В теории все просто и понятно, а на деле... Как не уйти в минус с европротоколом

07.07.2017

Европротокол – далеко не новый для белорусских автолюбителей способ оформления ДТП без вызова правоохранителей, который начал свою историю во Франции в далеком 1960 году, когда участники ДТП самостоятельно оформили дорожное происшествие. В 1974 году были сформулированы принципы реализации европротокола (решение о применимости типовых схем ДТП). В теории все просто и понятно, но вот на практике получается не все так гладко. Именно об этом мы собираемся порассуждать на примере одного случая, произошедшего с нашей читательницей.

В Республике Беларусь право оформлять ДТП в упрощенном порядке и не сообщать о нем в ГАИ предоставлено водителям с 1 июля 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. N 519 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования". Данное нововведение направлено на упрощение процедуры получения страхового возмещения, экономию сил и средств граждан, юридических лиц и государственных органов.

Материалы по теме:

Европротокол: как разъехаться без Гаи и получить страховку

Тариф "Безлимитный". Что бывает, если неправильно оценить ущерб при оформлении европротокола

Телогрейкин о европротоколе: как правильно оформить ДТП без вызова ГАИ

Совсем недавно, в июне этого года, Елена стала участницей ДТП, когда притормаживала перед пешеходным переходом, а сзади в ее Fiat врезался другой автомобиль. Нарушения, допущенные водителем следовавшего за ней Ford, очевидны. Эти нарушения водитель-виновник признал, посетовав на невнимательность и отсутствие везения. Повреждения Fiat нельзя было назвать серьезными, трещины да сколы на заднем бампере, оба участника происшествия это осознавали.

"Может, европротокол?" - предложил виновник ДТП. И ГАИ ждать не придется, и ущерб страховая компания выплатит в установленных пределах. Как никак существенная экономия времени, нервов, да и виновнику отвечать за ДТП не придется. Елена прекрасно понимала, что нужно для оформления ДТП по такой схеме.

В соответствии с п. 192 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь критерии следующие: количественный состав участников ДТП (два участника); вид причиненного вреда (исключительно транспортным средствам, участвовавшим в ДТП); наличие права управления транспортным средством; наличие действующих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; отсутствие разногласий при фиксации в извещении обстоятельств и повреждений транспортных средств; отсутствие претензий водителей к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ); ограничение лимита страховой выплаты до 400 евро по официальному курсу.

Участники ДТП самостоятельно определяют "участника А" и "участника В", составляют схему ДТП, устанавливают лицо, ответственное за причинение вреда транспортному средству другого участника ДТП, указывают его фамилию и инициалы. Лицо, ответственное за причинение вреда, заверяет подписью свое согласие с тем, что на нем лежит ответственность за причинение в ДТП вреда другому участнику. Вроде все графы заполнены, условия, предусмотренные законодательством, как казалось на тот момент, соблюдены, а главное, все быстро и удобно. Именно данный принцип закладывался в саму идею европротокола. На выходе мы имеем:

1) сокращение срока оформления ДТП;

2) упрощение порядка и снижение сроков получения страхового возмещения (отсутствие процедуры осмотра страховщиком, оценки, экспертизы и т.п.);

3) не привлечение виновного в ДТП лица к административной ответственности.

Схема ДТП получилась конечно не ахти, но вполне понятно, кто куда ехал и кто в кого въехал:

В общем, все и всех устроило, все документы как следует составили - на том и разошлись, правда, с разным настроением и мыслями. Осталось только подать европротокол в страховую компанию, что Елена и сделала. Ничего не предвещало неприятностей, но появились они быстро. Страховая компания на заявление Елены ответила отказом:

Что мы имеем: проверив наличие всех необходимых при оформлении европротокола документов, Елена, естественно, проверила и страховой полис виновника, главное там что - само его наличие и срок действия. Сам страховой полис был выписан на один год, срок еще действовал, но вот оплату по этому документу виновник ДТП пожелал осуществить двумя равными частями с разницей в полгода. Закон это не запрещает, страховщики, как правило, сами спрашивают клиента о таком условии, а для удобства присылают на телефон клиента СМС с предупреждением о необходимости оплаты второй части страхового взноса. Приходило ли такое упоминание нашему виновнику ДТП, мы не знаем, только вот вторую часть взноса он как раз и не уплатил, что повлекло одностороннее расторжение страховой компанией договора страхования.

П. 173. Положения "О страховой деятельности в Республике Беларусь": Договор страхования прекращается при истечении срока страхования или неуплате страхователем в установленный срок второй части страхового взноса, а также в случае, предусмотренном в части шестой пункта 156 настоящего Положения.

Получается, в графе страхового полиса "срок страхования" указан один год и вроде бы полис кажется действующим, согласно указанным там датам, но вот в самом низу этого документа есть графа "вторая часть страхового взноса должна быть уплачена до...". Вот тут и кроется та самая неприятность, которая постигла Елену, так как на эту самую графу она внимания и не обратила. Да и не понимала она вообще, что туда тоже нужно смотреть, причем в обязательном порядке. А чтобы выяснить факт уплаты второй части взноса, необходимо проверить квитанцию об оплате. Но кто об этом думает?

Если на обратной стороне страхового полиса нет отметки об уплате второй части, требуйте показать чек об оплате
Если на обратной стороне страхового полиса нет отметки об уплате второй части, требуйте показать чек об оплате

Смотрим на срок действия договора и успокаиваемся. Поскольку отсутствие действующего договора обязательного страхования у одного из участников ДТП влечет невозможность составления самого европротокола, то страховая компании вполне обоснованно отказала Елене в возмещении ей вреда, причиненного в результате ДТП, так как никаких обязательств по выплате возмещения на момент ДТП у страховщика уже не имелось.

Осталось Елене обратиться в органы ГАИ с заявлением о привлечении виновника ДТП к ответственности.

Безусловно, сотрудникам ГАИ не составит труда вызвать виновника ДТП для разбирательства и составления протоколов сразу по нескольким статьям административного кодекса, только здесь кроется еще одна для Елены неприятность: в этом случае к административной ответственности будет привлечена и Елена, по статье об оставлении места ДТП.

Статья 18.17. Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества

Ч. 4. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет.

Да-да, именно так инспекторы ГАИ трактуют действия лиц, после обращения к ним с заявлением о недействительности европротокола, ведь обязанность проверить наличие всех условий для составления европротокола лежит на участниках ДТП.

История эта, к слову, закончилась для Елены благополучно, так как виновник ДТП после беседы в ГАИ, по всей видимости, "включил" голову - вышел с ней на связь и полностью возместил причиненный ущерб, чем освободил в том числе и себя от привлечения к ответственности, поскольку свое заявление после этого Елена отозвала. В общем, будьте внимательны при оформлении европротокола. Помимо страхового полиса просите предоставить чек об оплате в случае, когда этот полис оплачивается двумя частями.

Удачи на дорогах!

Евгений ГРАЧЕВ
Фото из архива редакции
ABW.BY