Раритетный "Днепр" с коляской, "китайцы" и Harley: зачем мотошколе иметь столько техники

19.07.2017

По мнению Дмитрия Бельского, руководителя минской мотошколы Motohelp, курсанты должны иметь возможность получить опыт управления разными мотоциклами. В парке школы - около 20 байков разных классов. Мы решили протестировать старый советский "Днепр" с коляской, поговорить об успехах и нюансах подготовки мотоциклистов, а также изучить опыт эксплуатации китайских "малокубатурников" - какие из них самые живучие?

"Днепр" с коляской - это танк среди мотоциклов. И чтобы на этом танке проехать, его вовсе не обязательно покупать. Минская мотошкола купила раритетный байк, чтобы дать возможность курсантам проехать на старом тяжелом мотоцикле с коляской.

"Искали его долго. Сам он 1980 года выпуска, это МТ-10-36. Не сказать, что мотоцикл оригинальный, он просто стилизован под ретро. Здесь стоит другая фара, бак и раздельные "сидушки", а остальное все "родное". В школе он чисто по приколу, с практической точки зрения в рамках обучения езде толку от него мало, зато он дает возможность курсанту попробовать проехать на эксклюзивном ретробайке с коляской. Это же интересно! И с коляской байк совсем по-другому управляется, особенно захватывают дух правые повороты. Да и не только в школу я его брал - хочется иногда и самому на такой технике покататься".

Ездить на нем непросто: все грубое, кондовое и неудобное. Но как круто! Четырехтактный 650-кубовый двухцилиндровый "оппозитник" воздушного охлаждения издает очень грозные звуки. Вес с коляской немалый - 330 кг, при этом мощность - 36 л.с. Разгон не самый быстрый, к тому же мотор надо немного настроить, зато тяги на "низах" уйма. И заводится мотор хорошо как "на холодную", так и "на горячую".

Но заводить еще надо уметь, все не так просто, как в современных байках. Кик-стартер при этом имеет не самый легкий ход - на нем реально надо прыгать, чтобы завестись.

Незабываемые ощущения - ехать пассажиром в коляске по пересеченной местности. Кидает в люльке так, что только держись! Складывается впечатление, что ты участвуешь в военных действиях, только пулемета вместо ветрового стекла не хватает.

С проходимостью у байка тоже все отлично, ведь он создан для советских дорог. Но с двумя седоками на горки взбирается тяжеловато - все-таки вес немалый. Для лучшей проходимости были версии с приводом на колесо коляски, но такой сейчас найти сложно, а переделать обычный "Днепр" в мотоцикл с колесной формулой 2х3 стоит как сам мотоцикл. Причем были версии как с блокировкой дифференциала, так и без нее. Сами мотоциклы могли быть гражданскими, военными, спортивными, экспортными, экспериментальными, даже грузовыми.

В любом случае раньше владелец такого мотоцикла должен был ставить его на учет в военкомате, в случае войны его могли мобилизовать в армию.

Кроме того, у мотоцикла есть задний ход - включается он не очень четко, зато позволяет удобно разворачиваться с коляской.

"Днепром" я хочу показать пропасть между современной техникой и старой советской, - говорит Дмитрий. - Это мотоцикл не на каждый день. Управлять им непросто, внимания техника требует прилично. Но здесь есть такой нюанс. Все помнят о своих лучших годах, многим старые машины и мотоциклы напоминают о времени, когда они были молодыми. Очень много позитива вызывает у людей такая техника! Мой первый мотоцикл - "Восход 3М". Сколько я с ним мучился, не передать! Но те 5 километров, которые ты проезжал после двух дней мучений с ним, были самыми счастливыми!"

В конце мотоцикл все-таки сломался - не выдержал кардан. Он и так требовал замены, а в глубоком песке развалился окончательно. Ничего, починится - и дальше будет ездить.

"Днепр" хоть и в неплохом для своего возраста состоянии, но Дмитрий планирует довести его до идеального. Кроме того, на коляске появится саперная лопатка и дополнительный бак - штатные крепления для них есть.

"Китайцы", BMW и Harley-Davidson

В основном же в мотошколе используются "китайцы" и легендарная Yamaha YBR-125. Нагрузки на технику в таких режимах немалые.

"Пробеги у части мотоциклов уже приличные. Но в мотошколе работу байка правильнее считать по моточасам. Пробег может быть небольшой, но двигатели в таких условиях нарабатывают очень много моточасов. Плюс ко всему эти байки падают, охлаждения моторам не хватает, постоянные "перегазовки", травление сцеплением и т.д и т.п. В общем, условия далеко не тепличные, как кажется".

Соответственно замена масла производится не один раз в сезон, а один раз в две недели в зависимости от частоты использования мотоциклов. Эндуро и тяжелые байки используются редко, остальные ездят целыми днями по площадке.

"Не всех "китайцев" покупал новыми - стараемся рационально использовать бюджет. Денег мотошкола не так много приносит, как некоторым кажется. Надежность "китайцев" на самом деле не ахти. Металл слабый, резинотехнические изделия разваливаются, но в моторы пока еще не лазали. Среди "китайцев" достаточно неплохо себя показывают "минчики". Например, тот же M1NSK CX200 относительно неплохой мотоцикл. С японскими, конечно, не сравнить, нюансов хватает, но он по крайней мере не разваливается у тебя в руках. Baltmotors также сравнительно нормальный "китай". Правда, не все модели - к примеру, их малокубатурный чоппер не самый крепкий. А вот эндуро Dakar, напротив, весьма удачная модель. Самый "страшный" китайский байк, сталкивался с ним в другой мотошколе, - "Десна". Там вилку берешь - и просто руками ее выгибаешь как хочешь".

Но самый лучший мотоцикл для обучения, по мнению Дмитрия, - Yamaha YBR-125.

"Неубиваемый байк. У нас в работе он аж с 2003 года. Внутри, конечно, значительно износился, но еще ездит".

"К обучению на тяжелых мотоциклах подходим серьезно. Сначала "раскатываем" людей на малой кубатуре, затем на 400-кубовом Suzuki, после чего шаг за шагом аккуратно пересаживаем на тяжелый байк. Сначала тронулся, остановился, почувствовал вес, поездил на малых скоростях. После этого начинает вкатываться, ездить на средних скоростях. Учим экстренно тормозить. Кроме того, на BMW K1200RS есть система ABS - даем прочувствовать, как она работает".

Еще в мотошколе есть Harley. Но учебный байк был в другом месте, Дима приехал на своем.

"Мой принцип - ты должен научить человека ездить так, чтобы после курсов мог дать ему проехать на своем мотоцикле".

После этих слов он реально выбирает одного "крепкого" ученика и доверяет ему свой 300-килограммовый байк.

"Еще у нас есть мотоцикл с дублированным управлением сцеплением и тормозом, также пытались ввести обучение езде в городе на двух мотоциклах с гарнитурой в шлемах: на одном едет ученик, на втором - тренер. Но это пока не востребовано. Очень большая проблема в том, что многие новички считают, что после сдачи на "права" уже умеют ездить, дальнейшее обучение им не нужно. Это, увы, далеко не так".

Справедливости ради в конце надо сказать пару слов в защиту Дмитрия. Несмотря на критику в его адрес со стороны некоторых известных клубных байкеров, он, в отличие от них, реально что-то делает для обучения и становления начинающих мотоциклистов. И это обучение происходит не только в рамках деятельности мотошколы.

Периодически в кооперации с другими мотошколами, опытными тренерами и спортсменами Motohelp организует семинары и трек-дни по различным темам. Объявления о их организации можно найти здесь или на сайте школы. В их рамках проводится обучение мотоциклистов тактике движения в городе, управлению средними и тяжелыми мотоциклами, езде по картодрому, а также занятия по контраварийному вождению и внедорожной езде.

"Сейчас планируем организовать с чемпионом Беларуси по мотоджимхане Максимом Сборовским трек-дни по данной дисциплине. Причем это будут не просто "покатушки", а обучение".

Этой весной мы посетили занятие по тактике вождения в городе и контраварийной подготовке, которое школа Motohelp проводила совместно с чемпионом Беларуси по шоссейно-кольцевым мотогонкам Александром Ковалем. Его "контраварийку" в школе Motodrug мы также настоятельно рекомендуем - недорого можно получить навыки безопасной езды, которые реально могут спасти вам жизнь.

В общем, пока государство никак не задумывается о том, как научить мотоциклистов ездить, ребята сами организуются и учат безопасной езде.

Ну и на "Днепре" с коляской можно покататься. Ни в одной зарубежной мотошколе такой услуги наверняка нет.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY