"Понравилось отсутствие ощущения кризиса". Беларусь глазами россиянина

18.01.2018

Желание съездить в Беларусь уже несколько лет преследовало меня в виде навязчивой идеи. В Минске давно жила сестра, которая неоднократно звала погостить. Однако каждый раз находились разные причины - работа, учеба, личные проблемы, - которые отодвигали поездку. Но год назад, в ноябре 2016-го, все наконец сложилось.

На чем едем?

Я и моя будущая жена собрали вещи и, встав пораньше на следующий день, выехали в сторону псковской трассы. Поначалу была мысль ехать на поезде, но я быстро от нее отказался. Во-первых, вдвоем выгоднее и удобнее на машине, во-вторых, поездка мне была нужна, чтобы основательно проветрить и прочистить мозги. Путешествие за рулем для этого самое то - рули себе и рули. Да и дорожную романтику никто не отменял - хотелось поглядеть по сторонам.

К тому же кроме планов просто посмотреть Беларусь у нас было еще два дела, которые сподручнее решались с машиной.

В путь нас повезла моя Skoda Fabia II 2007 года выпуска с 86-сильным мотором 1.4 бензин. Машинка была куплена за полтора года до этого в фирменном автосалоне, куда ее сдали по трейд-ину. Пара слов об авто: комплектация Sport (по VIN) - все стеклоподъемники, кондиционер, обогрев сидений, ABS с антипробуксовочной системой, кожаный руль и т.д. Видно, что была несильно бита спереди - зазоры малость "гуляли". Цена авто - около 4500 долларов

Пробег на момент приобретения заявлялся 76 тысяч километров, хотя, судя по затертости руля и состоянию салона, был отмотан "продаванами" на "сотню" как минимум.

Про покупку машины можно написать отдельную статью. Выбор "бэушки" та еще лотерея, а времени и денег на поиск приличного экземпляра может уйти немерено. При этом кажется, что за условную тысячу "вечнозеленых" найти машину трудно, зато за пять проблем не возникнет - денег-то "полные карманы"! Но нет, и за пять, и за десять тысяч для каждого покупателя на своем финансовом уровне предлагаются такие же "упилки", только выше по марке/модели/году/комплектации и пр.

Поначалу искал KIA Spectra и Chevrolet Lacetti, но за обозначенные 4000-4500 долларов все машины были либо сильно битыми и криво восстановленными, либо ржавыми. В итоге, осмотрев больше десятка автомобилей и еще раз "прочесав" объявления на автосайтах, увидел Fabia второго поколения от официального дилера за 4500, поехал, посмотрел и в тот же день купил.

Позже, как обычно, вылезли разные поломки в виде патрубка радиатора и прочей мелочи, но в основном машина была в рабочем состоянии. За полтора года владения я накатал около 13 тысяч километров, за которые серьезных проблем автомобиль не доставил. И к поездке в Беларусь особо готовить я ничего не стал. Из трат - бак бензина да грин-карта - страховка на две недели, которая обошлась в 13 долларов. Кстати, от страховщиков я узнал, что у прошлых хозяев моя Skoda уже каталась по Европе.

"Забавно осознавать, что здесь живут уже другие люди"

Вся наша поездка была рассчитана на шесть дней. Маршрут простой - из Петербурга через Новополоцк напрямую в Минск. Российскую часть маршрута мы прошли без проблем и достаточно быстро. Единственная заминка возникла в Псковской области на подъезде к белорусской границе. Несмотря на точное понимание, что платная (она же короткая) трасса уходит вправо, я затупил на развилке и, вероятно, по старой памяти (ездил как-то по работе) пошел влево на Смоленск. Пришлось ехать через Витебск, что увеличило маршрут на сто с лишним километров.

Впрочем, мы сильно не расстроились. Дорога хорошая, а нашей целью было просто доехать до Минска, не ставя рекордов скорости. Странное чувство было при въезде в Беларусь: ни пограничников, ни таможенников - никого. Просто проехали не останавливаясь. Знаю, что на сайте и форуме есть люди, которые предпочли бы иметь сплошную бетонную стену, чтобы отгородиться от "диких азиатов", но я не хочу трогать политику. И поверьте, я сам обеими руками за открытые с Европой и для РФ, и для РБ границы.

Ну и забавно осознавать, что здесь живут уже другие люди, хотя, казалось бы, ничем земля одна от другой не отличается. Наверно, я еще не разучился удивляться таким простым вещам. Минуту назад за спиной были синие ящики "Почты России", а здесь уже "Белпошта", тоже синяя, деноминированные белорусские рубли и свои законы. Да и ощущение сразу какое-то иное.

Что касается состояния дорог, о чем много спорят, то большой разницы я не заметил, хотя в Беларуси, на мой скромный взгляд, их качество ровнее по стране. У нас, в России, в одной области может быть почти идеальный "автобан", а через пару километров - разбитый как после бомбежки асфальт.

И вообще впечатление от Беларуси было приятным - ухоженно вокруг, аккуратно.

День первый. "Технологии, однако"

Дебютный "пит-стоп" мы сделали километров через 40 после границы, если не вру. Вышли размять ноги и заодно покормили запасенными бутербродами местных собак, которые, судя по их виду, обитают на этой стоянке и живут с проезжающих машин.

Дальше был объезд Витебска и марш-бросок до Минска. Несмотря на не самую приятную погоду, трасса понравилась. Под белорусское радио к восьми вечера (выезжали из Питера в шесть утра) добрались до места назначения. Последний отрезок пути прошли по МКАД. Похоже на кольцевую в СПб, но масштаб скромнее - у нашей длина больше 140 километров, состояние дорожного покрытия примерно одинаковое. Зато все понятно, с указателями разобрались быстро.

Все дни жили у сестры неподалеку от новой хоккейной арены - на Мястровской улице. Адрес нашли быстро. Перед поездкой жена закачала оффлайн-карты Беларуси для Google, всю поездку мы ориентировались по ним с помощью GPS, не пользуясь на телефоне роумингом. Оказалось очень удобно - увидели много интересных мест, которые не посмотрели бы, не будь они отмечены на карте.

По приезде припарковались, разгрузили вещи и пошли размять те нижние части тела, которые особенно устали за 14 часов дороги. Маленькой пешеходной экскурсией стал поход в ближайший супермаркет, где были поменяны деньги и закуплены готовые салатики на поесть.

Жене очень понравились светофоры, на которых зеленый свет для пешеходов включается сенсорной кнопкой - технологии, однако, в Питере такого нет. Так закончился первый день на белорусской земле.

День второй. "Поймать лося на капот мало кто хочет"

На второй у нас была запланирована поездка в Быхов. Надо было взять справку из местного загса для одного уроженца этих мест, который намеревался в Петербурге жениться, что было невозможно без отметки о несостоянии в браке. С утра, часов в восемь, собрались и поехали. Из Минска выбрались быстро, практически без пробок, а 160 километров в одну сторону - мелочь для "бешеной собаки". Ехали быстро, но соблюдая скоростной режим. Удивили широкие обочины на трассе и натянутая вдоль леса металлическая сетка. Такого сплошного забора я еще не видел. С другой стороны понятно - поймать лося на капот мало кто хочет.

Дорога до Быхова понравилась, как и сам городок, - тихо, спокойно, красиво. Пока ждали открытия загса с обеда, пили кофе в ресторанчике.

Получив все необходимые бумаги, отправились обратно в Минск, но уже другой дорогой, через Могилев. При этом до сих пор жалею, что не проехали до Бобруйска, - прославленный интернетом город надо было посетить, как и столицу сгущенки Рогачев. В Могилеве особо не задерживались - только заехали в торговый центр подкрепиться, где ели очень вкусные драники. Жаль фотографий не осталось.

День третий. Привет лидским кроссовкам

На следующий день был запланирован вояж в Лиду. Причиной поездки стал не Лидский замок, о существовании которого мы узнали уже потом и, к своему стыду, случайно, а местная обувная фабрика.

Здесь будет небольшое отступление. Еще дома я наткнулся в интернете на кроссовки модели ЛМ-17, они же "легендарные". Прикинул их стоимость с завода, и появилась мысль купить небольшую партию и продать уже в Питере. Но, проехав 180 километров до Лиды и попав в фирменный магазин при фабрике, я понял, что бизнес-идея провалилась. Чудес не бывает - качество соответствовало цене. То, что хорошо смотрелось на картинке, в жизни оказалось неказистой и немного кривоватой продукцией. Совершенно не хочу критиковать заводчан - уверен, что носятся кроссовки долго и служат верно, но получить прибыль от их реализации у меня вряд ли бы получилось. А те модели взрослой и детской обуви, что смотрелись здорово и были сделаны, скорее всего, на новом оборудовании, стоили соответственно. В итоге, постояв минут сорок в раздумьях и с калькулятором, мы ушли из магазина без покупок.

Зато в Лиде оказался красивый замок и вкусное пиво (за рулем не употребляю, пил дома) местного завода, которое было закуплено впрок. Поели белорусских бургеров и картошки в фастфуде, погуляли, посмотрели город. Все очень опрятно, люди приветливые. Нам понравилось, так что не считаю, что съездили впустую. Зато на обратной дороге заехали к руинам Гольшанского замка. Знаки при этом пугали, что мы въезжаем в пограничную с Литвой территорию.

"Показалось, что для белорусов машина - главный показатель успеха в жизни"

В оставшиеся дни мы успели посмотреть Мирский (просто супер - смотреть обязательно!) и Несвижский (не менее классный) замки. Побывали в музее Национальной архитектуры и быта, где почти заплутали, пока нашли. Дорога, не в пример остальным в Беларуси, оказалась достаточно "убитой" и шла через какую-то промзону, как показалось. Но разобрались. Зато в самом музее отлично погуляли, пообщались с экскурсоводом - очень приятная женщина, много рассказала нам о реставрации церкви.

Напоследок поездили и походили по Минску. Старый город классный, хотя и совсем небольшой, однако учитывая, что здесь было в войну, уже хорошо, что сохранился. Очень понравился главный католический собор. Видимо, мы попали по времени на церковный праздник - на ступенях везде стояли лампады, что смотрелось просто потрясающе красиво. Тоже поставили одну, не ради массовки, а со смыслом.

Там же погуляли по подземному торговому центру, где накупили продукции "Коммунарки" и "Спартака" себе и в подарок. А на следующий день уже выехали домой в СПб.

К слову, перед поездкой я "переобулся" в новые шипованные шины Hankook i-Pike, чему очень порадовался как раз в день отъезда. В ночь выпало много снега, дорога превратилась в каток с сугробами по краям. По пути на Новополоцк в канавах и на обочинах увидели несколько любителей летней резины. Где-то помогли, где-то проехали мимо, так как машины стояли пустые - видно, водители отправились на поиски трактора.

Что касается общих впечатлений от поездки, то они оказались крайне положительными. Дороги в Беларуси хорошие, люди приветливые. Минск расположен очень удобно, почти до любого конца страны можно доехать за день и успеть вернуться - для автомобильного туризма самое то.

Еще понравилось отсутствие ощущения кризиса - тихо и спокойно, можно выдохнуть. Не скажу за белорусов - вам виднее, но Минск с большим количеством дорогих иномарок на улицах точно не кажется бедным городом. В отдалении от столицы автопарк, конечно, проще, чаще встречаются советские/российские авто, но все в рабочем состоянии. При этом мне показалось, что для белорусов машина - главный показатель успеха в жизни: заработай и купи покруче. Может, я и ошибаюсь.

Еще в поездке по Беларуси очень удивило, что везде отлично ловилось радио (привет, "Юнистар") в машине по всей стране, тогда как в Питере стоило отъехать от города на 20 километров - и начинались помехи.

"Движение спокойное. Иногда даже слишком"

Учитывая, что это автомобильный сайт, скажу пару слов про дороги и стиль вождения в РБ. В Минске в разы меньше пробок, чем в Питере, через весь город можно достаточно быстро и удобно проехать. Проблема была только припарковаться в центре. Не скажу, что все идеально, но, поверьте, жаловаться минчанам грех. Да и в других городах, где мы были, дорожное движение вполне вменяемое. Особенно здорово устроены левые повороты с отдельной полосой - у нас такого практически нет.

Движение спокойное. Иногда даже слишком спокойное - впереди ни светофора, ни перекрестка, а найдется водитель, который будет ехать по среднему ряду 40-50 километров в час. С другой стороны, лихачей меньше (большинство или на дорогих иномарках, или на российских "номерах"). Общественным транспортом, кроме метро, не пользовались, так что ничего не могу сказать про его работу. Зато подземка в три раза дешевле, чем в СПб.

Сразу скажу, что сам я ездил, соблюдая ПДД. Не превышал, не парковался на газонах, не бросал окурки в окно (вообще не бросал, так как не курю), не мусорил, не перебегал дорогу на красный, не "подрезал" другие машины и в принципе уважал чужие правила и законы. Считаю, что все, кто едет в другую страну, должны вести себя адекватно, а не отрываться по полной. Это касается всех и в Беларуси, и в России, и везде.

Бюджет нашей поездки составил около 400 долларов. И это при условии, что мы жили не в гостинице. Но все могло выйти дешевле, просто часть денег, отложенных на закупку вышеупомянутых кроссовок, в итоге была пущена на сувениры, походы в музеи, зоопарк и пр. С другой стороны, хорошие впечатления стоят денег, а самое главное от отдыха - приятные воспоминания.

Сейчас, по прошествии года, могу лишь пожалеть, что не успели съездить в Брест, в Беловежскую пущу. Зато будет повод вернуться, желательно уже летом.

И последнее: продуктивными оказались не только дни отпуска, но и ночи. Из Минска мы привезли самое дорогое - ровно через девять месяцев после поездки у нас с женой родилась дочь. И здесь можно с полным правом сказать, что это маленькое чудо "зроблена ў Беларусі".

Петр КИБЕР
Фото автора
ABW.BY

Материал опубликован в рамках Конкурса читательских материалов, рубрика - "Свободная тема". Главный приз за лучший материал - 650 рублей. Победители всех рубрик получат по 150 рублей. Кроме того, авторы абсолютно всех опубликованных материалов получат на свой аккаунт на ABW.BY по 200 интернет-единиц.

Ознакомиться со всеми подробностями участия и полным списком призов можно по ссылке. Работы принимаются до 25 января включительно.

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber