Маршруточной ностальгии пост. История маршруток в Минске

06.10.2017

Маршрутка - как много в этом звуке! Она - причина ненависти многих автомобилистов, особенно водителей автобусов и троллейбусов, которым "младшие братья" мешают на остановках. А пассажиры злятся на маршрутки, когда тех долго нет или приходится ехать стоя. Впрочем, пока без этого мобильного и маневренного вида общественного транспорта никак. 

Маршрутка даже стала частью городской, если так можно выразиться, субкультуры. Мы настолько привыкли к этому способу передвижения, что не задумываемся о нем как о особом, сугубо нашем, постсоветском транспортном явлении. Вдумайтесь: маршрутки популярны только в СНГ, Африке и "недоразвитых" странах Азии. В цивилизованном мире их в таком виде и количестве, как у нас, нет. 

Мы решили немного предаться ностальгии и вспомнить, какими они были - городские маршрутные такси минувших лет, сравнить с нынешними моделями и попробовать разгадать причину их популярности.

Маршруткой моего детства был РАФ-2203. Помню, что ждать его надо было долго, но поездка казалась сказкой - сиденья с обивкой из красного кожзама пахли как-то особенно "волшебно". В советское время такие были в Минске. Чтобы проехать, нужно было отстоять длиннющую очередь, а если к тому же еще и сидячее место занять удавалось, то пассажиры чувствовали себя чуть ли не элитой общества. Все-таки почти на такси едешь!

"Рафики" на регулярных маршрутах в Минске вымерли еще, по-моему, при СССР. Где-то до середины 1990-х наступила "маршруточная пауза", а потом маршруток в Минске стало сразу много. Воспоминание моих студенческих лет - синие Ford Transit белорусской сборки. Чтобы в них сеть, тоже приходилось стоять в очередях, но мне больше всего запомнилось другое. Однажды я зазевался - и мне прищемило палец сдвижной дверью. Было больно, но обошлось без перелома. Хотел даже писать благодарность фирме Ford за грамотную конфигурацию двери. Мои чувства к отечественному производителю стали еще теплее, когда эта история со мной повторилась в Якутске, но уже с ГАЗелью. Тогда домой я прилетел с гипсом…

Хотя ГАЗелью мне и сломали палец, эта машина не перестала от этого быть маршруткой-эпохой. Газовские маршрутки "взорвали" рынок пассажирских перевозок, их вполне можно признать "прорывным" культурным явлением своего времени. Но какой же низкий здесь был салон! А пол при этом за счет рамной конструкции базовой машины получался, наоборот, высоким. Версии с высокой крышей стали еще одним качественным скачком. Высокую пластиковую крышу делали сторонние производители. Теперь биться головой приходилось только на входе, а по салону можно было перемещаться, более-менее выпрямившись.

А сиденья стояли совершенно неудобно. Нормальным расположением могли похвастать только три кресла. Остальные (не считая тех, что рядом с водителем) устанавливались боком и спинкой назад. Так в небольшой салон старались "впихнуть" максимум пассажиров. Подобных машин с лего-салонами было очень много в Минске, сейчас они почти полностью вымерли. О классических ГАЗелях нынче я вспоминаю, только когда оказываюсь у родни в Бресте. Там до сих пор много этих "динозавров" общественных перевозок. Странно, но гляжу на такие машины с теплотой и нежностью, хотя ездить в них и неудобно.

Кстати! Помните, были у нас ГАЗели со "старой" "мордой", но высокой крышей? Такие новые (!) машины появились в Минске, когда уже несколько лет выпускалась только рестайлинговая ГАЗель. Меня долго мучил вопрос: как так? Относительно недавно из заслуживающих доверия источников узнал, что в основе тех машин с кузовами СемАР лежали… реэкспортные шасси из США. Кто-то пытался продавать там ГАЗели, не вышло, машины вернулись в Россию, где их переделали в маршрутки, а минчане купили. Вот такие у нас были уникумы!

Тогда же на минских маршрутах появились экзотические турецкие Karsan J9 - реинкарнация "ископаемых" Peugeot. Машины были куплены новыми, но… Это был мрак и ужас! Даже ГАЗель на их фоне казалась чудом. Все, что могло быть сделано неправильно с точки зрения пассажира и водителя, в Karsan было выполнено на ура и уже тогда являлось устаревшим на десятилетия. Очень быстро эти модели с маршрутов исчезли. И это хорошо!

Отдельная страница - эпоха желтых Sprinter фирмы "Миндавг". Желтые Sprinter появились столь же внезапно, как и исчезли синие Transit. Особо хочется отметить, что кардинальная смена автопарка произошла совершенно без помпы, без шумных презентаций, спокойно, в рабочем порядке. А ведь на улицы Минска вышли сразу 200 машин! Это была очень крупная разовая поставка даже по меркам Западной Европы. "Миндавг" совершил маленькую революцию и изменил портрет минской маршрутки.

Но у "Миндавга" спустя небольшое время начались "терки" то с налоговыми органами, то с таможенными… Кто-то пустил "утку", а СМИ добросовестно подхватили. Претензии появились и к самим машинам. Речь о якобы их несоответствии нормам безопасности. Из публикаций можно было узнать, что данная модель якобы совершенно не приспособлена для перевозок и является крайне опасной для жизни и здоровья граждан. Почти все крупнейшие неавтомобильные издания, освещавшие данную проблему, вполне серьезно писали о том, что желтые Sprinter, катающиеся по Минску, - это нелегальные переделки, собранные в каких-то подпольных мастерских то ли в Польше, то ли еще где.

Примечательно, что многие в польскую переделку верят до сих пор, приводя в качестве доводов такие "неопровержимые" доказательства, как "грузовая" задняя подвеска и двускатная задняя ошиновка. Двускатную ошиновку, "грузовую" подвеску и аскетичный салон для своих маршруток у компании Mercedes-Benz заказал сам "Миндавг". Что заказчик попросил, то и сделали. В этом и весь секрет. 

Информацию о "нелегальной переделке" в свое время официально опроверг сам Mercedes. Да, вариант комплектации для Минска простой как грабли, пустой как барабан, аскетичный как пещера отшельника, но выходили машины именно в таком виде из ворот "мерседесовского" завода в Дюссельдорфе.

Любопытно, как повернулась судьба. Сейчас, почти полтора десятилетия спустя, на маршрутах Минска вновь царят MB Sprinter. Только сами базовые фургоны собраны в Нижнем Новогороде, а в маршрутки их переоборудуют разные "бодибилдеры". Тогда, в начале века, для многих информация о том, что маршрутки могут быть сделаны не на заводе материнской марки, была шоком - сегодня это абсолютная норма. Такой всегда была мировая практика, кстати. Тем "забавнее" минский скандал более чем 10-летней давности, когда в "нефирменности" обвиняли наиболее фирменные версии машин из возможных. Сегодня как раз маршрутки "напрямую от Mercedes" - большая редкость. Причудлива все-таки история.

Совсем немного в Минске во все времена эксплуатировалось истинно европейских микроавтобусов, сделанных специализированными автобусными "ателье" и завезенных частниками из Европы в виде "бэушки". Но то были самые удобные и грамотные машины. Как пассажиру мне больше всего нравились именно они, но их вытеснили законодательно. Юридически перевозчиков заставляли покупать новые машины, не всегда хорошие…

Помните Lublin белорусской сборки? Одно время перевозчиков и пассажиров пытались пересадить именно на них. Сказать, что Lublin был совсем уж плох, не могу, но не лучшая это была машина в своем классе. В Минске "Люблины" можно было встретить на дорогах, но сейчас их почти не осталось, а в регионах еще попадаются.

Среднестатистический портрет минской городской маршрутки сегодня выглядит так: европейский цельнометаллический фургон, изначально новый, переоборудованный белорусским или российским "бодибилдером". Сам факт "переделки" машины уже никого не смущает. Сегодня только в Беларуси переоборудованием фургонов в пассажирские микроавтобусы занимается десяток небольших фирм. Есть удачные варианты, есть откровенно неудачные с неграмотными, а порой откровенно глупыми компоновочными решениями. Но эпоха уже другая. Норма - европейское базовое шасси, цельнометаллический кузов и "наш" салон.

Маршрутка - это тот вид наземного общественного транспорта, которым я пользуюсь чаще всего. Ввиду безальтернативности по скорости и цене. Но, если честно, где-то в душе я люблю маршрутки, хотя и прекрасно понимаю, что их наличие на дорогах - первый признак болезни системы "большого" общественного транспорта. В современном городе не должно быть по определению маршруток, какими мы их знаем. Современный город - это скоростные трамваи и выделенные автобусные линии. Минск постепенно движется к этому, маршрутки, поверьте, полностью вымрут в не таком уж далеком будущем, а мы с ностальгией будем вспоминать то, что нас сегодня нередко раздражает. 

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора 
ABW.BY