"Нарушителей стало гораздо меньше, но требование заплатить за проезд не все воспринимают адекватно". Как мы дежурили с Транспорт

01.11.2017

Автоматическая система оплаты проезда по дорогам заработала в Беларуси с 1 августа 2013 года. С того момента много произошло событий, немало было конфликтов, недопонимания и неоправданных ожиданий. Что изменилось спустя четыре года?

Мы отправились на дежурство с работниками Транспортной инспекции на один из участков дорог в Минской области, чтобы выяснить, кто и почему сегодня нарушает правила проезда по платным дорогам и как контролируют водителей.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 №426 "Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь" осуществление контроля оплаты проезда по платным дорогам возложено на Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Соблюдение порядка пользования платными автодорогами обеспечивают передвижные пункты контроля Транспортной инспекции. 

В 9.30 мы планируем выезжать с территории отдела Транспортной инспекции, расположенного в районе станции метро "Михалово", но для начала изучим, какая техника состоит на службе у "транспортников".

Сегодня мы будем нести службу на Volkswagen T5. Это специально переоборудованный для нужд инспекции автомобиль, настоящий мини-офис на колесах, под капотом которого 2-литровый дизельный мотор, достаточно мощный, чтобы в случае необходимости начать преследование нарушителя.

В салоне установлен компьютер с доступом к базе и МФУ, на котором распечатываются нужные для оформления документы.

В багажном отделении хранятся все необходимые для работы приспособления: конусы со светоотражателями для обозначения места остановки, блокираторы и т.д. Автомобиль также оборудован специальной антенной, которая считывает информацию с бортовых устройств проезжающих машин и порталов оплаты, а также звуковыми и световыми сигналами.

Позади автомобиля есть информационное табло, на котором по-русски и по-английски может выводиться специальная информация о необходимых действиях для водителей, следующих за контрольным автомобилем, - данная возможность прописана в пп.9.1 п.9 Правил дорожного движения.

Как рассказали нам представители Volkswagen, сам по себе автомобиль, предназначенный для переоборудования, еще на этапе сборки отличается от серийного. Например, автомобили для Транспортной инспекции сразу заказываются на заводе с двумя усиленными аккумуляторными батареями и специальной консолью на приборной панели, позволяющей доустановить пульт управления своим оборудованием.

Так как работники Транспортной инспекции в силу обязанностей чаще занимаются контролем и выявлением нарушителей с помощью компьютера в стационарном режиме, для их комфортной работы в машине установлен кондиционер со вторым испарителем в салоне и программируемый автономный воздушный отопитель, который позволяет прогревать салон, не запуская двигатель. А для сохранности дорогостоящего оборудования заказывается охранная сигнализация с датчиком сканирования салона, автономной сиреной и защитой от буксировки. 

Машина, на которой мы сегодня будем дежурить, состоит на службе уже 4 года. За это время она проехала более 300 тысяч километров. По словам сотрудников Транспортной инспекции, автомобиль зарекомендовал себя как надежный, неприхотливый в эксплуатации транспорт, и это притом что работает он практически круглосуточно. Как говорят представители дилера, такой же Transporter в базовой версии часто переоборудуют под пассажирские минивэны, бронеавтомобили, изотермы, холодильные камеры и пр., то есть с тяжелыми и постоянными нагрузками он умеет справляться.

Сейчас автопарк инспекции ожидает обновления - недавно минским филиалом был получен новый Volkswagen T6. Перед тем как заступить на службу, новинка проходит техосмотр. В ближайшее время автопарк пополнится еще 16 автомобилями серии Т6.

Сегодня мы будем работать на трассе M6. Основная задача - контроль на платных участках дорог. Есть у Транспортной инспекции и иные задачи: например, следить за соблюдением водителями режима труда и отдыха и многое другое. 

Но так как работники инспекции не могут одновременно заниматься всем и сразу, на конкретное дежурство конкретному экипажу ставится приоритетная задача. Сегодня мы будем выявлять нарушителей в сфере оплаты проезда по платным дорогам. Впрочем, если специалистами будет замечено иное очевидное нарушение в сфере транспортной деятельности, они примут меры для его пресечения.

"Если говорить только о контроле оплаты, белорусские машины мы останавливаем исключительно тогда, когда имеется достоверная информация о возможных манипуляциях с бортовыми устройствами. В остальных случаях требование о внесении платы в увеличенном размере направляется владельцу почтой по адресу его регистрации. Наша основная задача на дороге - взыскать плату в увеличенном размере с нарушителей-иностранцев. Сразу хотел бы отметить, чтобы вы не упоминали в статье слово "штраф", - это понятие в данном случае будет ошибочным. В случае неоплаты или неполной оплаты проезда водитель не привлекается к административной или иной ответственности, соответственно он оплачивает не штраф, а вносит плату за проезд в увеличенном размере", - предупреждает заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области Анатолий Каспаревич.

По пути, когда машина инспекторов проезжает портал оплаты, то и дело раздается сигнал - это считываются данные. Информация обо всех зафиксированных системой автомобилях появляется на экране: если было зафиксировано нарушение, строка будет выделена красным цветом. Работники Транспортной инспекции могут выявлять и факты неоплаты проезда конкретного автомобиля - сделать это можно во время как движения, так и остановки. Для этого есть два способа: с помощью антенны можно считать данные с бортового устройства машины либо вручную ввести регистрационный знак проезжающего авто. Чтобы издали рассмотреть его и своевременно выявить нарушителя, работники Транспортной инспекции пользуются биноклем. Инспектор то и дело смотрит в него и "пробивает" по базе проезжающие мимо транспортные средства. 

"В 2013 году, когда только ввели систему оплаты проезда по дорогам, нарушений было очень много, экран в прямом смысле был весь красный. Сейчас встречается несколько нарушений за смену - совсем не так, как раньше. Люди, во-первых, привыкли к тому, что за дороги надо платить, а во-вторых, перестали допускать ошибки при работе с приборами", - поясняет ведущий специалист Минского отдела контроля платных дорог №2 Дмитрий Бондарь

По словам работников Транспортной инспекции, среди нарушителей встречаются водители как грузовых, так и легковых автомобилей, причем нельзя сказать, что последних меньше. Что касается сезонности, то больше нарушений фиксируется летом из-за большего потока. Сейчас же сотрудники сразу предупреждают, что "фактуры" может набраться мало. Но это и к лучшему.

Автомобиль останавливается на трассе в районе садоводческого товарищества "Подсадье". Пока красных строк на экране нет, сотрудники сканируют проезжающий транспорт. Мы интересуемся, каким образом водители чаще всего пытаются обхитрить систему, как за это наказывают.

"Способов много. Кто-то пытается объезжать порталы оплаты, кто-то снимает устройство, а кто-то выезжает на платный участок трассы только в местах между двумя рамками, чтобы считывающее устройство не производило списание средств. Все эти способы и места мы знаем и контролируем. Что касается наказания, тут все зависит от того, какое нарушение водитель допустил. Если человек не оплатил проезд вовсе, то есть у него нет бортового устройства, на нем закончились средства, прибор установлен с нарушением, то увеличенная плата для легковой машины на данный момент составит 100 евро, для грузовика - 260. В случае неполной оплаты, то есть когда на приборе выставлено меньшее число осей или водитель установил не свой прибор, водители заплатят половину от этих сумм", - рассказывает Дмитрий Бондарь.

Внести деньги можно с банковской карты при помощи имеющегося в авто инспекторов терминала. Если такой возможности нет, есть вариант доехать до ближайшего отделения банка. По словам инспекторов, проблемы нередко возникают именно с физическими лицами, так как у большинства водителей-международников есть карточки либо они прибегают к помощи по программе Е-100.

Мы интересуемся, что сотрудники будут делать, если сейчас появится нарушитель. 

"Каждый портал оплаты имеет свой номер, благодаря этому мы четко видим, где и в какое время зафиксировано нарушение, и можем просчитать, где находится автомобиль. Мы сразу выдвигаемся ему навстречу. Нюансы могут возникнуть, если водитель заедет, например, на стоянку и станет на суточный отстой, но большинство таких моментов у нас уже отработано. А вот если мы зафиксируем нарушителя самостоятельно, случаются и погони. Все это доли секунд - водитель порой едет со скоростью 120 километров в час, в этом случае мы включаем спецсигналы и двигаемся за ним. Если водитель не реагирует, опережаем и включаем информационное табло. Бывает, водители не реагируют на требования, в таком случае связываемся с Госавтоинспекцией - у нас достаточно тесное сотрудничество", - поясняют сотрудники.

Проходит около трех часов, у всех автомобилей проезд исправно оплачен. Мы решаем отправиться за находящуюся рядом АЗС. По словам инспекторов, нередко нарушителей ловили и там. По дороге интересуемся, какое максимальное количество нарушений было зафиксировано у одного водителя. 

"На этот вопрос, не имея под рукой статистики, ответить сложно. Дело в том, что нарушения формируются каждые два часа, то есть если водитель ехал по дороге и прибор не сработал, у него есть два часа на то, чтобы разрешить ситуацию: внести средства, съехать с платной дороги. При этом не важно, сколько порталов оплаты за это время он проедет, один или пять. Если водитель за эти два часа не предпринял никаких мер, у него начинает формироваться еще одно нарушение", - пояснил Анатолий Каспаревич.

На заправке "Белоруснефть" относительно тихо. На стоянке припарковано несколько белорусских фур, окна во всех завешены - скорее всего, водители спят. Нарушителей среди них нет, но, по словам инспекторов, если бы они обнаружили здесь иностранного водителя, не оплатившего проезд, то дождались бы, пока тот проснется. Прежде всего это безопасность движения - невыспавшийся водитель имеет большой шанс попасть в ДТП. Поэтому мы отправляемся в кафе - возможно, там застанем кого-нибудь, у кого сможем поинтересоваться, с какими проблемами пришлось столкнуться при оплате дорог и как их разрешали.

"Отношение у меня к нашей системе оплаты скорее негативное, - рассказывает один из сидящих за столом водителей. Свое имя мужчина назвать не захотел, но сообщил, что занимается перевозкой грузов только по Беларуси. - Во-первых, дорого - мы платим такие деньги, а дороги все равно разбитые. Во-вторых, пунктов пополнения BelToll очень мало: например, один пункт находится в 50 километрах от Минска, а следующий - только под Щучином, и получается, что расстояние между ними 300 километров. Не понимаю, почему нельзя сделать пункты на каждой заправке?"

Другой водитель, также не пожелавший назвать свое имя и занимающийся перевозками внутри страны, считает еще одной проблемой системы отсутствие обратной связи: "Мне непонятна система оплаты в случае, если прибор сработал некорректно: сначала я должен заплатить штраф, а потом, может быть, деньги мне вернут. Как только систему ввели, у меня была такая ситуация, и мне сказали сначала заплатить, а потом оформлять заявку на возврат денег. Мне пришлось ехать в офис, писать бумагу, которую там потеряли, разбираться. Не понимаю почему, если прибор сработал некорректно, нельзя решить этот вопрос на месте и ехать без проблем дальше? Почему я должен куда-то ходить, тратить свое время?"

По словам инспекторов, на самом деле сейчас ошибки срабатывания системы крайне редки, чаще всего в некорректной работе устройства виноваты сами водители. 

"Причин, почему устройство может не сработать должным образом, масса. Банальный пример - водитель тягача едет за полуприцепом из Беларуси в Германию. Пустой тягач имеет две оси - водитель переключает прибор, чтобы не переплачивать, а когда едет обратно, забывает об этом. Первой же рамкой на границе фиксируется факт неполной оплаты, однако так как бортовое устройство "пищит", водитель думает, что оплата снимается корректно, и очень удивляется, когда мы сообщаем ему о нарушении. Еще одна причина - когда водитель снимает прибор, а затем крепит обратно, он может нечаянно нажать кнопку и сбросить настройки. Это все истории из практики, но таких ситуаций легко избежать, если перед началом движения проверить настройки коротким нажатием на кнопку".

Причиной несрабатывания прибора может стать находящаяся рядом с ним пачка чипсов, сигарет или другая вещь, упакованная в фольгу, которая препятствует считыванию сигнала. Поэтому сотрудники Транспортной инспекции настоятельно не рекомендуют класть на приборную панель какие-либо вещи, которые могут блокировать сигнал или во время движения сдвинуться и нажать на кнопку. 

"Иногда иностранец по незнанию едет по территории Беларуси не со своим устройством, а с тем, которое ему дал друг, ранее побывавший у нас. Так как каждое бортовое устройство закреплено за конкретным автомобилем с конкретным регистрационным знаком, такое передвижение будет зафиксировано как нарушение. Бывают и курьезные случаи, когда человек едет и везет где-нибудь в барсетке прибор друга, чтобы сдать его, а тот перебивает сигнал прибора, наклеенного на стекле. В этом случае мы рекомендуем класть второе устройство в специальный пакет, в котором оно было выдано. А бывает, что устройство есть, деньги на нем есть, но установлено оно неправильно, например, стекло металлизировано, а прибор стоит в месте, где сигнал не считывается. Неверное крепление также будет зафиксировано как нарушение, так как плата из-за этого будет списываться некорректно. Чтобы избежать подобных проблем и верно определить место крепления, можно взять в пункте выдачи специальное устройство для проверки". 

Наше дежурство подходит к концу. Несмотря на то что оно было крайне спокойным, так бывает не всегда. По словам инспекторов, нарушители часто негативно реагируют на сообщения о необходимости внести плату в увеличенном размере. Но сотрудники Транспортной инспекции являются должностными лицами и наравне с инспекторами ГАИ имеют полномочия для остановки и проверки ТС.

"Нередко проблема состоит в том, чтобы объяснить иностранному водителю, что он нарушил и за что должен заплатить 100 или 200 евро. Люди не всегда адекватно воспринимают подобную информацию, пытаются закрыться в машине, прибегают к грубости, кто-то просит простить на первый раз - в общем, реагируют по-разному. Но дело в том, что наша деятельность строго регламентирована, мы действуем строго по протоколу и четко знаем законы. Водители должны понимать, что каждый из нас выполняет свою работу", - говорят инспекторы. 

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY