Око за око? Люди не против "сажать" надолго виновных в "пьяных" ДТП с жертвами

Пока в медицине мечтают о создании чудо-таблетки, которая вылечит ото всех болезней, а в образовании - о разработке универсальной методики, подходящей для всех учеников, наша правоохранительная система, кажется, нашла способ, как заставить всех граждан быть законопослушными. Точнее - как искоренить пьянство за рулем. Все просто: надо ужесточать, ужесточать и еще раз ужесточать ответственность. 

Уверенность в действенности этого подхода вовсе не безосновательна. Так, начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности УГАИ МВД Александр Занимон почти год назад на пресс-конференции рассказал, что последнее время Госавтоинспекция ежегодно задерживает порядка 35 тысяч нетрезвых водителей. Еще десять лет назад этот показатель был втрое выше. 

Что касается аварий, то их пьяные водители совершают около тысячи в год. Сократилось и количество уголовных дел в отношении автомобилистов, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. "Если еще пару лет назад возбуждалось около 4500-5000 уголовных дел в год, то теперь этот показатель равен 1,5 тысячи", - сказал Александр Занимон.

Точные цифры и того меньше: в 2017 году по сравнению с 2016-м количество выявленных пьяных водителей снизилось на 10,5% (с 26.428 до 23.660). К уголовной ответственности в 2017-м было привлечено 1144 водителя.

Что же, цифры сказали все за себя, поэтому схема получилась "без извилин", ее озвучил на днях министр внутренних дел Игорь Шуневич: "Знаете, одному человеку достаточно предупреждения - и он поймет. А другому недостаточно и лишения "прав" - он не поймет. В этом случае, это мое убеждение, нужно воспитывать боязнь нарушить закон. И это объект наших будущих действий - достаточно суровых, жестких, которые мы намерены предпринять в будущем".

Сейчас мы находимся на следующей ступени планомерной стратегии по изменению законодательства. Так, генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк 20 сентября рассказал, что планируется установить минимальный и увеличить максимальный срок наказания в виде лишения свободы за нетрезвое вождение с тяжкими последствиями, предусмотреть применение безальтернативного пятилетнего срока лишения права управления транспортным средством. 

Поскольку о реальном законопроекте говорить еще рано, стоит предположить, что изменения ждут ч.4 ст.317 УК "Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств": о "пьяных" ДТП речь идет в ч.4 и ч.5, однако в последней, где оговариваются трагедии, повлекшие смерть людей, минимальный срок лишения свободы уже и так установлен.

Статья 317. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Деяние, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

"Принятие таких мер позволит закрепить положительные тенденции в сфере безопасности дорожного движения, снизить число правонарушений и преступлений, связанных с пьянством за рулем, уменьшить количество ДТП по вине нетрезвых водителей и пострадавших в них людей", - убежден Александр Конюк.

Насколько такие ожидания правоохранителей оправдаются? Трудно прогнозировать, но уже сейчас можно сказать наверняка, что такого же "эффекта" по снижению статистики, как от введения спецконфискации, ждать не стоит. Прежде всего потому, что никто из садящихся в пьяном состоянии за руль о перспективах попасть в аварию и уж тем более причинить вред человеку не думает. Поэтому и санкции этой статьи "пугательную" функцию выполнить не смогут. 

Как выясняется, и на вынесении судами вердиктов планируемые изменения не особо скажутся.

"Сегодня судебная практика сводится к тому, что люди, севшие в состоянии алкогольного опьянения за руль и ставшие виновными в ДТП, а тем более с жертвами, получают достаточно суровое наказание. Сроки лишения свободы приближаются к верхней границе того, что предусмотрено санкциями частей 4 и 5 статьи 317 УК. А лишение права управления на срок 5 лет виновный получает практически всегда, - говорит адвокат Наталья Майко. - Более того, здесь не наблюдается даже коррупционного влияния, потому что все подобные случаи оказываются на виду, и на фоне жесткой борьбы с пьянством за рулем желающих вместо виновного сесть на скамью подсудимых не находится". 

А раз так, то какая необходимость в озвученных поправках? Оказывается, в глазах людей в этом есть смысл: ради восстановления справедливости.

На прошлой неделе на вопрос "Надо ли, на ваш взгляд, ужесточать наказание за "пьяные" ДТП с тяжкими последствиями?" абсолютное большинство - 52% участников опроса - ответило: "Да, виновные должны получить по полной".

Почти вдвое меньше респондентов уверено, что на поведении нарушителей это никак не скажется. "Тем, кто садится пьяным за руль, до лампочки эти ужесточения" - этот вариант ответа выбрали 23%, а по мнению 9% опрошенных, и нынешние санкции вполне адекватны.

12% полагают, что такие изменения выполнят профилактическую роль. 

И совсем немного сторонников оказалось у вариантов "Да, так "отмазывать" будет сложнее" (2%) и "Может быть. Поживем - увидим" (2%).

Конечно, незамысловатая идея закона как "карающего меча" и закона как "пугала" приносит свои плоды. Более того, пострадавшим она дает ощущение справедливого возмездия. Однако слабая ее сторона в том, что с нарастанием "силы воздействия" эффективность таких мер падает. Поэтому в ежегодных отчетах количество пьяных, севших за руль и покалечивших людей, принципиально не изменится, введи мы 20 лет лишения свободы за такое преступление или 40. 

И тогда придется переходить к материям более сложным. Например, как обеспечить достаточный контроль за безопасностью дорожного движения, когда штат сотрудников ГАИ не укомплектован в некоторых подразделениях наполовину? Наконец, почти космос: как с помощью профилактических мер - воспитания и убеждения - предупреждать такие поступки? 

Ну а принцип "око за око" вышел с человечеством из пещер, в нем нет ничего нового. И перспективного, стоит полагать, тоже. 

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber