"Раздражает кожу, может вызывать сонливость и головокружение", или Почему не все полироли для пластика одинаково полезны

Идея данной статьи появилась после того, как знакомый автолюбитель отдал нам купленный в одном из супермаркетов полироль для пластика со словами: "Быстро высыхает, пыль не собирает, да и машина после него три дня воняла "химией". Все равно собирался выбрасывать". Мы были удивлены тем, насколько может не понравиться человеку запах продукта, что он готов выбросить большую емкость недешевого средства. Но, вспомнив народную мудрость "На вкус и цвет товарищей нет", решили испытать этот полироль и еще несколько на автомобилях других автовладельцев.

Полироль для салона - популярное средство для очистки приборной панели автомобиля от пыли и придания ей блеска. Купить его можно практически в любом супермаркете или на заправке. Пользоваться тоже проще простого: нужно распылить средство на пластиковые детали салона и протереть их мягкой тряпочкой, не оставляющей ворса. Некоторые средства имеют ароматические отдушки, которые держатся несколько дней и работают как освежитель воздуха.

В качестве испытуемых в нашем тесте приняли участие полироли польского производства Dr. Marcus c ароматом "Океан" и K2 с запахом ванили; произведенный в Литве под контролем немецкого производителя полироль Mannol с ароматом "Новая машина"; белорусский полироль Eclips, а также народное средство, рецепт которого был найден на просторах интернета, - глицерин, разведенный в воде в пропорции 1:2. Кроме того, в нашем распоряжении оказалась пачка влажных салфеток для ухода за интерьером Top Gear, произведенных в России. Средствами мы будем обрабатывать панели автомобилей, а также пластиковые части дверей. Оценим расход средств, их запах, блеск и пылеотталкивающие свойства, удобство нанесения и стойкость - насколько долго панель сохранит блеск.

Для начала изучим состав и надписи на этикетках, а также стоимость полиролей. Полироль Mannol объемом 220 мл обошелся нам в интернет-магазине в 4,80 рубля. В его составе указана силиконовая смазка, пропан/бутан (судя по всему, это смесь сжиженных газов), отдушка. Состав очень размытый, однако есть момент, который заставляет насторожиться: хотя пропан и бутан малотоксичны и активно используются в промышленности, они, судя по данным из интернета, оказывают вредное воздействие на центральную нервную систему - обладают слабыми наркотическими свойствами, а также влияют на легкие. Поэтому после изучения состава мы бы не стали использовать полироль в закрытом автомобиле, а затем сразу отправляться в дорогу.

Средство K2 Polo Cockpit обошлось нам на одной из заправок в 5,28 руб. за баночку объемом 400 мл. Данные о полироле изготовитель написал на этикетке на двух языках, польском и немецком, наш импортер наклеил на баночку описание по-русски. Белорусам, не знающим польского, с первого взгляда не удастся определить, полироль с каким запахом они покупают. Поляк же сразу прочитает на обратной стороне баллона, что это можно определить по цвету крышки, - мы приобрели полироль с запахом ванили, так как крышка у нас бежевого цвета. Полироль с красной крышкой имеет запах вишни, с желтой - лимона и т.д. Еще нам нигде не удалось найти состав продукта - он не указан ни на одном из языков. На русской наклейке сказано, что средство обеспечивает защиту пластика от пыли, препятствует ее оседанию, придает блеск пластиковым элементам. Также описан способ применения состава: распылить с расстояния около 25 см от поверхности, протереть тряпочкой. Особо выделено, что баллон нельзя разбирать и сжигать, надо беречь его от воздействия прямых солнечных лучей и - эта информация указана на польском и немецком, но ее нет на русском - не нагревать свыше 50°С. Также на баллоне указано, что средство опасно для водных организмов, его нельзя вдыхать, необходимо использовать в помещении с хорошей вентиляцией и не сливать в канализацию. В целом в жаркую погоду все подобные спреи лучше не хранить в машине - в 30-градусную жару на солнце салон автомобиля может нагреться свыше 50°С, к тому же от солнечных лучей баллон необходимо прятать. На этом и остальных средствах указано, что во избежание скольжения не рекомендуется наносить полироли на руль и педали.

Надпись на упаковке аэрозоля Dr. Marcus заставила нас нервничать, и для собственной безопасности мы решили проводить тест с открытыми дверями. На бутылке было указано, что спрей может вызывать сонливость, головокружение и раздражение на коже, использовать его надо только с применением защитных перчаток и других средств защиты. На упаковке была информация, что он может повлиять на плодовитость и нанести ущерб нерожденному ребенку, а также токсичен для водных организмов с долгосрочными последствиями. Это то самое средство, которое нам "презентовал" знакомый: 750 мл, около 8,50 руб., куплено в одном из супермаркетов. В его составе указано, что полироль содержит менее 30% алифатических углеродов и ароматизатор линалоол. Кроме того, в описании указано наличие "Нафта (нефтяной) гидрированный легкий" (в английском варианте - Naphtha (petroleum) hydrotreated light). Судя по данным из интернета, этот компонент еще известен как лигроин - продукт перегонки нефти. Как сказано в интернете и на упаковке, именно он вызывает все негативные последствия, описанные выше. В общем, остается только поблагодарить производителя за честность, принять рекомендуемые меры предосторожности и надеяться, что другие производители так же откровенны с покупателями.

Полироль Eclips, произведенный в Гродно, был куплен нами в одной из торговых сетей и обошелся в 7.07 рублей за емкость объемом в 500 мл. Он упакован не в баллон, как другие наши испытуемые, а в обычную пластиковую бутыль с распылителем, который имеет режимы "струя", "спрей" и "блокировка". Это средство более многофункциональное - судя по данным на этикетке, его можно использовать как для пластика, так и для кожи. Оно также обладает антистатическими свойствами и препятствует оседанию пыли. Здесь нет данных, что спрей опасен для окружающей среды или человека, - указано только, что при попадании в глаза их нужно промыть большим количеством воды и обратиться к врачу. Средство необходимо хранить в темноте и вдали от нагревательных приборов. В составе указан алифатический углеводород - 30% и более (какой именно, неизвестно), силикон, катионный ПАВ - менее 5% (в данном случае, скорее всего, он нужен для предотвращения размножения бактерий в бутылочке и продления срока хранения), изопропиловый спирт (часто используется в автохимии, средствах для очистки стекол, косметике, парфюмерии), а также отдушка.

Глицерин обошелся нам в 2,70 руб.за бутылочку 100 г или 80 мл. Если смешать его с водой в пропорции 1:2, получится 240 мл полироля.

Салфетки стоили 2,50 руб. за упаковку из 30 штук. В их составе значится композиция неионогенных ПАВ, композиция катионно-активных ПАВ, консервант, ароматическая композиция, вода деминерализованная.

Данные, какой из полиролей можно назвать самым дорогим, а какой - самым бюджетным, мы привели в таблице.

Полироль Цена за бутылку и объем Цена за 100 мл
Mannol 4,80 руб. за 220 мл 2,18 руб.
Dr. Marcus 8,50 руб. за 750 мл 1,13 руб.
K2 5,28 руб. за 400 мл 1,32 руб.
Eclips 7,07 руб. за 500 мл 1,41 руб.
Глицерин с водой 2,70 руб. за 240 мл 1,13 руб.

В результате видим, что самые дешевые в нашем списке - Dr. Marcus и народное средство, хотя тут нужно учесть и тот момент, что большие упаковки подобных средств всегда стоят дешевле. Вторым по дешевизне стал полироль K2. Самым дорогим испытуемым был признан Mannol. Он практически вдвое дороже других полиролей - 2,18 руб. за 100 мл.

Нанесение и эффект

Полироли Mannol и Eclips тестировали на двух автомобилях Ford Fusion. Mannol, как мы отметили, наносится легко, растирается хорошо, не оставляет некрасивых следов. Панель после него выглядит более черной и блестящей. Владелец первого автомобиля Андрей отметил, что запах не совсем похож на запах нового автомобиля, при нанесении достаточно резкий. Чистящие и пылеотталкивающие свойства он оценил высоко: "Панель блестит, пыль убирает хорошо".

Что касается экономии, на быструю обработку передних дверей и приборной панели у нас ушло больше трети средства. То есть по нашим подсчетам полной бутылки с натяжкой хватит дважды тщательно обработать весь автомобиль.

Через 5 дней мы позвонили Андрею с вопросом, как выглядит приборная панель его Fusion по истечении времени, не раздражает ли его запах и купил бы он для себя подобное средство.

"Ожидал, что в машине, стоявшей на солнце в жаркий день, может быть очень сильный запах средства, но этого не произошло. Когда я сел в машину через несколько дней, никаких неприятных ощущений не было. Даже сейчас, в жару, запах Mannol чувствуется, но он не неприятный, нераздражающий, хотя и сложно сказать, пахнет ли так новый автомобиль. Панель блестит, выглядит хорошо. Я ездил с открытыми окнами, пыль на приборную панель не села. По моему ощущению Mannol лучше белорусского средства. Купил бы я себе его? С учетом того, что стоит он недешево, ответить сложно. Я такой человек, что, если бы захотел купить что-то, купил бы хорошее, так что есть вероятность, что приобрел бы Mannol. Если бы начал считать деньги, скорее всего, купил бы белорусское средство - я увидел во время теста, как оно работает, по эффекту вижу, что не намного хуже, зато оно дешевле и экономичнее. Хотя у белорусского полироля запах менее приятный во время использования и неудачная упаковка, по эффекту и по запаху в машине он не уступает самому дорогому средству. Или купил бы другой аналог, который дешевле, но не хуже Mannol".

Полироль Eclips действительно не плох, хотя его очень подвела упаковка. При нанесении жидкость сильно просачивается через ручку, в результате уже через несколько нажатий руки автовладельца полностью покрыты липким скользким составом, смыть который удается только большим количеством теплой воды с мылом. Запах при нанесении можно назвать резким химическим с примесью ванили - Юрию, втором испытуемому, он сразу показался неприятным. На обработку передних дверей и приборной панели у нас ушло совсем небольшое количество средства, в целом, по нашему мнению, полной бутылки должно хватить минимум на 10 использований, даже если тщательно полировать каждую пластиковую деталь салона. Что касается блеска, то вопросов нет, пластик становится темнее и блестит, пыль убрана.

Через пять дней мы поинтересовались у Юрия результатами.

"Через три часа после обработки я сел в машину - резкого запаха, который почувствовал при обработке, не было. Запах был сладкий, не такой сильный, как первоначально, его нельзя было назвать неприятным. Запах держится долго, но не раздражает. Я не езжу летом с открытыми форточками, пользуюсь кондиционером, поэтому пыли в машине немного, за пять дней панель не запылилась и сохранила блеск. Купил бы я Eclips для себя? Из-за упаковки - вряд ли, скорее взял бы средство в баллоне, к тому же с более приятным запахом".

Полироль K2 при нанесении обладал приятным слабым запахом ванили, хорошо распылялся, не пачкал руки. Средство неплохо справилось с пылью, после обработки им появился блеск, однако владелец Opel, на котором мы тестировали полироль, отметил, что вполне доволен средством, которым пользуется, оно нравится ему больше. Полироль Eclips в баллоне вдвое больше нашего он купил примерно за 8 руб. в одном из супермаркетов.

По истечении 5 дней мы позвонили Алексею, чтобы узнать его мнение о нашем третьем испытуемом.

"Полироль, который есть у меня, мне нравится больше. Запаха от К2 я не чувствовал уже вечером, садясь после работы в авто, в то время как мой держится около недели, до следующей обработки. Возможно, это потому, что мы нанесли мало тестового полироля, - своим я обрабатываю абсолютно все пластиковые части салона. Блеск тоже быстро пропал, но опять же, возможно, я просто наношу больше средства. С другой стороны, своим полиролем я тоже пользуюсь довольно экономно - эта бутылочка у меня уже около года".

Глицерин с водой и полироль Dr. Marcus мы испытали на Mitsubishi Данилы. Два средства достались одному автомобилю потому, что Даниле, как и предыдущему владельцу данного спрея, запах сразу не понравился, а также мы хотели проверить на одном авто, будет ли отличаться результат воздействия магазинного и изготовленного в домашних условиях средств.

Mitsubishi часто используется для поездок за город и на внедорожные соревнования, поэтому перед обработкой мы протерли некоторые места влажными салфетками. Как и ожидалось, салфетки не дали эффекта блеска и оставили на черном пластике белые разводы. Мы поспешили исправить ситуацию полиролем.

"Себе бы я такой полироль точно не купил, - сказал после начала обработки владелец Mitsubishi. - Возможно, у этого производителя есть другие запахи, но этот мне не нравится совсем".

Что касается эффекта, полироль Dr. Marcus справился с пылью в целом так же, как и наши другие испытуемые. Как отметил предыдущий владелец спрея, он быстро испаряется. Эту особенность мы тоже заметили - полироль приходилось распылять не с 25 см, как указано на упаковке, а с меньшего расстояния, чтобы не потерять часть средства в воздухе. За время эксплуатации пластик в автомобиле приобрел царапины - салфетки их убрать не смогли, а полироль сделал гораздо менее заметными.

При использовании самодельного полироля, по мнению нашего водителя, получился примерно тот же эффект, что и при использовании Dr. Marcus. Поверхность пластика стала чуть темнее и приобрела блеск.

"Разницы между поверхностью, отполированной самодельным и магазинным полиролями, я не вижу. После уборки в машине пыли нет ни на одной, ни на другой половине", - сказал Данила.

Через несколько дней мы спросили владельца Mitsubishi, доволен ли он эффектом от полироля, стал бы пользоваться одним из протестированных средств.

"Запах полироля Dr. Marcus не чувствовался в тот же день через пару часов. Сегодня пятый день, машина до сих пор смотрится свежей, отличить, какую половину обрабатывали каким средством, не представляется возможным - все одинаково на 100 процентов. Но ни одним из средств я бы, скорее всего, пользоваться не стал: глицерин не удобен тем, что его нужно разводить, мочить на тряпку, то есть нужно совершать много действий. Второе средство также не купил бы - мне изначально не понравился запах. Я знаю, что есть полироли с более приятным запахом".

Вердикт ABW.BY

Несмотря на то, что прошлым летом салфетки для стекол и фар Dr. Marcus стали лидером в нашем тесте, сейчас полироль этого производителя оказался далеко позади конкурентов. С самого начала нас насторожил состав и описание на упаковке средства, пользователи признали слишком неприятным его запах, хотя, возможно, другие запахи являются более удачными, есть вопросы по экономичности. Пока мы бы поставили этот спрей на последнее, третье в нашем рейтинге, и не рекомендовали использовать его беременным женщинам и тем, кто много времени проводит в автомобиле, а при применении открывать все двери авто, чтобы хорошенько его проветрить. Второе место, по нашему мнению, разделили между собой полироль белорусского производства и народное средство. Хотя белорусский Eclips пахнет после нанесения достаточно приятно и долго сохраняет блеск, наносить его крайне неудобно. После использования глицерина блеск тоже заметен, пыль на панель, как рассказал наш испытатель, не садиться, то есть отличить результат самодельного и магазинного средств невозможно. Лидерами мы бы назвали средства Mannol и K2. Первое из них хорошее, пластик после него выглядит как новый, но средство достаточно дорогое и неэкономичное. Второе имеет приятный нейтральный запах как при нанесении, так и во время использования авто и хорошо справляется со своей задачей очистки и защиты от пыли, к тому же стоит недорого.

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY