Водометы, штурмовые трапы, автозаки - особый спецтранспорт полиции и милиции

Как в нашем представлении выглядит полицейская/милицейская машина? Уверен, что у большинства встает перед глазами патрульная машина ГАИ или ППС. Но спецтехника полиции/милиции куда разнообразнее. Сегодня рассказываем о машинах МВД, которые редко увидишь в городе.

Ну ладно, автозаки периодически можно видеть в силу специфики их работы, но остальные точно редкость. В качестве примеров будем брать технику МВД России и Беларуси. 

Броневик "Тигр", по сути, сугубо военная машина. Каких только военных версий на его базе не существует! Но в базовом варианте он вполне подходит и для службы в полиции/милиции. Не для повседневного патрулирования, конечно, но для "особых ситуаций" броневик-внедорожник очень даже пригодится. Такие машины служат, например, в московском ОМОНе, в некоторых региональных подразделениях отряда милиции особого назначения. Как минимум один "Тигр" имелся и у минского ОМОНа.

Одна из интересных специализаций полицейских броневиков - штурмовые трапы. Такие машины поступают на вооружение антитеррористических подразделений. Их задача - организовать спецназу "лестницу в небо" для проникновения на 2-4-й этажи зданий, в захваченные самолеты и т.д. Развернутый трап представляет собой широкую рампу, по которой бойцы могут быстро забегать наверх в полной амуниции и с вооружением. Кабина и отсек для перевозки расчета, как правило, бронированные. Такой автомобиль под названием "Штурмовая установка МАРС" показывали на параде к 100-летию белорусской милиции.

Если штурмовой трап, состоящий на вооружении белорусской милиции, полностью изготовлен в США, то россияне пытались строить такие машины самостоятельно. Штурмовой трап на базе "Тигра" имел странное название "Абаим-Абанат", его показывали на выставках и учениях, но о реальном серийном производстве и постановке на вооружение спецподразделений информации нет.

Теперь коротко о самом нелюбимом в народе типе полицейской спецтехники - водометах. Их можно не любить, но они нужны. Даже не столько для подавления политических демонстраций, сколько для противостояния куда более опасным проявлениям толпы - бесчинствам анархистов, футбольных фанатов, бунтам заключенных. В зависимости от сложности задачи применяют разные водометы. У россиян, например, есть малогабаритные водометы на базе газовского "Валдая".

Естественно, существует и крупногабаритная водометная техника. Если прежде водометы представляли собой, по сути, пожарные машины с решетками на окнах, то теперь "водометостроительная" мысль шагнула далеко вперед. У современных водометов все степени защиты, системы видеонаблюдения, пушки точного наведения, мощность "стрельбы" водой дозируется. Современный водомет может не просто поливать толпу, а точечно "отстреливать" конкретных особо буйных ее участников. На фото показан российский тяжелый водомет на базе "Урала" 8х8.

Еще одна категория милицейской/полицейской спецтехники - так называемые SWAT-trucks, проще говоря - транспортировщики спецназа или в нашем случае ОМОНа. Интересно, думали ли на заводе "МАЗ-Купава", когда 10 лет назад делал партию спецавтобусов для ОМОНа, что их изделие станет неким чуть ли не туристическим символом Минск? В столице даже сувенирные магнитики в форме этой машины продают. А в новостях ее называют не иначе как "автозак".

Любопытный факт заключается в том, что этот автомобиль на самом деле вообще ни разу не автозак. Это просто автобус для перевозки сотрудников ОМОНа. Заглядываем внутрь - окна, скамейки вдоль бортов, выходы сбоку, сзади и на крышу. 

Вот так, например, выглядит российский "коллега" нашего знаменитого "зеленого МАЗа". Как видим, по сути, это обычная вахтовка, только с решетчатой защитой на окнах.

Автозак - это на самом деле совершенно другой автомобиль с принципиально другой внутренней планировкой. Во-первых, у автозака вообще нет окон и только один вход. 

Внутренняя планировка - это металлические отсеки, по сути, совсем маленькие тюремные камеры. Но свежие санитарные нормы обязывают полицию оборудовать новые автозаки кондиционерами, а в некоторых есть даже биотуалет.

Одно окно у автозаков все-таки есть - в конвоирном отделении. Размеры автозаков самые разные: от уазиков-"буханок" на пару человек до больших машин. Но самый популярный типоразмер - среднетоннажный. В качестве примера - КАМАЗ-4308 российской полиции.

А существуют огромные "передвижные тюрьмы", в которых можно транспортировать десятки заключенных на большие расстояния. Пример такой машины на основе длиннобазного КАМАЗ-65117 - на нашем фото. Белая окраска не с синей, а с зеленой полосой говорит о том, что машина принадлежит не полиции, а Федеральной службе исполнения наказаний РФ. В России ФСИН - отдельная структура.

Помимо рассмотренных выше существуют и другие типы полицейской спецтехники - передвижные радиостанции, передвижные пункты наблюдения и посты ГАИ, транспорт кинологов, следователей. Но это уже совсем специфическая техника. О ней — как-нибудь в другой раз. 

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора и Дмитрия КИРЮШИНА
ABW.BY