Покупаем "ящик с электричеством" - на что обратить внимание и какую сумму готовить

19.10.2017

Если летом аккумуляторная батарея ни разу не напомнила о своем существовании в автомобиле, не факт, что она сможет так же уверенно справляться со своими обязанностями в холодный период эксплуатации. На то, состоится или нет запуск двигателя в мороз, влияют несколько факторов, например, сопротивление электролита, которое увеличивается тем больше, чем ниже опустился столбик термометра, и ухудшившиеся по причине замедления химических реакций характеристики батареи.

А дальше как карты лягут. Хорошо, если удастся вернуть аккумулятор в строй подзарядкой, но бывает, что состарившаяся батарея более не в состоянии при зарядке запасти столько энергии, сколько требуется, чтобы справиться не только с указанными факторами, но и, например, с сопротивлением загустевшего на морозе моторного масла. И тогда хочешь не хочешь приходится держать путь в места, где можно найти замену источнику тока, ставшему неспособным запускать мотор.

Чтобы поход по торговым точкам не оказался бесплодным, к нему желательно подготовиться.

Предварительная база данных для покупки нового аккумулятора - емкость и пусковой ток, которыми должна располагать аккумуляторная батарея, установленная на автомобиль. Узнать о них можно из инструкции по эксплуатации либо взглянув на ярлык, наклеенный на старый аккумулятор.

Не помешает также измерить габаритные размеры старого аккумулятора, а также диаметр хотя бы одной из его клемм, и запомнить, с какой стороны находятся плюсовая и минусовая клеммы, утоплены они по отношению к крышке или же выступают над ней.

В продаже представлены схожие по величине емкости и пускового тока аккумуляторы с разными размерами, прямой и обратной полярностью, европейским и азиатским типом клемм, утопленными или выступающими над крышкой батареи клеммами. Знание перечисленных параметров позволит с первой попытки выбрать товар, который без проблем встанет на предназначенное для него место.

Остается определиться, какой аккумулятор нужен, исходя из его конструктивных и технологических особенностей, а также финансовых возможностей покупателя: обслуживаемый, необслуживаемый или вовсе изготовленный по технологии AGM.

Если говорить о батареях одной торговой марки с сопоставимыми характеристиками, то обслуживаемые аккумуляторы самые дешевые. Доступность была бы их единственным преимуществом над необслуживаемыми конструкциями, к которым AGM-батареи также относятся, если бы не одно но.

Необслуживаемые аккумуляторы болезненно реагируют на нарушения в работе регулятора напряжения в бортовой сети автомобиля. Особенно опасна зарядка с повышенным напряжением, которая ведет к "выкипанию" и понижению уровня электролита в банках (в AGM-батареях высыхают прокладки из стекловолокна). Поскольку долить дистиллированную воду в банки необслуживаемых аккумуляторов невозможно, они преждевременно выходят из строя.

По этой причине для старых автомобилей, где высок риск неполадок генератора, покупка обслуживаемой батареи, в которой предусмотрена возможность доливки электролита, может оказаться предпочтительной.

Кроме цены и критичности к уровню зарядного напряжения, все остальное - в пользу необслуживаемых аккумуляторов. Они действительно практически не требуют обслуживания, из-за минимального саморазряда редко нуждаются в подзарядке, если даже бездействовали длительное время. 

Преимущества необслуживаемых конструкций заключаются еще и в том, что они обеспечивают более высокие пусковые токи, быстрее заряжаются и восстанавливают рабочие свойства после глубокого разряда, вызванного, например, продолжительным зимним запуском двигателя.

Достоинства необслуживаемых аккумуляторов базируются на свойствах и качестве материалов, из которых они изготавливаются, а это в свою очередь дает им больший срок службы: по разным оценкам, на 10-20% - в сравнении с обслуживаемыми конструкциями.

На еще более длительный срок службы при, повторимся, корректной работе генератора можно рассчитывать, купив аккумулятор AGM. Однако обходится покупка AGM-батареи примерно на 50% дороже, чем обычного аккумулятора с подобными характеристиками, что делает этот товар мало востребованным. Если же по причине конструктивных особенностей автомобиля в его штатной комплектации предусмотрена AGM-батарея, то и меняться она должна на аналогичный аккумулятор. Обычная батарея, установленная вместо AGM, при тех же режимах работы прослужит недолго.

Технология EFB, внедренная в производство стартерных аккумуляторов сравнительно недавно, направлена на улучшение характеристик необслуживаемых аккумуляторов традиционной конструкции и приближение их способности быстрее восстанавливаться после разряда к возможностям AGM-батарей. Особенности EFB отразились на долговечности и цене, которые у EFB увеличились примерно на 10-15% в сравнении с обычными необслуживаемыми аккумуляторами той же марки.

Однако на замену отслужившего AGM-аккумулятора батареей, изготовленной по технологии EFB, отдельные специалисты смотрят скептически, указывая, что, в зависимости от торговой марки, EFB-аккумуляторы могут не оправдать ожиданий покупателя, осуществившего подобную замену.

Цены на аккумуляторные батареи в некоторых торговых точках Минска в зависимости от марки и основных характеристик представлены в таблице.

МодельЕмкость, АчПусковой ток, АЦена, руб.AutoJet5545083-85Исток5542095Patron55430105Voltmaster55460110АКОМ55460115Sznajder55460115АКОМ Reactor55550125ZAP55460130АКОМ EFB55480135Exide55460130-140TAB55550160-170AutoJet6048088Patron60480110-115MAFF60550126Baren60510130Baren60540140-155АКОМ EFB60530140Exide60540150Exide AGM60680290DETA70640155-160Baren70640160Exide70640160Varta70640180-190StartBat90670150Voltmaster90720175-180Zubr90720185Volat90810200Exide90720215-230Varta90720230

При наличии возможности выбирать между несколькими торговыми точками, предпочтительней покупать аккумулятор в специализированных на продаже этого товара центрах. Как правило, там в зачет цены новой батареи можно избавиться от старого аккумулятора. Впрочем, не это главное.

Покупателю всегда любопытно узнать, что он собирается купить. Оценить состояние аккумулятора можно по показаниям нагрузочной вилки.

В некоторых специализированных центрах имеются не только нагрузочные вилки, но и более современные диагностические приборы, позволяющие убедиться в дееспособности батареи.

А сделать это не помешает, ибо характеристики аккумулятора из-за протекающих внутри процессов саморазряда начинают изменяться в сторону ухудшения не с момента начала эксплуатации, а с момента изготовления.

Дату выпуска следует искать на крышке батареи. Она также может быть нанесена на минусовую клемму. Иногда дату размещают в маркировках или выполняют ее в виде цветовых маркеров, не поддающихся обычному покупателю для расшифровывания. Вот тут помощь квалифицированного продавца также не будет лишней.

Наконец, специализированные торговые точки представляют интересы крупных рыночных операторов, имеющих центры по сервисному обслуживанию аккумуляторов, где, помимо работы с клиентскими батареями, новые аккумуляторы, по каким-то причинам надолго задержавшиеся на прилавках или складах, подвергаются подзарядке, позволяющей восстановить утерянные из-за саморазряда кондиции. Универсальные торговые точки, продающие разнообразный автомобильный товар и за счет аккумуляторов лишь расширяющие свой ассортимент, всем этим не располагают и по своей сути являются лишь промежуточным звеном между крупным оператором и конечным покупателем.

Как видим, перечень основных моментов, которые следует учесть при выборе аккумулятора, не такой уж длинный и легко реализуемый. Награда за усилия - надежный пуск автомобиля, не смотря на показания термометра.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY