Транссиб-мото. Во Владивосток на двух колесах

Только мы закончили публиковать дневник Стаса Гончарука, который путешествовал на мотоцикле вокруг Черного моря, как на редакционную почту написал хорошо знакомый читателям Александр Дежкунов. Мотопутешественник отправился во Владивосток! Зачем так далеко и что получилось из поездки - в первой части путевых заметок. 

Материалы по теме

Путешествие вокруг Черного моря: 8 стран, 18 дней и 7500 километров наедине с мотоциклом

Cтраны Балтии глазами белоруса, или История одного мотопутешествия

"Не сядзіцца ў хаце хлопчыку малому", или Как на кроссовере отправиться на край земли

15 стран за 15 дней. Как белорус поехал Балканы поглядеть

Как-то при просмотре фильма "Адмиралъ" был весьма заинтересован эпизодом, где главный герой ехал по Транссибирской железнодорожной магистрали. Самая длинная железная дорога, проходящая через самую большую в мире страну. Даже при сегодняшних скоростях подвижного состава почти неделя в пути от Москвы до Владивостока - впечатляет! И тогда же захотелось проехать по Транссибу и собственными глазами увидеть Россию. Страну, к которой в мире, наверное, нет безразличных: одни ее любят - другие ненавидят.

Чтобы не сильно отходить от первоначальной идеи, маршрут предполагаемого путешествия был по максимуму совмещен с трассой Транссибирской магистрали. Автомобильная и железная дороги почти на всем протяжении проходят относительно недалеко друг от друга, временами сближаясь и пересекаясь. Но опять же исходные ограничения - на все про все три недели. План А (он же базовый) - искупаться в Байкале и обратно. План Б (он же оптимистичный) - если со здоровьем, техникой и настроением будет порядок, то добраться до Владивостока и искупаться в Японском море. А как оно будет, покажет дорога. 

Старт, выезд в направлении столицы России, попутный заезд в Смоленск. Хотя город-герой находится совсем рядом с РБ, отличия в благоустройстве и чистоте белорусских и российских городов бросаются в глаза сразу же.

Также заметно различие качества дорожного покрытия на трассах РФ, особенно федеральных, и в городах. И Смоленск не исключение. В городе попадаются участки с откровенно разбитым асфальтом.

Близость российской столицы чувствуется задолго до МКАД. Мне не очень повезло со временем приезда - летний вечер воскресенья не особо способствует свободному въезду в Москву со стороны области. Пробка из дачников началась за 70 километров от города. Но на мотоцикле проще: где-то едешь в междурядье, где-то - по обочине. Московские водители уже привыкли к большому количеству двухколесной техники и часто смещаются в полосе, предоставляя коридор для проезда. Но с двумя немалыми боковыми кофрами лучше не злоупотреблять ездой между рядами - велик риск кого-нибудь зацепить. Через некоторое время пробка успешно преодолена, вот уже центр города, машин относительно немного, до пункта назначения остается всего пару километров, а впереди ждет душ и отдых… Но не тут-то было. 

Перестраивающийся из соседней полосы автомобиль по касательной зацепил мотоцикл и левым бортом скорректировал форму кофра. Мотоцикл ложится на правый бок. Обидно, досадно. Хорошо скорость была близкой к нулевой. 

Виновником ДТП оказался вполне адекватный молодой человек из Чувашии. "Вызываем ДПС?" - "Вызываем". Следует отдать должное московским мотоциклистам: практически все, кто за время ожидания сотрудников ДПС проезжал мимо, притормаживали и узнавали, нужна ли помощь. Двое ребят оставили свои контакты на случай, если что-то понадобится. Осведомиться о необходимости медицинской помощи притормозила даже "скорая". 

Время шло, а сотрудники ДПС никак не появлялись. Еще один звонок в полицию, виновник аварии передает мне трубку. Собеседник сообщает, что в России с недавних пор изменилось законодательство, на ДТП без человеческих жертв сотрудники полиции имеют право не выезжать. "Жертв нет? Виновник известен? Стоимость ущерба менее 50 тысяч рублей? Составляйте европротокол. Мы не приедем".

Вопросов становится всё больше. Допускается ли составлять европротокол, если у одного из участников ДТП - ОСАГО, а у другого - "зеленая карта"? Где взять бланк на месте? Консультация по телефону горячей линии с сотрудником "зеленой карты" - вроде как можно оформлять ДТП и по европротоколу. Бланк нашелся у виновника. Уже начинало смеркаться, стоять на проезжей части порядком надоело, хотелось скорее разъехаться. Решено: заполняем европротокол и раскланиваемся, а там будь как будет. 

Минут 20 писанины в мелкие клеточки, автографы - и можно ехать дальше. Вопросы по ремонту мотоцикла отложены до утра. Хотелось тем же следующим утром заскочить в страховую, увы, понедельник там оказался выходным днем. Нужно было решать - или оставаться в Москве до вторника и терять еще один день, или заехать в страховую где-нибудь по пути. Настроение вечером после ДТП было хуже некуда, светлые мысли отсутствовали. Поэтому в соответствии с народной мудростью насчет утра, вечера и мудренее принятие стратегических решений было отложено до следующего дня.

За ночь досада от неудачного старта немного улеглась, решено было ехать дальше, а в страховую заехать в Нижнем Новгороде. Основное повреждение - отломанный кусок кофра - было подремонтировано армированным скотчем.

Дорога до Нижнего пролетела незаметно, впереди ждала немаленькая очередь в страховую. Не вникая в трудности ожидания и проблемы с внесением номера "зеленой карты" в базу данных, краткий итог - оформлять европротокол в России легко. Главное - прибыть в страховую в 5-дневный срок с момента ДТП. Можно даже не заполнять европротокол на месте, а уехать с места ДТП и затем заполнить бланк прямо в офисе страховой компании. К буквам не придираются, фотографируют повреждения на месте. Все быстро и корректно. Осталось только указать, куда перечислять деньги. Для этой цели в находящемся неподалеку Сбербанке был открыт картсчет. Платежную карту Visa, привязанную к картсчету, выдают в тот же момент, карту оформляют бесплатно. Деньги на карту перечислили примерно через три недели.

С неприятными моментами оформления бумаг после ДТП было закончено, можно снова окунуться в путешествие.

Нижний Новгород -бывший Горький. Приятная пешеходная улица, Кремль, красивый вид на ночной город и довольно часто встречающийся олень.

Вид нового микрорайона очень похож на макет
Вид нового микрорайона очень похож на макет
Экспозиция высотой около 3 м в стене Нижегородского кремля. Выложена из маленьких портретов военных лет
Экспозиция высотой около 3 м в стене Нижегородского кремля. Выложена из маленьких портретов военных лет

Волга
Волга
Ночной Нижний
Ночной Нижний

Впечатляет немалого размера лестница над набережной. Правда, воспользоваться ею не отважился.

Далее по маршруту значилась Казань. Впечатлений от Чувашии, через территорию которой пролегал путь в Татарстан, осталось не так уж много.

Казань - столица Татарстана. Такое ощущение, что выехал из России и въехал в другую страну. Часто посещала мысль: "Что мешает остальной России жить так же, как живут татары?" Город очень понравился, в чем-то показался даже привлекательнее Питера. Аккуратно, чисто, красиво. 

Пешеходная улица
Пешеходная улица
Казанский Кремль
Казанский Кремль

Рекомендую с наступлением темноты посетить набережную - присутствует даже некоторый вау-эффект.

Следующий пункт назначения - родина "Реальных пацанов".

Пермь (букву "р" следует произносить мягко, дабы не вызывать негативных эмоций у местных жителей) расположена вдоль берегов Камы и имеет довольно приличную протяженность.

Кама
Кама
Да, такие троллейбусы колесят по российским городам до сих пор
Да, такие троллейбусы колесят по российским городам до сих пор
Куда же без счастья?
Куда же без счастья?

В самом восточном в Европе крупном городе (далее начинается Урал, а за ним уже Азия) чувствуется нехватка чистого воздуха. Лично для меня самым большим недостатком многих российских городов является загрязненный воздух. В основном это выбросы от промышленных предприятий и грузовой техники. В городах с населением 1-2 млн человек зачастую просто нечем дышать. В той или иной степени это касается почти всех крупных российских городов. "Рекордсмены" в этом плане ждут впереди, но и в Перми проблема присутствует.

После выезда из Перми в сторону Екатеринбурга - Уральские горы. Думалось, что это будут ГОРЫ с дорогой, похожей на румынское Трансфагарашское шоссе. И первое разочарование - по данному маршруту Уральские горы не особо гористые.

Плавные продолжительные подъемы и спуски, просто холмистая местность. Серпантины? Нет даже и намека.

Екатеринбург, бывший Свердловск, - крупный город (около 2 млн человек), столица Урала. Известен как место, где казнили последнего русского царя.

Спас на Крови
Спас на Крови

Жизнь идет: в городе ремонтируется старое, строится новое.

Симпатичная прогулочная улица в центре.

Основная проблема города - очень много промышленных предприятий. Загрязненность воздуха здесь чувствуется довольно сильно. По этому показателю в моем личном списке - "почетное" 3-е место. В РБ мало кто задумывается о таком важном для жизни факторе, как чистота воздуха. Вроде и сам всю жизнь прожил в одном из крупнейших промышленных областных центров Беларуси, но настолько остро эту проблему никогда не ощущал. Да, в деревне и в лесу воздух чище. Возвращаясь в РБ в город, просто чувствуешь, что воздух не так свеж.

Выдвигаемся в сторону Тюмени. Почему-то раньше она ассоциировалась с Севером. Как ни странно, именно в Тюменской области встретилось больше всего возделанных полей вдоль дороги.

В России картина вдоль трасс отличается от таковой в РБ. У нас в основном это поля или какой-то деловой лес. В России - кустарники и непонятные леса. Поля по этому маршруту встречались очень редко. Да и нормальных лесов было маловато. Что сопровождало на всем пути, так это березы. 

Тюмень очень понравилась. Не такая эффектная, как Казань, но более органичная в целом, что ли. Транспорта немного, все спокойно, без излишней суеты. Эдакий аккуратный провинциальный большой город с симпатичными историческими зданиями и интересными новыми. Если бы пришлось выбрать какой-то город для проживания в РФ, выбор, вероятнее всего, пал бы на Тюмень. 

Тюменская мототусовка
Тюменская мототусовка

После Тюмени расстояние между крупными городами составляет 600-650 км - наиболее комфортная в моем случае дистанция для дневного переезда с расчетом на то, чтобы вечером можно было спокойно прогуляться и посмотреть основные достопримечательности.

Где-то за Тюменью
Где-то за Тюменью

Очередной крупный и особо ничем не примечательный промышленный город - Омск.

Очень оригинальное сооружение. Вода стекает и по наклонным нависающим граням
Очень оригинальное сооружение. Вода стекает и по наклонным нависающим граням

Дальше - Новосибирск. Поздний выезд из Омска определил такой же относительно поздний приезд в Новосибирск. Время на осмотр города выделить не удалось - надеюсь, доведется посмотреть в будущем с какой-нибудь оказией. Дабы не распыляться, заехал всего в одно место - Новосибирский зоопарк.

До захода солнца в довольно интенсивном режиме обошел не больше половины. Зоопарк очень интересный, рекомендую его посетить всем, кто будет в тех краях. Часа три отводить нужно минимум.

В городе встретилось несколько занимательных скульптур.

Памятник светофору
Памятник светофору
Кощей Бессмертный и Ко
Кощей Бессмертный и Ко

Каждое пересечение с Транссибирской магистралью почему-то вызывало приятные эмоции.


А вот такой 50-километровый участок перед Кемерово смотрится в тех краях чем-то из ряда вон. По две полосы в каждом направлении! Просто фантастика!
А вот такой 50-километровый участок перед Кемерово смотрится в тех краях чем-то из ряда вон. По две полосы в каждом направлении! Просто фантастика!

Кемерово проехал транзитом. До сего момента название угольной столицы России воспринималось как какое-то Подмосковье. В глаза сразу бросается, что значительная часть средств от добычи угля остается в городе, - довольно чисто и аккуратно для исключительно промышленного центра.

С погодой на пути к Байкалу очень повезло. Но иногда были исключения 
С погодой на пути к Байкалу очень повезло. Но иногда были исключения 
Очередное придорожное кафе. А за окном все тот же дождь…
Очередное придорожное кафе. А за окном все тот же дождь…

Красноярск - заслуженное 2-е место по загазованности. И если вечером в день приезда ощущалось это не так сильно, то утром следующего дня во время выезда из города приходилось дышать через раз. Нормально дышать стало возможно только километров через 20 после выезда из города. На мой вопрос о том, как можно жить с таким количеством выбросов в воздухе, сотрудники хостела ответили, что оно полегче, когда пройдет дождь или дует ветер, относящий всю эту гадость. А ветры и дожди там явления явно нечастые…

В Красноярске единственный раз был остановлен за совершенное нарушение ПДД - не заметил перед въездом на мост, на котором велись ремонтные работы, запрещающего движение дорожного знака.

Перегон из Красноярска в Иркутск - самый продолжительный за всю поездку, около 1100 км.

Привет из прошлого века. Лишний повод для ностальгии по детству. Главное - не забыть нажать клавишу
Привет из прошлого века. Лишний повод для ностальгии по детству. Главное - не забыть нажать клавишу

По дороге встретился город Канск.

Первая мысль после въезда  в город: "Что же такое здесь производят?" К основательной загазованности воздуха добавляются практически везде пылящие обочины. Самой точной характеристикой было бы слово "дыра", но вспоминается фраза героя одного мультфильма: "Потише, Бамбино, ведь здесь живет Бегемот. А кому приятно слышать плохое о собственном доме, а?"

Да, там действительно живут люди… Которых реально жалко. Канск берет пальму первенства в субъективном рейтинге самых загазованных городов, расположенных вдоль Транссибирской магистрали.


Очередное сближение автомобильной и железной дорог
Очередное сближение автомобильной и железной дорог
Кроме березок на всем пути с завидным постоянством встречались ремонтируемые участки
Кроме березок на всем пути с завидным постоянством встречались ремонтируемые участки

Завершение перегона не особо задалось. Что может быть для мотоциклиста хуже, чем езда в дождь? Езда в дождь ночью. Смоченные микроцарапины на визоре сильно рассеивают свет фар встречных автомобилей. Ехать приходится практически "по приборам" - видны лишь примерные очертания полосы и движущийся впередиавтомобиль. Заметить какое-то препятствие на асфальте практически нереально, поэтому скорость заметно падает. На последние 100 км ушло примерно 2 часа. 

Ночной дождливый Иркутск тоже не особо порадовал. Со стороны въезда в город асфальт был такого качества, что правильнее было бы сказать, что его вообще нет. Просто сплошные ямы. А с учетом того, что они были залиты водой и их вообще не было видно, Иркутск поминался не очень хорошим словом. Спешное ночное заселение в хостел и отдых. На следующий день хотел провести плановое ТО мотоцикла и отправиться на Байкал, до которого оставалось рукой подать.

Александр ДЕЖКУНОВ
Фото автора
Специально для ABW.BY