"Разношинница": диаметр колес обязательно должен быть одинаковым?

3 October 2017

"Можно ли использовать резину разного диаметра на полноприводном авто по осям. Разница полсантиметра".

Честно говоря, мы были уверены, что эти времена уже давно канули в Лету: дефицита не наблюдается, на рынке полным-полно новой и "бэушной" резины всех типов и размерностей, от спортивных полусликов до внедорожных "мудов". Разброс цен опять же колоссальный, особенно на "бэушку". 

Но вопрос задан, попытаемся ответить корректно. Дано: полный привод и шины разного размера на передней и задней осях. Можно ли так ездить? Теоретически да, но есть много но, и все зависит от конструктивных особенностей полноприводного авто. Автор не указал марку и модель, а также тип полного привода, поэтому мы пойдем от простейшего к сложному. 

Итак, простейший вариант - у вас кондовый полноприводный внедорожник типа старого УАЗа или Nissan Patrol, с жестко подключаемым полным приводом типа "парт-тайм". В этом случае, если машина эксплуатируется на обычных дорогах, без жесткого офф-роуда (и без подключения полного привода), вообще никаких проблем нет. Пока машина является заднеприводной, ей все равно, какая разница в размере шин спереди и сзади. Но только пока она является моноприводной! 

Как только вы подключите переднюю ось, на "разношиннице", как говорит один мой знакомый, начнется "трэш и угар". И проблема будет даже не в том, что начнется ускоренный износ всей трансмиссии, начиная от сцепления и коробки передач и заканчивая ШРУСами. Как только вы включите полный привод, машина "погаснет" - исчезнет тяга, мотор перестанет нормально тянуть, с внедорожником будет твориться что-то странное. Почему? Потому что передняя и задняя оси на одном условном метре дороги будут совершать разное количество оборотов. "Излишек" тяги нужно как-то реализовать, в данном случае - пробуксовкой колес. На асфальте или даже грунте это сделать сложно, однако "железо" трансмиссии сильнее - и колеса все равно будут пробуксовывать. Представляете, какая нагрузка идет в этот момент на все элементы полноприводной трансмиссии? И если вы будете часто так ее нагружать, наиболее слабый элемент обязательно проявит себя. Скорее всего, это будет ШРУС или "раздатка". 

"Так я хитрый, буду только по грязи на полном приводе ездить", - возразит наш экономный читатель. Да, в грязи или в снегу машине будет легче. Однако не думайте, что проблема решена. Во-первых, нагрузка на трансмиссию все равно будет выше обычной. Во-вторых, проходимость автомобиля с "разношинницей" гораздо ниже. Почему? Все по той же причине: из-за разницы в диаметре колес одна ось вынуждена будет все время пробуксовывать, теряя сцепление с покрытием. 

Кстати, многие джиперы попадают в такую ситуацию, когда меняют передний или задний редуктор. Во многих моделях внедорожников сложно установить, какое именно передаточное число у редуктора, поэтому при покупке "бэушки" можно выбрать не тот редуктор. К примеру, среди моих знакомых в такую ситуацию попали двое: один в итоге успел поменять мост на другой "без жертв и разрушений", а второй "попал" еще и на замену "раздатки" - из-за нагрузки порвало цепь. Кстати, ехала машина с не "родным" задним мостом очень своеобразно - стоило дать "газ", как она уходила в занос, словно заправский дрифт-кар. Так что даже если у вас кондовый внедорожник, но вы используете его на полном приводе, эксперименты с шинами лучше не проводить.

Да и во всех остальных случаях тоже лучше не экспериментировать. Легковушки, кроссоверы и внедорожники, с постоянным или подключаемым полным приводом вряд ли будут "благодарны" за то, что элементы их полноприводной трансмиссии будут испытывать лишнюю нагрузку. Ведь циркуляция и реализация "лишнего" крутящего момента все равно необходима, а значит, все элементы будут работать с нагрузкой гораздо выше штатной. То есть что угодно может вылететь в любой момент, от ШРУСа до муфты подключения задней оси. 

Опять же не будем забывать и про электронику, которой просто напичканы современные автомобили. Из-за разницы во вращении колес наверняка будет "сходить с ума" система стабилизации и тягового контроля, ведь, по ее "данным", машина буксует, а значит, нужно слегка уменьшить обороты двигателя и притормозить буксующие колеса… Но если ESP, к примеру, у большинства авто можно отключить, то как быть с ABS? Как она поведет себя при торможении, когда поймет, что передние и задние колеса вращаются с разной скоростью?

В общем, не совсем понятно, зачем вам эти эксперименты с разным диаметром колес, - пара "бэушных" покрышек стоит дешевле, чем последующий вероятный ремонт. Единственная ситуация, когда можно особо не беспокоиться, - это если у вас кондовый внедорожник с трансмиссией "парт-тайм" и вы не эксплуатируете его на полном приводе. Все остальные варианты - эксперимент с выносливостью и предсказуемостью поведения автомобиля. Хотя, конечно, многие находят в Сети специальные "калькуляторы" размерности шин, которые позволяют подобрать разные размерности с одинаковым внешним радиусом. Но это, видимо, к данному случаю отношения не имеет, поскольку уже есть две пары покрышек разного диаметра. Наш совет: не экспериментируйте, замените шины! Преимуществ никаких, но очень много минусов.

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото из открытых источников
ABW.BY