"Такой нормы, как в Европе, у нас просто нет". Эвакуаторщик о том, что мешает нам выживать

Все начинается с поломки машины или мелкой аварии. Люди выходят, остаются рядом с автомобилем - и в этот момент их сбивает зазевавшийся водитель. Увы, трагедии по такому сценарию случаются с пугающей частотой. И вроде бы с виновной стороной все ясно, но нередко к беде приводит еще и собственная беспечность пострадавших!

- Такие происшествия вовсе не редкость. А все потому, что машины не обозначены на дороге, как и люди. Часто после аварии техника оказывается с разбитой оптикой или без электричества. Но люди вместо того, чтобы включить "аварийку" и выставить знак, начинают рассматривать машины, кто насколько "попал" на ремонт, - рассказывает представитель Объединенной службы эвакуации авто Андрей Березин. По роду своей работы он часто сталкивается с подобным поведением, которое может привести к настоящей беде. 

Выдержка из ПДД

31. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
31.1. немедленно остановиться и не принимать мер по изменению положения транспортного средства, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки с соблюдением положений главы 8 настоящих Правил, оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия по возможности вне проезжей части дороги.

- Особенно велик риск наезда в темное время суток. Можно вспомнить недавнее происшествие на МКАД в районе Чижовки, когда после мелкой аварии водители вышли из своих машин и были сбиты грузовиком. Да, его водитель оказался пьян, но если бы время суток было светлым, возможно, он бы все-таки людей и машины раньше заметил. А если бы люди находились за пределами дороги, пострадала бы только техника. 

В Европе это принято за правило: если что-то случилось на скоростной трассе, надеваете жилет, выходите из машины и дожидаетесь помощи за пределами дороги. У нас нет такой нормы. А ведь опасных участков с высокой скоростью и интенсивным движением предостаточно. И за городом, и на магистральных улицах, где хватает прямых длинных отрезков между светофорами. Я уже не говорю про МКАД. 

- К сожалению, у нас в Правилах даже не прописано возить с собой в машине и использовать в случае вынужденной остановки жилет со световозвращающими полосами… 

- Некоторые водители, особенно те, кто ездит за границу, жилетами автомобиль укомплектовали, ведь во многих европейских странах, а скоро и в России их наличие и использование обязательны. Причем в некоторых ПДД написано: количество жилетов должно соответствовать числу людей в автомобиле, они должны быть доступны без выхода из автомобиля. А ведь у нас даже те, кто жилеты возит, их обычно все равно не используют!

Отдельная тема - как выставляются знаки аварийной остановки. Несмотря на то что в ПДД четко прописано расстояние, на котором должен быть выставлен знак аварийной остановки - не менее 15 метров в населенном пункте и не менее 40 метров за его пределами, - у нас часто ставят знак намного ближе, бывает, прямо на крышку багажника. А ведь некоторые не особо внимательные водители не начинают реагировать, пока вплотную к препятствию не подъедут, не упрутся в него. Помню, приезжаю я по вызову машину с дороги забирать, спрашиваю клиента, где знак. Говорит, уже раскатали…

- Пока водитель выставляет знак, он в это время тоже рискует быть сбитым!

- Правильно. Но в яркой одежде он будет лучше замечен - шансов на то, что другие водители его вовремя увидят, гораздо больше. А сам знак, выставленный заранее, может предотвратить аварию. Хотя, конечно, надо понимать, что это не панацея. Сколько раз на меня пытались наехать! Даже в жилетке я много раз спрыгивал либо за машину, либо на машину, потому что народ у нас не видит. 

Выдержка из ПДД

Глава 8. Применение аварийной световой сигнализации, знака аварийной остановки, фонаря с мигающим красным светом
54. Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии, обеспечивающем в конкретной дорожно-транспортной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности, но не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и не менее 40 метров вне населенных пунктов.

Во время эвакуации я включаю "мигалки" на машине, использую переносные маячки. На мне яркий комбинезон, если надо, заставлю и клиента жилетку надеть. Опыт показал, что так работать намного безопаснее. Люди видят, объезжают. 

Уже дополнительно я выставляю фишки. Даже если водитель зазевался, в первую очередь он начнет сбивать их, а не меня. Если я перекрываю первую полосу, то при помощи фишек заранее ее огораживаю. Даже если водители все видят, часто они доезжают до самого препятствия и, только уперевшись в него, начинают выруливать в соседнюю полосу. Выгораживая полосу фишками, я обеспечиваю зону безопасности и попутно добиваюсь того, чтобы мне не ездили по пяткам. 

В нашей службе эвакуации мы пытаемся на своем примере донести до других: вот как можно работать, так же безопаснее! У нас все одеты в такую форму. Мы же тестировали, что лучше. Я в свое время носил на черной куртке желтую жилетку. Потом использовал разные повязки. Пробовал в оранжевой форме работать - меня принимали за дорожного рабочего. После пришли к этой форме. Она похожа на французскую и испанскую, очень заметная. Это не для того, чтобы прорекламировать себя, а чтобы выделиться на дороге, обеспечить собственную безопасность. 

- К сожалению, не все ваши коллеги придерживаются такого правила: машины без "мигалок", люди без жилеток.

- Да, многие эвакуаторщики, работая на дороге, не выполняют элементарных мер безопасности. Ну хорошо, ты не хочешь надевать такой яркий костюм, потому что он быстро испачкается, ведь приходится иметь дело с грязными деталями, маслом и т.д., так что темная одежда практичнее. Но хотя бы жилетку надень, "мигалку" на машину поставь, чтобы хоть как-то обозначить себя на дороге! Некоторые рассчитывают на штатную оптику автомобиля, но в момент погрузки машины на платформу сходни перекрывают задние фонари, их уже не видно! 

Работники служб эвакуации периодически гибнут на дорогах. Год назад насмерть сбили водителя эвакуатора, который грузил автомобиль. Еще один трагический случай произошел в Кобрине несколько лет назад. Я того эвакуаторщика знал лично. У него была темная форма, правда, со светоотражающими элементами, но это не помогло. Работая на дороге, всегда рискуешь. Но чем больше мер безопасности принято, тем больше шансов уцелеть.

- Исходя из всего вышесказанного, какие советы можно дать водителям в случае остановки на дороге?

- Понятно, что не только авария, но даже просто поломка автомобиля - стресс. Однако это не повод выскакивать из машины и бегать вокруг нее на оживленной трассе. Точно так же спустившее колесо не повод стоять посреди дороги и менять его в средней полосе. Вы уже проехали так какое-то расстояние. Ничего страшного с колесом не случится, если вы проедете еще 20 метров, но съедете хотя бы на обочину. 

Остановились прямо на дороге? Для начала включите "аварийку". Прежде чем выйти из машины, наденьте жилетку, которую держите в кармане двери или под сиденьем. Выставьте знак. Не для ГАИ - для своей безопасности. Пусть лучше наедут на знак, чем на вас.

Если машина стоит во второй-третьей полосе скоростной дороги, не оставайтесь внутри или рядом с автомобилем, рассмотрите его потом. Как можно быстрее уйдите за пределы дороги и дожидайтесь техпомощи или ГАИ. 

Да, банально, да, просто. Но эти нехитрые действия могут сохранить вам жизнь. Поверьте, случаев, когда поломка машины или мелкое ДТП становились причиной более серьезных аварий, на моей памяти предостаточно. Я видел последствия таких происшествий с разбитой в хлам техникой, ранеными и погибшими. На такие вызовы хочется выезжать как можно реже... 

Иван КРИШКЕВИЧ 
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram.