"Не иначе как немцы при замене мотора "накосячили". 16 лет на VW Passat B3, который "почти не ломается"

20 June 2018

Красные "номера" не обманывают - этот Passat в семье Александра уже очень давно. Если точнее, то 16 лет! И простаивать ему особо не приходится. В общем, есть о чем рассказать…

- Это сейчас Passat В3 - объект для шуток и ироничных высказываний. Но в начале 2000-х он считался если не объектом мечтаний, то просто приличным автомобилем. А если учесть, что мы пересели на него с "жигулей", это был для нас настоящий прорыв технологий! Это ведь небо и земля, как он разгонялся, поворачивал, стоял на дороге после "копейки". Все это даже мы, пассажиры, прочувствовали, а что уж говорить про отца, который мог оценить ходовые качества das Auto в качестве водителя?

Машину мы покупали, как и все тогда, еще на авторынке "Малиновка". Ребята из Витебска пригнали на продажу два Passat: белый универсал и красный седан. Оба из Германии, со всеми документами, брифами, в хорошем состоянии. За универсалом мы не гнались, взяли седан - и, думаю, не прогадали. 

Судя по документам, автомобиль был выпущен в конце 1989 года, эксплуатироваться начал в 1990-м. Пробег на тот момент был около 130 тысяч километров, и, судя по всему, это было правдой. Что подтверждала не только сервисная книжка: нам удалось "пробить" некоторую информацию через дилерскую сеть Volkswagen, а в Германии этот автомобиль обслуживали на официальном сервисе. 

Сейчас на одометре 440 тысяч. Выходит, за 16 лет проехали более 300 тысяч километров. Так ведь и не было такого, чтобы машина простаивала: ездила и зимой, и летом, практически каждый день. Ездили на ней и на семейный отдых в Анапу, Одессу…

Когда автомобиль только купили, у меня еще и "прав" не было, так что сначала на нем ездил только отец. После того как я получил заветную "корочку", уже делили с ним Passat. А потом в семье появилась Audi A4 (B6): сначала на ней ездил папа, а я на Passat, а потом поменялись - и Volkswagen снова вернулся к отцу. Но в любом случае он всегда у меня на виду. Так что я знаю про эту машину все с момента ее покупки. 

Например, могу сказать, что, за исключением нескольких элементов и локальных мест повреждения ЛКП, машина не красилась. Вот когда в мелкой аварии пострадали переднее левое крыло и "очки", их пришлось перекрашивать. И по этим элементам видно, каким был оригинальный цвет автомобиля (он подбирался по каталогу). На этом фоне видно, как выцвела краска на остальных деталях. Кое-где она даже облезла до грунта!

Раньше за кузовом, конечно, следили больше: я его полировал, выглядел он лучше. Но уже лет пять ничего не делали. Тут уже смотришь лишь за тем, чтобы ржавчины не было, "жуки" не расползались. А внешний вид постольку поскольку - машине без малого 30 лет, это уже "рабочая лошадка". 

Антикора мы никогда не делали, ограничившись лишь установкой локеров и брызговиков вскоре после покупки. Днище по заводу обработано антигравийной мастикой. Конечно, за столько лет она местами отвалилась, но в целом еще держится. И во многом это ее заслуга, что кузов по низу еще живой. 

Говорят, что под пластиковыми накладками все обычно плохо. Но когда перекрашивалось крыло, "листву" снимали - и в данном случае кузовщина оказалась в хорошем состоянии. 

Дорожный просвет небольшой, что не провоцирует на подвиги, когда съезжаешь с асфальта. Но в принципе там, где надо, проезжали. Самое страшное - это "губа", которая висит низко и норовит зацепиться за любой мало-мальски высокий бордюр. Вот с этим надо быть аккуратным, иначе придется возиться с тем, чтобы поставить ее на место, восстановить крепления и так далее. 

Машина устойчивая, но жесткая. В подвеске за это время, конечно, уже все пересыпалось. Недавно лопнула задняя пружина, причем оказалось, что сломалась она в двух местах. Сразу поставить машину на ремонт не получилось, так что две недели ездила на отбойниках… Кстати, спереди пружины уже два раза меняли. 

Судя по документам, еще в Германии на сервисном центре меняли двигатель. Изначально был установлен 2,0-литровый 16-клапанный мотор 9А на 136 лошадиных сил, а взамен поставили 112-сильный 1.8 PB. Сложно сказать, почему меняли мотор, почему поставили другую версию. Но что касается этого варианта, то к нему никаких претензий ни по характеристикам, ни по надежности. 

Например, долгое время масло мотор не "ел" вообще, от замены до замены доливать его не приходилось. Только последние тысяч 50 километров приходится доливать между ТО около литра. Заливается "полусинтетика" 10W40. Еще машина достаточно экономичная для своих размеров и лет: по трассе вполне реально вписаться в 7 литров, в городе летом получается 8-9 литров, зимой - 10. 

Кстати, по заводу нужно заливать 98-й бензин! В свое время читал, откуда такое требование: якобы этот мотор с трудом вписывался в новые экологические требования (он инжекторный, но у него нет катализатора), поэтому инженерам пришлось "колдовать" с настройками и переводить его на 98-й бензин. Ну а здесь уже зажигание выставили под 92-й бензин, так что льем 92-й и 95-й - и ничего: детонации нет, мотор тянет нормально. 

Наверное, самая дорогая деталь под капотом - расходомер. Он лопаточного типа и стоит каких-то сумасшедших денег. Но нас он не подводил. Проблема в том, что выходит из строя плата с реостатом из-за механического износа последнего. Знаю, что в Санкт-Петербурге ребята делают платы и продают по 100 долларов. Я в профилактических целях разобрал корпус и немного сместил плату, чтобы выработка шла по другой части реостата. 

Лет пять назад стал "подсекать" выпуск: как затем выяснить, были установлены вверх тормашками прокладки под выпускной коллектор. Как так вышло, непонятно. Не иначе как немцы при замене мотора "накосячили". Но машина столько лет с этим проездила, а выяснилось все только сейчас. 

Вот только недавно машина подвела так, что не позволила продолжить поездку. Перестала заводиться, пришлось брать на трос и тащить ее гараж. Заводим - начинает работать, потом снова глохнет. Поменяли катушку зажигания - вроде заработало. Но радость длилась несколько минут, мотор снова заглох… Потом знакомый подсказал: дело не в катушке, которая переживет машину, а наверняка в датчике Холла. Поменяли - точно он!

Было еще несколько неисправностей. Но если разобраться, то все они - звенья одной цепи событий, где техника, в общем-то, не виновата. Тут свою роль сыграл сначала случай, а потом человеческий фактор. Все началось с одного повреждения, которое Passat получил, когда мы ездили в Украину. Ехали рано утром, а со встречной полосы ребята на Golf (тоже белорусы, кстати) заснули и уехали в отбойник. И этот отбойник с элементами Golf полетел в нашу сторону. Вертикальный элемент ограждения, такой массивный столбик, пробил защиту двигателя, зацепил насос гидроусилителя, прошел под днищем и вылетел со стороны "кормы". 

В результате этой "атаки" оказался разбит штуцер насоса гидроусилителя. Часа три мы потратили на то, чтобы его отремонтировать. Насос ведь приводится тем же ремнем, что и помпа, то есть без него никак, "вскипятим" мотор. Запчасти не нашли, поэтому отремонтировали при помощи изоленты и холодной сварки. Ходит до сих пор!

Казалось, на этом история закончилась. Но впоследствии ее приходилось периодически вспоминать. Чтобы дотянуть до ближайшего города, пришлось снять ремень навесного оборудования и "дотягивать" на греющемся моторе. Видимо, возросшего давления тройник системы охлаждения не выдержал. "Оригинал" стоил безумных денег, поставили жесткий "китай", который через какое-то время стал подтекать. И это привело к отказу… стартера! Где тут связь? Сейчас объясню. 

Антифриз уходил вниз, попадал на маховик, а тот разбрызгивал его на стартер. Антифриз плюс пыль равно грязь. И в какой-то момент стартер забился этой грязью так, что перестал работать. Вал настолько "закоксовался", что вообще не хотел двигаться!

Пытаясь оживить стартер, мы замыкали контакты напрямую. И впоследствии это привело к другой неисправности. Есть у этих моторов один нюанс: если "земля" с двигателя пропадает, через блок управления идет слишком большой ток, в нем сгорает транзистор. 

Наверно, это и произошло в нашем случае. В какой-то момент машина перестала заводиться, жутко воняло бензином. Стали разбираться. Оказалось, форсунки не просто начали переливать топливо - они были полностью открыты! Причина - в неисправном блоке управления. Стали искать новые "мозги" и приуныли: продавцы б/у запчастей забирают твой блок, отдают рабочий, а ты доплачиваешь за это 100 долларов! Меня такой расклад не устраивал, поэтому стал изучать вопрос по форумам. И узнал, что проблема решается довольно просто, а главное - дешево. Достаточно сказать, что ремонт обошелся в 1 рубль 42 копейки - такова реальная стоимость пары копеечных деталей для схемы! 

Вот, собственно говоря, и все более-мене серьезные проблемы, с которыми довелось столкнуться за эти 16 лет. Автомобиль не просто на ходу - он каждый день ездит, исправно выполняет работу "рабочей лошадки" и подводит нас крайне редко. 

По ремонтопригодности Passat выигрывает у Audi: проще добраться до узлов, проще их ремонтировать. В обслуживании он тоже доступен. Например, масло здесь меняется вообще элементарно, так как фильтр расположен очень удобно. Если бы не было защиты двигателя, которую надо снимать для доступа к сливной пробке, это бы занимало считаные минуты. А по части надежности обе машины сопоставимы - с учетом разницы в возрасте, разумеется. Все-таки "А-четвертая" на 11 лет моложе.

Пытались ли его у нас купить? Много раз! Особенно лет пять назад, когда был бум на такие машины и цены на них были вообще какие-то неадекватные. Согласитесь, 3500 долларов за 25-летнюю машину - это неадекватно. Сейчас уже вроде все приутихло, ажиотажа нет. Но мы наш Passat продавать и не собираемся. Какой смысл? За деньги, что выручишь от продажи, все равно ничего не купишь. А здесь ты знаешь, что и когда менял, уверен в том, что машина не подведет. 

Слушал и записывал Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY 

Заметки на полях

Люка нет, кондиционера тем более, машина "на веслах"… Но есть бортовой компьютер! Который помимо среднего расхода или времени в пути показывает еще и температуру масла. 

Салон здесь просторный. Например, в формально относящемся к этому же классу Audi A4 он намного теснее!

Дверные ручки - известная боль владельцев Passat. Просто так дверь не откроешь: нужно знать, как и куда нажимать! Рано или поздно ручки приходится менять на "бэущные", которые работают не намного лучше… 

Вместо салонного фильтра - крупноячеистая сетка. В итоге весь мусор летит в салон…

Даже у седана багажник огромный! Однажды мы перевезли бетономешалку. Конечно, не в сборе, а частично разобранную. 

Защита двигателя самодельная. Причем в качестве "донора" выступил то ли холодильник, то ли электроплита - уже не помню…

Пластик держится, а вот обивка - нет. "Проплешины" на подлокотнике левой передней двери и водительском кресле с головой выдают возраст и пробег автомобиля

Большой выбор б/у запчастей для Volkswagen Passat B3 на сайте BAMPER.BY. Ищи запчасти правильно!

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber