Хроники перегона. Часть 2. Первую не забудешь

09.04.2018

Автоперегон начал зарождаться, как только объемы производства машин в Советском Союзе достигли достаточных размеров, чтобы было трудно их контролировать государством. Спекуляция автомобилями зацвела буйным цветом, особенно на Волжском автозаводе. При этом очереди для простых людей никто не отменял. 

Такая очередь по месту трудоустройства имела перспективу 10-летнего ожидания. А когда она подходила, гражданина ставили перед выбором из того, что было. И носом не крути! "Будешь брать красный "москвич" или белый "запорожец"?" - спрашивали тебя, как только ты добирался наконец-то до Олимпа. А ты-то был записан на "жигули", которые появятся для очередников только через года полтора, да и то не факт. И, как любой здравомыслящий человек, ты соглашался на "москвич", уговаривая себя, что это ничуть не хуже того, о чем ты мечтал. "Москвич" стоил больше пятидесяти зарплат (если ничего не есть) и вгонял большинство покупателей в долги еще на несколько лет. 

Но были и предприимчивые граждане, которые ехали прямо в Тольятти, покупали новую машину по цене чуть дороже заводской, перегоняли ее домой и продавали тем, кто не хотел долго ждать и имел деньги, чтобы заплатить сразу 150% заводской цены авто. Особенно хорошо "Волги" уходили на Кавказ, причем за черную можно было взять две стоимости.

Естественный отбор по пути в Беларусь 

В конце 1980-х в Беларусь начали гонять бывшие в употреблении "жигули" из Туркмении. Климат там сухой, что обеспечивало сохранность от коррозии кузовных частей. Однако на состояние моторов нужно было смотреть внимательно: песок и ветер делали свое дело уже с обратным эффектом. Многие туркмены по степям и пустыням резали на "жигах", особо не вспоминая про воздушный фильтр. Да и обслуживания там подавно никакого не было.

Особым спросом пользовались "тройки" ВАЗ-2103. 

До Баку из солнечной Туркмении их везли на пароме, а потом через Ростов своим ходом в Беларусь. Четыре с лишним тысячи километров выдерживали не все. 

Зато на месте после легкого косметического ремонта и небольшого долгожданного технического обслуживания получался очень даже "живой" автомобиль с неплохим состоянием кузова. Ну а если поменять все резные набалдашники из оргстекла на ручке переключения передач и кнопках блокировки дверей изнутри на "родные" и убрать коврики ручной работы на месте чехлов, выходил "козырный" салон. 

Земля обетованная

Впрочем, тема Туркмении ушла, когда появилась возможность пригнать машину из Германии. Друг, который сейчас живет в Америке, рассказывал, как начиналась эта тема.

Советский автопром был скуден. Модели автомобилей, которые он выпускал, можно было пересчитать по пальцам. Заграничное разнообразие видов и серий легковушек манило и просилось в "совок" давно. Разобраться в этой россыпи возможностей и предложений было сложно, ведь эти машины были известны только из литературы и исключительно по картинкам. Тогда о них писал журнал "За рулем". 

Специалистов не было, все приходилось познавать методом проб и ошибок. В принципе абсолютно ликвидной была у нас тогда любая иномарка - нужно было ее только пригнать. Растаможки не было никакой (позже она стала чисто символической). Но визу в Германию простому человеку было получить очень сложно (во всяком случае наш герой не располагал такой возможностью). 

Магическое слово MULT было просто бальзамом! Оно обозначало возможность многократного посещения страны, пока действовало разрешение на въезд. Годовая мультивиза стоила тысячу-полторы долларов. Ее "американцу" делал товарищ, который, забегая вперед, уехал потом вовсе не добровольно совсем близко к Америке - примерно в Магаданскую область. 

Хочешь за кордон - умей вертеться

Наш гонщик следовать по маршруту поставщика виз очень не хотел, он имел цель во что бы то ни стало жить на другой стороне Берингова пролива, а так как у него уже имелось немного "активов" от приключений в Польше (https://www.abw.by/novosti/other/203833/), не было причин отказываться и от этой авантюры.

Реальное положение дел с машинами в Германии, места и цены на них могли знать только люди, там уже побывавшие. В число таких "экспертов" входили руководители предприятий, например, или спортсмены. Вот к одной из таких компаний спортсменов пришлось примкнуть, воспользовавшись знакомствами близких. 

Спортсмены как раз собирались на соревнования в Данию. Такой шанс упускать было нельзя. Но чтобы попасть в эту компанию, наш герой должен был предпринять нечто важное, что заинтересовало бы спортсменов, чтобы его взяли с собой, выделив место в экипаже. 

В гараже у папы стоял второй прицеп "Зубренок", который изначально был приобретен для подкрепления успеха прошлой польской поездки, но вручен родителю как утешительный приз за испорченную "копейку", дабы потушить пожар негодования. Моментально было принято решение отрезать треугольник с прицепным устройством (замком) от этого прицепа и приделать к нему две штанги - в результате получилась разборная "жесткая сцепка". Теоретически такое приспособление давало возможность перевозить его в багажнике в разобранном состоянии и применить для буксировки автомобиля без водителя. На языке перегонов это значит выгнать одному человеку две машины. 

Наличие такой крутой "фишки" стало мегавесомым аргументом для организаторов путешествия, и будущего американца почетно приняли в их ряды. Автоматически, конечно, кто-то из спортсменов этого места лишился. Но жизнь - это борьба! 

В списках команды (а спортивная виза была выдана списком) наш гонщик фигурировал как технический персонал. 

Поехали. До Датского королевства добирались двумя экипажами на туркменской "тройке" и "сорок первом" "москвиче". К спорту из десяти человек отношение имели только двое, но машины хотели купить все. В самом грустном положении оказались оба водителя: они при любом раскладе одним мягким местом в два кресла сесть не имели никаких перспектив. Но им было обещано щедрое вознаграждение и жесткая сцепка, за которую они чуть не подрались.

Муки поиска

Машины вели себя хорошо. Польша с ее движением забрала полжизни, а Германия приветливо встретила автобанами. До Копенгагена дошли из Ростока на пароме.

Паром был забит датчанами, которые закупались в Германии по причине разницы цен и затем по дороге домой обильно обмывали покупки алкоголем, распевая национальные песни, радуясь как у нас на свадьбе. Было весело, ветрено и непонятно. Очень хотелось купить машину.

Цены на автомобили в окрестностях датской столицы не привели в восторг бывалых участников экспедиции. Когда в одном из дворов парни увидели первый "гольфик" в пересчете примерно за 800 марок, это вызвало бурную негативную реакцию. "Да они тут зажрались совсем! - с досадой выпалил полуспортсмен, считавшийся в компании авторитетным экспертом по автоперегону. Он ехал уже второй раз. - В Германии машины дешевле!"

Изучив предложение, все решили сушей вернуться в Германию. Вернулись. Гамбург - очень большой чернокожий город. Количество борделей на квадратный метр зашкаливает. На улицах в центре пахнет экскрементами и бомжами. Неоновая реклама оставляет без зрения.

В его окрестностях состоялись, наконец, первые покупки. Экипаж "тройки" в первый день приобрел VW Golf 1 за 200, два Ford Escort по 350 и Ford Sierra за 600 марок. Экипаж на "москвиче" в поиске и муках выбора въехал в портовый город Любек. 

Случайная встреча

Будущий американец не знал, что купить. Он терялся в этом разнообразии. Да и в марках автомобилей не разбирался, видев ранее их только на картинках. Ему нравилось все! 

Но в одном из дворов он набрел на стоянку подержанных машин, на которой его до глубины души взволновала перекрашенный Volkswagen Jetta 1, черная снаружи и зеленая внутри. На капоте по диагонали были наклейки розового цвета с имитацией следов пробежавшей кошки.

В салоне пахло чужим красивым миром, голова кружилась, цена 300 марок была более чем подходящей! Когда жгучую брюнетку завели, было уже поздно - он влюбился. Деньги, купчая, ключи - и вот уже твой автомобиль стоит на тротуаре за воротами стоянки, в кармане у тебя 100 марок, а вокруг никого. 

Телефонов тогда не было, а парни на "москвиче" еще ничего не купили и колесили по городу в поисках своих вариантов. Место встречи, которое изменить нельзя, назначено не было. Из разговоров бывалых, пока сюда ехали, алгоритм дальнейших действий был понятен. Нужно покупать страховку и транзитные "номера" - без них ехать нельзя, полиция может забрать машину. Но это стоило денег, которых почти не осталось! 

Рядом оказалась заправка. На ней был куплен атлас автомобильных дорог, на котором совсем рядом, в двух кварталах, был обнаружен грузовой порт. Ключ - стартер - "газ" - первая - пробуксовка, и через минуту черная Jetta без "номеров" стоит на набережной. Невдалеке грузится судно с русским названием.

Каково же было удивление свежего "джетовода", когда вдруг кран поднял, загружая на борт судна, Sierra "авторитета" из первого экипажа!

"Капитан! - закричал начинающий перегонщик человеку в рабочей одежде на борту корабля. - Возьмите и мою машину, пожалуйста!"

Это был и не капитан вовсе, однако когда тебя так называют, ты обязательно сделаешь все, что в твоих силах, подтвердив даже себе наличие хоть какой-то власти. "Сто марок - трюм, сто марок - каюта, - по-деловому выдал человек,- прибываем в Калининград через два дня".

Через полчаса Jetta вызывающе блестела черным лаком в трюме корабля, где автомобилей оказалось около двадцати, а с "авторитетом" был заключен договор займа с процентами.

Домой!

"Есть, пить и спать. Есть, пить и спать"- такими Кузиными словами из "Универа" можно описать дальнейший путь до Калининграда. В тамошнем порту гонщиков встречал русский рэкет.

"Платим, платим за дороги! Сто марочек! Скидываемся! Выезд из порта платный!" - верещал щуплый парень, прогуливаясь между выгружаемыми машинами, а неподалеку на лавочке наблюдались еще несколько парней неприветливого вида. Они с кем-то что-то обсуждали, ругались. 

Ноги как-то мелко затряслись, на лбу выступила легкая испарина, захотелось в туалет, вспомнилась мама, школа, как классная ругала за двойки, стало очень жалко себя и грустно совсем. Показалось, что можно просто сесть и уехать, пока никуда никто не позвал. И правильно показалось! Он так и сделал. А вариантов других и не было, как не было и денег.

Jetta ехала бодро. После "копейки" это был самолет! А еще нравилось иногда открывать багажник, после чего казалось, что туда спокойно можно было вместить "запорожец". До границы с Литвой все время чудилось, что вот-вот появится преследование, но все обошлось. 

В Литве не пропускали сутки, мотивируя отсутствием договоренностей о транзите белорусов через их территорию, заставляли купить свои транзитные "номера", денег на которые можно было бы попросить только у рэкета. Ночью удалось договориться выехать из литовской таможни за последние 20 марок.

И вот Беларусь! Описать, как люди провожали взглядами иномарку на улицах города, невозможно! 

Будущему американцу так нравилась машина, что он даже думать не мог о ее продаже. Но расстался с ней моментально, на следующий же день, возле магазина на районе. Он не мог устоять перед предложенной суммой, да и знал уже много полезной информации и не боялся остаться без автомобиля. Европа, путешествия, приключения, адреналин так кружили голову, что он уехал уже через три дня…

Карл РАШ
Фото из открытых источников носят иллюстративный характер
Специально для ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber