Сдвинулось с мертвой точки. Возбуждено уголовное дело по взрыву VW Touran на заправочной станции

В августе 2016 года многих белорусских автолюбителей потряс взрыв, произошедший на АГНКС при заправке автомобиля VW Touran, в котором взорвались газовые баллоны. Это ЧП было не первым такого рода, но выделялось тем, что в результате взрыва водителю автомобиля Александру были причинены тяжкие увечья, он остался инвалидом. Александр был в нашей редакции и подробно рассказывал о случившемся, поэтому повторяться не будем. Но есть одно обстоятельство, о котором по прошествии времени поговорить стоит.

С момента взрыва прошло более года, пострадавший всеми силами пытался добиться справедливости и получить ответы на простые вопросы: почему заводские баллоны взорвались, если автомобиль официально обследовался у официального дилера в Минске по акции, проводимой заводом-изготовителем; почему по этой акции заменили только два баллона из четырех, а не замененные впоследствии и взорвались; кто виноват и, самое главное, кто компенсирует потерю здоровья? 

Вот собственно сам баллон после взрыва, для наглядности.

Баллон просто вывернуло наружу, что говорит о том, что его стенки банально не выдержали давления газа изнутри, хотя, как было установлено позже в результате проверки, оператор АГНКС подавал газ под давлением, не превышавшим допустимые показатели. Завод-изготовитель давал 20 лет гарантии на это оборудование, но с момента схода автомобиля с конвейера прошло всего 10 лет, половина положенного. Посмотрите, что стало с металлом, из которого баллон был изготовлен.

Ржавчина попросту изъела металл, о чем наглядно говорит фото.

Конечно же, о причинах взрыва могла рассказать экспертиза, там много листов, но мы приведем непосредственно выдержку, где содержится сама суть.

Собственно говоря, это то, о чем и свидетельствуют фото.

Письма с просьбой найти виновных направлялись куда только возможно: и самому дилеру, и в МВД. Вопросы задавались на приеме у чиновников самого высокого ранга, от руководства области до Администрации Президента РБ. Все слушали внимательно, сопереживали. Результат? Были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. То есть виновных нет, а инвалид не по своей воле есть.

Александр: "Я не понимал в полной мере, с чего нужно было начинать, чтобы был конкретный результат. Пока лечился, изучил много прессы, в том числе зарубежной. Выяснил, что взрывы заводского газобаллонного оборудования на различных автомобилях марки "Фольксваген" в Европе не новость, возможная причина была в коррозии, вернее - в некачественном покрытии этих баллонов. В европейских странах действовали оперативно, просто отозвали тысячи автомобилей для замены газового оборудования - и все, что, возможно, предотвратило тяжкие последствия для людей. У нас же все иначе, какие-то мероприятия, названные "акция", а не отзыв, согласование дат осмотров, переписка, телефонные звонки, замена одной пары баллонов, потом другой. А почему все сразу не поменять? Видимо, есть для этого препятствия, в том числе и бюрократического характера".

Препятствия, как оказалось, были, дилер в них не виноват. Баллоны-то импортные, произведенные на территории Евросоюза, а у нас действуют нормы Технического регламента Таможенного союза, то есть для установки (ввоза, замены) баллонов требуется их сертификация на территории Республики Беларусь согласно межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 11439-2014 "Баллоны высокого давления для хранения на транспортном средстве природного газа как топлива". Но выход дилер искал и, видимо, поэтому стал отправлять владельцев аварийных автомобилей в Литву. Там территория Евросоюза, баллоны на территории стран-членов сертифицированы. При установке их в ЕС здесь пришлось бы пройти только освидетельствование.

Казалось, дело не сдвинется с мертвой точки, но надежда, как гласит известная поговорка, умирает последней. Нужно, конечно, позавидовать настойчивости пострадавшего, который на протезе обходил один за другим кабинеты чиновников, но он человек старой формации, старой закалки, возможно, вера в справедливость являлась тем движущим фактором, который не давал ему опустить руки.

Александр: "От разных отписок я устал и недавно решил сходить на прием к председателю Следственного комитета Республики Беларусь. На приеме он был не один, находились и другие руководители комитета. Он спрашивал их, качественно ли проведена проверка, сколько времени проверки проводятся и тому подобное, каков их результат. В итоге было принято решение дальнейшую проверку проводить в рамках уголовного дела".

Статья 428. Служебная халатность

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо незаконные отчуждение или уничтожение государственного имущества, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, в том числе при его разгосударствлении или приватизации, - наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Проверка проведена неполно, не установлены все существенные обстоятельства - это, конечно, понятно. Но прошло больше года с момента взрыва, проведено множество различных проверок в разных ведомствах - неужели этого времени мало, чтобы разобраться со всеми обстоятельствами, найти виновных при их наличии и привлечь к ответственности? Почему человек, ставший инвалидом, должен обивать пороги кабинетов в поисках правды, что чисто физически дается ему нелегко. Да, возбуждено уголовное дело, но это можно назвать результатом усилий, которые приложил Александр, и это лишь начало, основное-то еще впереди. Безусловно, в рамках расследования уголовного дела больше возможностей и инструментов для проведения качественной проверки, выяснения всех обстоятельств и вынесения вердикта.

Евгений ГРАЧЁВ
ABW.BY