Почему DOT стал не тот, или Зачем иногда обновлять "тормозуху"

28.09.2017

Тормоза должны останавливать автомобиль перед препятствием, а не за ним - большего от них не требуется. Специалисты по тормозным системам уверяют, что ситуация с торможением может пойти по второму сценарию, даже если водитель своевременно отреагировал на появление перед машиной помехи движению и, нажав на педаль тормоза, начал снижать скорость, но по каким-то причинам жидкость в тормозной системе давно не менялась.

Периодически обновлять тормозную жидкость рекомендуется по причине ее гигроскопичности, или, другими словами, способности поглощать влагу из воздуха, поступающего через пробку в компенсационный объем резервуара на главном тормозном цилиндре. По мере насыщения водой уменьшается температура, при которой становится возможным появление в жидкости пузырьков пара.

Как известно, торможение автомобиля обеспечивается благодаря трению накладок на тормозных колодках о тормозные диски и барабаны. При трении выделяется тепло, которое не только рассеивается в окружающем пространстве, но также передается деталям тормозных механизмов и гидропривода, в том числе тормозной жидкости. Сама жидкость несжимаемая, чего не скажешь о ее смеси с пузырьками пара. Чем больше пузырьков появилось в результате нагрева, тем существенней падает давление, передающееся в процессе торможения по гидроприводу к колесным тормозным механизмам, и хуже эффективность торможения.

Неслучайно температура кипения является важнейшей характеристикой тормозной жидкости. Именно она определяет, какой именно DOT увидит покупатель на товарном ярлыке емкости с тормозной жидкостью.

Спецификация DOT разделяет автомобильные тормозные жидкости на четыре класса - DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Из-за свойственной жидкостям гигроскопичности различают температуру кипения сухой и увлажненной жидкости. Увлажненной называется жидкость, насыщенная 3,5% воды. Температура кипения в "сухом" состоянии у жидкостей класса DOT 3 должна быть не ниже 205°С, у DOT 4 - не ниже 230°С, у DOT 5 и DOT 5.1 - не ниже 260°С. После насыщения 3,5% воды жидкости DOT 3 не должны закипать до 140°С, DOT 4 - до 155°С, DOT 5.1 - до 180°С.

Принадлежность к классу определяет применяемость жидкостей на транспортных средствах. Сфера применения DOT 3 ограничена автомобилями с невысокой максимальной скоростью и барабанными тормозами, реже - с передними дисковыми тормозами. На автомобилях со всеми дисковыми тормозами, как правило, применяются жидкости класса DOT 4. Жидкости DOT 5.1 предназначены для спортивных автомобилей. В дополнение к основным классам стандартом ISO 4925 предусмотрены подклассы DOT 4 plus и DOT 4 class 6, которые учитывают требования, предъявляемые к тормозным жидкостям при наличии систем ABS и ESP. В частности, для жидкости DOT 4 class 6 установлена в два раза более низкая вязкость при температуре минус 40°С, чем для обычных DOT 4, что обеспечивает быстродействие ABS в морозы. 

Особняком стоят жидкости класса DOT 5, при производстве которых в отличие от жидкостей DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, изготавливаемых из гликолевой основы, используется негигроскопичная силиконовая основа. Благодаря этому жидкости DOT 5 не вбирают воду, из-за чего их температура кипения в процессе эксплуатации практически не изменяется.

Однако это достоинство перекрывается недостатками, ограничивающими применение DOT 5 в общегражданских автомобилях. В частности, из-за того что силиконовой основе свойственно аэрироваться, или, иначе говоря, насыщаться воздухом, жидкости DOT 5 не способны обеспечить нормальную работу ABS, ESP и других электронных систем, связанных с тормозами.

Кроме того, влага, которая в любом случае попадает в тормозную систему, не имея возможности раствориться в DOT 5 и будучи тяжелее, накапливается в местах, расположенных наиболее низко, где вызывает коррозию, а зимой образует ледяные пробки.

С гликолевыми жидкостями DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 силиконовую DOT 5 смешивать нельзя, так как полученная смесь расслоится и может дать осадок. Во избежание путаницы стандарт FMVSS 116, напоминание о котором наряду с DOT и ISO также можно увидеть на этикетке емкости с тормозной жидкостью, обязывает окрашивать гликолевые жидкости в желтый цвет, а силиконовые - в красный. Дополнительный признак принадлежности к жидкостям на силиконовой основе - наличие на этикетке обозначения SBBF (Silicon Based Brake Fluid), которое должно отличать жидкости класса DOT 5 от сопоставимых с ними по температуре кипения в сухом состоянии гликолевых жидкостей DOT 5.1, помечаемых аббревиатурой NSBBF (Non Silicon Based Brake Fluid).

Жидкости на гликолевой основе смешивать можно, поэтому, если где-то в дороге обнаружится, что из-за неожиданно появившейся течи жидкость из системы убывает и требуется довести ее уровень в бачке главного тормозного цилиндра до нормы, можно добавить любую гликолевую тормозную жидкость из найденных в придорожной торговле.

При добавлении жидкости низшего класса свойства смеси должны ухудшиться, однако вряд ли по температуре кипения жидкость DOT 3, залитая из только что распечатанной упаковки, уступит неизвестно сколько лет не менявшейся DOT 4.

Помимо снижения температуры, при которой становится возможным появление в тормозной системе паровых пробок, вода, как о том говорилось, способствует коррозии в магистралях, главном и рабочих цилиндрах.

Специалисты, занимающиеся ремонтом тормозных систем, уверяют, что белесый налет на манжетах тормозных цилиндров представляет собой накипь, которая появилась на поверхностях, контактирующих с тормозной жидкостью, в результате нагрева воды.

Но даже если это не так, ведь содержание минеральных солей во влаге, попадающей в тормозную систему с окружающим воздухом, ничтожно, приходится учитывать, что вода ухудшает смазывающие способности жидкости, которая, помимо всего прочего, является смазкой подвижных деталей гидропривода тормозов, и это может привести к их преждевременному выходу из строя.

Для экспресс-оценки степени увлажнения тормозной жидкости предназначены приборы со "светофорной" индикацией. Если после погружения датчика в жидкость зажжется зеленый сигнал, концентрация воды не превышает норму. Желтый сигнал означает, что жидкость лучше заменить, красный - что она уже никуда не годится. Продавцы тормозных жидкостей утверждают, что в наших климатических условиях можно ожидать, что о необходимости замены прибор просигнализирует уже через два-три года после начала использования жидкости.

Правда, есть тут и подвох: прибор оценивает состояние жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, но качество жидкости в рабочих тормозных цилиндрах может быть иным. Однако на СТО, ремонтирующих тормоза, взятием пробы жидкости из колесных цилиндров обычно не "заморачиваются". 

В инструкции по эксплуатации автомобиля указывается, какому классу DOT должна соответствовать тормозная жидкость.

Дублирующую надпись размещают на крышке бачка главного тормозного цилиндра.

Для одной и той же торговой марки чем выше класс DOT жидкости, тем она дороже. Но экономия неуместна, так как жидкость класса ниже рекомендованного в инструкции не рассчитана на возможные температурные нагрузки, которые испытывает тормозная система в конкретной модели автомобиля, и способна закипеть преждевременно. Вот тогда тормоза могут не остановить машину перед препятствием. От водителя требуется только поездить в жаркую погоду и изобразить из себя пилота "формулы". 

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY