На штрафы обижаются, под колеса падают и все равно правы? Рейд с ГАИ "по пешеходам"

"Водитель наехал на нетрезвого пешехода, лежавшего на проезжей части" - такие заголовки появляются в нашей новостной ленте с пугающей регулярностью. Если говорить об авариях с участием пешеходов в целом, то не ошибемся, если скажем, что они происходят в республике каждый день. Кто нарушает ПДД, как с этим борются и как это воспринимается самими пешеходами, мы понаблюдали во время очередного рейда по Минскому району.

Вопросы снижения аварийности специалистами обсуждались не раз. Чтобы уменьшить количество ДТП с участием пешеходов, важно сделать две вещи: во-первых, максимально устранить места на проезжей части, где автомобиль и пешеход могут пересечься, во-вторых, достичь понимания между всеми участниками дорожного движения и соблюдения ими Правил. Оба пункта кажутся простыми и сложными для выполнения одновременно. И если в первом случае все зависит от финансирования, которого, как известно, всегда не хватает, то во втором ответственность лежит на самих людях, причем свою меру ответственности должны осознавать как водители, так и пешеходы в равной степени.

На практике же получается, что камни обвинений, как правило, летят в огород автомобилистов: считается, что они более подготовленные и ответственные участники дорожного движения. И это не взирая на то, что в ПДД есть отдельная глава, посвященная обязанностям пешеходов,а за рулем сидят точно такие же люди, как и те, что ходят по дорогам. Результат такого заблуждения - печальная статистика.

По данным ГАИ Минского района, за 10 месяцев 2017 года на территории района с участием пешеходов произошло 33 ДТП, в которых 6 человек погибло, 27 получили ранения различной степени тяжести. Из этого числа аварий 19 ДТП произошло по вине самих пешеходов. В целом аварийность в текущем году снизилась по сравнению с прошлым: за 10 месяцев 2016 года на территории района произошло 41 ДТП с участием пешеходов, в том числе 20 по вине последних. То есть, как видим, показатель достигнут в основном за счет уменьшения числа аварий по вине водителей. В то же время за 10 месяцев текущего года сотрудниками ГАИ в районе привлечено к ответственности за нарушения ПДД 2643 пешехода, из которых 379находились на проезжей части в состоянии алкогольного опьянения.

В начале ноября в 18.30 на улице уже кромешная темнота. Мы встречаемся с инспекторами ГАИ Минского района возле станции метро "Каменная горка" и отправляемся за город. Сегодня наша задача - проследить за тем, как пешеходы в небольших населенных пунктах соблюдают Правила дорожного движения. Патрулирование начинаем с ближайшей к Минску деревни Хатежино. По пути интересуемся у инспекторов, где и в какое время года и суток по их наблюдениям происходит больше аварий с участием пешеходов.

"Самым аварийным временем года можно назвать нынешнее - конец осени, когда световой день уже короткий, а снега еще нет. В этот период сумерки наступают рано, ситуацию усугубляют дожди: мокрый асфальт создает блики, к тому же тормозной путь на скользкой дороге увеличивается. В это время года многие носят темную одежду. Наибольшее количество ДТП происходит в темное время суток в выходные дни и пятницу. Что касается самых аварийных участков, то мы бы выделили пешеходные переходы на скоростных трассах вблизи населенных пунктов. Один такой переход находится как раз в районе деревни Хатежино, другой - чуть дальше от нее по трассе в направлении Минска. Люди идут по переходам из одного населенного пункта в другой или с остановок, а разрешенная скорость для автомобилей 90, а где-то и 120 километров в час. Водители просто не успевают заметить человека", - рассказывает инспектор ДПС ОГАИ Минского РУВД Игорь Загорельский.

По данным ГАИ Минского района, самыми аварийными участками вокруг столицы являются: 28-32-й километры трассы Р28 Минск - Молодечно - Нарочь; 9-10-й километры трассы М3 Минск - Витебск; участок в черте Колодищ на автодороге Колодищи - Заславль; 12-15-й километры трассы М6 Минск - Гродно.

Едем по поселку Хатежино. На противоположной стороне дороги на обочине видим двух женщин. С заднего пассажирского места мы заметили их не сразу, а инспекторы, сидящие впереди, увидели уже давно - у обеих на левых рукавах светоотражающие полоски. Они идут по обочине навстречу автомобилям - никаких проблем нет.

"Последние годы людей, которые носят фликеры, становится все больше, то есть можно сказать, что предпринимаемые ГАИ меры работают. К слову, мы рекомендуем людям носить именно такие светоотражающие элементы, как у этих женщин, в виде ленты. Они полностью охватывают руку и видны как спереди, так и сзади, в отличие от тех же брелоков, которые вешают на сумки и которые видны только с одной стороны", - поясняют инспекторы.

Из Хатежино возвращаемся на трассу и заезжаем в деревню Новоселье. Людей на улицах немного. Скорее всего, поток будет больше, когда пройдет автобус, - недалеко находится остановка. Навстречу машине идет девушка с собакой: фликер у нее есть, даже любимец обозначен - на ошейнике прикреплен небольшой светоотражающий брелок. У проходящего чуть поодаль мужчины тоже нарушений нет: он идет навстречу потоку, на сумке поблескивает светоотражатель - пешехода видно издалека.

ПДД. Глава 4. Пункт 17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии - по обочине. В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.

При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

17.3. При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

Интересуемся у сотрудников ГАИ, с какими нарушениями со стороны пешеходов им приходится сталкиваться чаще, кто нарушает Правила.

"Сложно сказать, кто больше нарушает. Есть и женщины, и мужчины, в том числе и пожилые, и люди трудоспособного возраста, - рассказывает инспектор ДПС ОГАИ Минского РУВД Михаил Рубан. - Девушки, как правило, более агрессивно реагируют, когда их останавливаешь и начинаешь общаться. Хотя раз на раз не приходится. Нередко нарушают и мужчины в нетрезвом состоянии. Что касается того, какие нарушение встречаются чаще, то вне населенного пункта - на трассах, дорогах между деревнями - это обычно отсутствие светоотражающего элемента и движение по проезжей части в попутном потоку автомобилей направлении. В населенных пунктах сталкиваемся с переходом дороги в неположенном месте".

Статья 18.23 КоАП РБ

Часть 1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

Часть 2. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, влечет наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

Поворачиваем на улицу Школьную и видим мужчину с открытой бутылкой пива и четырех женщин. Женщины идут без нарушений, у каждой на одежде есть светоотражающий элемент, а вот мужчина сегодня попадет в список нарушителей - фликера у него нет, идет он по краю дороги попутно движению машин, к тому же употребляет спиртное в общественном месте. Одет пешеход хорошо, очевидно, возвращаясь с работы, не ожидал увидеть ГАИ и открыл бутылку по пути к дому.

"Я все понимаю, нарушил, но, может, как-то без штрафа обойдемся? Я же уже почти дома. Пиво по дороге решил выпить, дома дети малые - не буду же я при них", - говорит он.

Мужчину проверяют на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения. Машины ГАИ Минского района сейчас оборудованы специальными анализаторами АКПЭ (Анализатор концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе - прим. ред.), позволяющими инспекторам производить освидетельствование на месте. Портативные приборы были в каждом патрульном автомобиле и раньше, но закупленные нынче отличаются высокой точностью и являются переносными аналогами тех, которые используются в медучреждениях. Это сделано для экономии времени: если в Минске возможностей отвезти водителя в поликлинику больше, то в районе инспекторам для этого пришлось бы проезжать большие расстояния. Анализатор может распечатывать полученные данные с указанием времени и значения на бумаге, документ потом прикладывают к остальным материалам дела.

Прибор показал совсем небольшую цифру, так как пешеход успел сделать всего пару глотков. Получается, мужчина не пьян, но нарушение ПДД по ч.1 ст.18.23 КоАП все же есть. Этот факт фиксируют, пешеход уходит.

Тем временем инспектор останавливает еще одного человека. Он также идет вдоль дороги, у него нет светоотражающего элемента. Когда мужчина садится в патрульную машину, по салону распространяется резкий запах спиртного.

"Назовите ваши фамилию и имя", - говорит инспектор.

Мужчина произносит невнятно несколько фраз, очевидно, называет место жительства. Судя по разговору, он прилично пьян. Инспекторы повторяют просьбу, пешеход называет требуемые данные, но слишком невнятно, а потом и вовсе отказывается разговаривать: "Что от меня хотят сотрудники ГАИ, когда я не за рулем?"

"Очевидно, нам придется ехать в отделение милиции, чтобы установить вашу личность", -  констатируют инспекторы.

После этой фразы мужчина называет свои данные. Выясняется, что он ранее имел водительское удостоверение, но был лишен права управления ТС за "пьяный руль" на три года. Хотя срок лишения давно истек, экзамен он не пересдавал, водительское удостоверение не восстановил. Вдобавок задержанный не раз привлекался к административной ответственности и в качестве пешехода. Прибор показывает значения 2,4 и 2,7 промилле, инспекторы составляют протокол об административном правонарушении и отпускают мужчину.

После этого отправляемся в Ратомку. Итого за час работы мы оформили два нарушения Правил пешеходами. А сколько нарушений ПДД пешеходами фиксируется за сутки?

"Раз на раз не приходится. Например, вчера у одного из наших экипажей было 8 пешеходов-нарушителей. У нас было 4 человека, один из которых - в состоянии алкогольного опьянения. Выпивших обычно задерживаем в выходные, но это, как правило, определенный контингент. Иногда после употребления алкоголя люди засыпают на проезжей части или на обочине, их как будто тянет на дорогу. Водители часто сообщают нам о спящих на проезжей части или обочине пешеходах, но в некоторых случаях, к сожалению, мы узнаем о них, когда уже произошел наезд", - отвечают инспекторы.

На повороте дороги видим мужчину с ребенком. Оба участника дорожного движения обозначены фликерами, а мужчина еще и держит в руке фонарик, который мы заметили издалека, даже до того как людей и светоотражатели осветил свет фар.

Во время одного из мероприятий сотрудники ГАИ рассказывали, что несколько раз сталкивались с поддельными светоотражающими элементами. Как им поясняли владельцы, они покупали их "где-то на рынке". От обычных элементов эти отличались просто светлым цветом и тем, что не обладали светоотражающими характеристиками, то есть на дороге в темноте были бесполезны. Мы поинтересовались, приходилось ли инспекторам видеть такие подделки.

"С поддельными светоотражателями нам сталкиваться не приходилось, но нередко пешеходы имеют на одежде или кроссовках светлые полоски, которые, как они считают или пытаются нам доказать, обладают светоотражающими свойствами. На самом деле это легко проверить: мы включаем фары, становимся в своей форме, на которой тоже нашиты элементы, рядом с человеком и делаем фотографию. Отличия заметны сразу, вопросы обычно снимаются".

Как будто в подтверждение этих слов спустя пять минут видим на краю дороги пешехода, который одет в спортивный костюм с белыми полосками, но эти полоски свет не отражают. Когда его останавливают сотрудники ГАИ, мужчина показывает на них: "У меня ведь все есть". Садясь в патрульную машину, житель поселка настроен агрессивно: "Уже нельзя от соседа домой дойти, в кусты буду прятаться в следующий раз". В отношении пешехода составляют административный протокол и объясняют, что в Правилах дорожного движения указано, что в темное время суток он обязан обозначать себя светоотражающим элементом на этой дороге независимо от уровня освещения. После этого пешеход уходит, отметив в протоколе, что с нарушением не согласен.

Но понял ли мужчина, за что получил штраф, и какова вероятность, что изменит свое поведение? По словам сотрудников ГАИ, их практика показывает, что немалое число пешеходов, будучи оштрафованными, впоследствии покупают светоотражающие элементы, но в данном случае сказать сложно - мужчина имеет действующее водительское удостоверение и неоднократно привлекался к ответственности за нарушение ПДД и как водитель, и как пешеход.  Последнее нарушение в качестве пешехода у него датируется августом нынешнего года - по словам самого мужчины, он перешел дорогу в неположенном месте в Минске.

Едем в Ждановичи. Возле железнодорожной станции, на улице Линейной, прямо по проезжей части идет мужчина. Когда машина ГАИ разворачивается возле него, чтобы припарковаться, он преграждает ей путь. По походке видно, что пешеход употреблял алкоголь. Инспекторы приглашают его сесть в машину.

"Я шел из магазина, думал, это другая машина, хотел, чтобы меня подвезли", - говорит он в свое оправдание.

Пешехода проверяют по базе - выясняется, что он лишен водительского удостоверения до 2021 года судом по причине, не связанной с алкоголем и ДТП. Инспекторы оформляют нарушение. На выдохе у нарушителя прибор выдает 2,3 и 2,19 промилле, соответственно он будет привлечен к ответственности по ч.2 ст.18.23 КоАП.

Получается, что за три с половиной часа патрулирования экипажем на проезжей части было выявлено 4 пешехода, два из которых были пьяны, что особенно опасно - такой человек может в любой момент качнуться и упасть под колеса проезжающего автомобиля. И доказывать свою невиновность водителю придется долго и с большим трудом. Поэтому, как говорят сотрудники ГАИ, водителям, особенно в темное время суток, рекомендуется использовать видеорегистратор.

"Машин вечером на трассе, как правило, очень мало, поэтому наезды на пешеходов в темное время суток происходят в отсутствие свидетелей. Запись с регистратора в этом случае позволяет разобраться в обстоятельствах дела и нередко снять ответственность за ДТП с водителя. Например, был случай, когда водитель в последний момент заметил нетрезвого пешехода, успел среагировать и затормозить, но уже после остановки машины тот пошатнулся и упал на капот. Тогда запись с регистратора позволила разобраться в обстоятельствах произошедшего, хотя, конечно, было много и других факторов, таких, как отсутствие характерных для ДТП повреждений. И водителям, и пешеходам стоит помнить, что пешеход также может своими действиями создать аварийную ситуацию, и в этом случае он будет привлечен к ответственности".

Мы не раз писали о том, что законодатели постоянно "зажимают гайки" для водителей - наказание для них становится все более жестким, поводов "попасть под статью" все больше, поэтому многие водители говорят о том, что в темное время суток лучше вообще не садиться за руль. Ответственность для пешеходов за нарушения ПДД не меняется, поэтому они на дороге иногда слишком расслаблены, при общении с ними нередко мелькает, что водитель несет бОльшую ответственность, чем они. А житель Лиды даже создал петицию, в которой отметил, что материальное наказание за отсутствие светоотражающего элемента является негуманным. Но статистика, которую мы привели в начале этого материала, говорит об обратном: официально пешеходы становятся виновниками ДТП более чем в половине случаев со всеми вытекающими последствиями. Опасности добавляют и наземные пешеходные переходы на скоростных трассах - как видно из той же статистики, именно на них происходит много аварий. Мы поинтересовались у инспекторов: какие меры можно еще предпринять, чтобы снизить уровень аварийности и заставить пешеходов более ответственно относиться к своей безопасности? Достаточно ли существующего наказания? Или, может, его стоит изменить в сторону смягчения или ужесточения?

"Чтобы уменьшить число аварий с участием пешеходов, нужно улучшить взаимодействие пешехода и водителя. Оба участника движения должны относиться друг к другу уважительно и соблюдать ПДД. Что касается ужесточения наказания для пешеходов, тут нам судить сложно. Пешеходы и так начинают убегать, если видят, что едет ГАИ наказывать за фликеры, штрафы никто платить не хочет. Обычно те, кого уже наказывали, покупают светоотражатели и больше не "попадаются". Хотя есть отдельные личности, которые, несмотря на многократные наказания, выводов не делают", - отмечают сотрудники ГАИ Минского района.

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY