженном по самые помидоры. Этого человека хотелось слушать! Ему жаждалось верить и следовать каждому слову! Наличие полной машины высоколиквидного дефицита обеспечивало ему полное доверие наших страдальцев.

Вообще, брестские парни - это самые лучшие люди нашей страны! Во-первых, они досконально знают, как работает таможня, во-вторых, они всегда уверенно могут определить, на какой канал нужно ехать, в-третьих, они всегда помогут за границей (если близко к их дому, конечно). Эти люди никогда не подведут!

"У гонщика, который вас разбил, есть страховка гражданской ответственности. Вам нужно просто взять ее копию, найти фирму, которая сделает счет на ремонт вашей "копейки", и предъявить этот счет банку, в котором страхуется поляк, вместе со справкой полиции об аварии. Деньги выплатят моментально!" - с милой улыбкой сказал парень на "123-м". Нет слов, которыми можно было бы выразить респект этому человеку!

Путешественники взмолились, чтобы пограничник вернул им паспорта. Посмотрев на перевязанную грязными бинтами голову одного из них, тот сжалился и вернул документы. Потрепанная и душистая экспедиция резко развернулась. Было принято решение ехать назад и решать финансовые вопросы. Сильно побитая "копейка 1" осталась на стоянке у границы, а полуживая "копейка 2", залитая бензином из двух баков, двинулась разбираться. 

Куры давно кончились, яйца - еще раньше. Ото всех пахло временем. Хотелось помыться, водки и поспать.

В полиции была истребована справка об аварии и копия страховки пана. Как бы удивительно это ни звучало, но в 100 километрах и в течение одного дня нашелся умелец с печатью местного автосервиса, который за 20% суммы, что насчитает за ремонт, состряпал счет для банка. 

Денег от банка ждали три дня. Ели пиво и немножко сосисок, которые покупали за последние поменянные доллары. Жили в машине. Было тесно и холодно. Руль очень мешал. Рычаг переключения передач еще никогда не был так ненавистен! Начали лезть в голову предательские мысли о продаже "видика" первому встречному. Кстати, при ударе его спасло то, что он лежал не в багажнике, а на заднем сиденье. В последний день как партизаны ходили сливать бензин из строительного грузовичка неподалеку. Друг родственника, стоявший на шухере, пытался убедить, что всех посадят, но все обошлось. 

Уже перестали верить в евросправедливость и демократию, когда, приехав на третий день утром в банк, получили примерно тысячу долларов. 

Очень обрадовались! Честно вернув проценты по договору, двинулись к дому. Папина "копейка" доехала сама, несмотря на постоянно выползавшую полуось, и была успешно отремонтирована. Другу родственника тоже скинулись на ремонт. "Видик" моментально ушел знакомому и еще долго радовал немецкими фильмами местных парней в общежитии одного из ПТУ. Где-то через три месяца пришло приглашение в польский суд. Так как визу в Польшу открыть было непросто, этот факт не мог не порадовать. Суд вынес решение еще немножко компенсировать расходы и ущерб, что еще больше приблизило нашего героя к женщине, протянувшей руку из-за океана. 

***

Из любой истории разумный человек должен делать для себя правильные выводы. Договор страхования гражданской ответственности, будь то "зеленая карта" или обычная "автогражданка", не простая формальность. И хотя его наличие не обеспечивает никаких возмещений виновному в случае повреждений при аварии, но страхует его ответственность. Не будь страховки у польского водителя, вряд ли друзьям удалось получить хоть что-то. 

А еще никогда не нужно отчаиваться в непредвиденных ситуациях за границей, а пытаться всякими возможными способами решить проблему как можно быстрее, надеясь только на свои силы. Ну и будьте хорошим другом. Друзья - это важно!

Карл РАШ
Фото из открытых источников носят иллюстративный характер
Специально для ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber