Всему своя цена. Как работает сфера оценки автомобилей

Водители, которые уже имели опыт участия в ДТП, сталкивались с работой оценщиков. А тот, кто этой участи пока избежал, знает о страховых нюансах лишь понаслышке и не всегда в позитивном свете. Чтобы внести ясность в этот противоречивый момент, корреспондент ABW.BY расспросила представителя профильной компании о нюансах работы, ценообразовании и механизме оценки автомобильного транспорта.

ЗАО "Центр транспортной оценки" оказывает услуги независимой оценки повреждений транспортных средств для судов, продажи, залогов, таможенных процедур. Также компания работает и в сфере страхования, в частности, занимается оценкой последствий ДТП. Мы пообщались с начальником отдела оценки транспорта Сергеем Гудуном.

- В каких случаях к вам чаще всего обращаются для оценки транспортных средств?

- Так как мы являемся организацией с долей госсобственности более 50 процентов, то имеем право оценивать государственное имущество: автопарки, учреждения образования, строительно-монтажные тресты, транспортные и логистические компании, иные госучреждения. Поэтому одно из самых востребованных направлений у нас - это оценка транспорта для продажи. Например, техника долгое время работала на каком-либо предприятии, потом попала под списание, или в организации идет обновление автопарка, а старую технику нужно продать. Оцениваем также много залогового имущества. Физлица обращаются к нам за оценкой для суда, когда повреждения, нанесенные автомобилю, не возмещаются по обязательному страхованию. Например, автомобиль пострадал в результате падения дерева или был поврежден в результате чьих-либо противоправных действий. Недавний из нашей практики случай - собаки повредили машину на платной стоянке. Владелец приехал оценить ущерб с намерением взыскать эту сумму с сотрудников парковки, которые допустили подобную ситуацию. Оцениваем автомобили и пострадавшие в результате ДТП, когда возмещение вреда производится страховой компанией, но тут заказчиком услуги является не владелец автомобиля, а страховая компания или Бюро по транспортному страхованию. Страховая компания отправляет поврежденный автомобиль на оценку в организацию, с которой у нее заключен договор на данные услуги. Для страховых компаний и Бюро по транспортному страхованиюоцениваем также много другого имущества, которое могло быть повреждено в результате ДТП: мобильные телефоны, заборные ограждения или постройки, плодовые деревья и т.д.

- А физлица обращаются к вам как к независимым экспертам для оценки последствий ДТП? Например, если человек не согласен с суммой, которую определил эксперт страховой компании?

- В законодательстве четко прописан порядок действий человека в случае, если владелец автомобиля не согласен с суммой оценки. Он должен обратиться в страховую компанию с заявлением, в котором максимально подробно аргументировать свою позицию. Страховщик рассматривает заявление, если есть необходимость - назначается так называемый комиссионный осмотр. Это значит, что создается комиссия, состоящая из эксперта, который проводил первичный осмотр, представителя страховщика, представителя несогласной стороны а также стороннего оценщика, который никак не связан ни со страховой компанией, ни с несогласной стороной. Несогласная сторона привлекает аттестованного оценщика, заключив с ним договор. В комиссию должны включаться только оценщики, прошедшие аттестацию в Бюро по транспортному страхованию. После этого производится комиссионный осмотр данного транспортного средства, по его результатам будет составлен акт осмотра, определен размер вреда. Если разница первоначальной суммы и конечной составляет более 5% но не менее 5 базовых величин, то страховщик возмещает расходы по проведению данного осмотра (изначально эти расходы оплачивает заявившая сторона). Далее либо человеку доплачивается, если оказывается, что ему недоплатили, либо у него могут потребовать вернуть какую-то сумму, если выяснится, что ему заплатили больше. Такие случаи в практике оценки тоже есть, хотя на самом деле комиссионный осмотр в целом назначается не часто. По большей части все возникающие вопросы можно урегулировать без комиссионного осмотра, как минимум получить аргументированные ответы и разъяснения. 

- А просто получить независимое экспертное заключение у вас можно?

- К нам люди иногда обращаются с таким вопросом, но мы за эту работу обычно не беремся, а можем лишь после получения результатов оценки от страховой проконсультировать человека. Я считаю это правильным: если у владельца авто будет два разных заключения - которому из них верить? Когда есть четкая процедура с определенным количеством людей, все будет однозначно. Причем если мнения членов комиссии разделятся, решающее значение будет иметь мнение стороннего оценщика.

- Как в целом проходит процесс оценки последствий ДТП? Какими источниками вы пользуетесь, какими методиками расчета?

- Изначально владелец автомобиля обращается в страховую с заявлением, после чего его направляют в оценочную компанию. Далее либо человек в светлое время суток приезжает на осмотр, либо оценщик приезжает по месту хранения машины. Производится осмотр, фиксация повреждений и расчет стоимости ремонта. Что касается расчета, то белорусские оценщики в основном пользуются стандартными программами двух мировых производителей: Audatex и Eurotax (в РБ это Автокальк, разработанный на базе Eurotax представительством данной компании). Лично мы рассчитываем на Audatex. Программы похожи в целом, в них отмечаются повреждения, производится расчет, для получения конечной суммы данные пропускаются через специальную базу (сервер национальных цен), в которую занесены все цены на дилерские запчасти, материалы, стоимость нормо-часов во всех регионах. Оценщик применяет корректировки на износ запчастей (согласно утвержденным правилам), в конце получает откорректированные стоимости по запчастям, материалам, нормо-часам. То есть человеческий фактор исключен практически полностью - у оценщика есть акт осмотра, подписанный всеми участниками, данные из него переносятся в программу, которая выдает стоимость.

- А если человек не подписал акт осмотра? Или позже во время ремонта были обнаружены скрытые повреждения?

- На самом деле редко бывает, когда человек не подписывает акт. У нас в сфере оценки после ДТП работают аттестованные специалисты, которые разбираются в ремонте автомобилей. Чтобы получить аттестат оценщика, и это прописано в законодательстве, человек должен иметь высшее техническое образование в области автомобильного транспорта и стаж работы на СТО либо в области сервиса. Часто люди задают вопрос: почему где-то оценщик ставит ремонт, а не замену запчасти? В этом случае оценщик может объяснить свою позицию. Тем более что во время первичного осмотра порой все повреждения не видны, окончательный вердикт можно вынести только после того, как запчасть будет снята на СТО. В целом, если человек с чем-то не согласен, он может написать свое аргументированное мнение. Правда после разборки и дефектовки возникающие вопросы по большей части снимаются. К примеру, на элементе, который ставился под ремонт, найдены дополнительные повреждения, после чего он подлежит замене.

Что касается скрытых повреждений, то на первичный осмотр автомобиль предоставляется в первоначальном виде. Скрытые повреждения отражаются во время дополнительного осмотра, когда автомобиль уже попал на СТО либо его просто подразобрали. Любой оценщик первоначально отталкивается от данных, указанных в справке ГАИ. Если в ней написано, что в автомобиле поврежден передний бампер, фара и крыло, оценщик осматривает эту часть автомобиля, но это совсем не значит, что специалист напишет только об данных повреждениях. Он дополнительно в акте осмотра может указать и поцарапанный молдинг, и колесный диск, или, например, в аварии оторвало бампер, а в результате было поцарапано другое крыло. Сотрудник ГАИ этого может не заметить, а оценщик должен это отметить с обязательным обоснованием причинно-следственной связи данных повреждений с ДТП. Может быть и такое, что сотрудник ГАИ указал трещину на лобовом стекле, а наш специалист видит, что эта трещина появилась уже давно, не в результате аварии, например, по набившейся в нее грязи - соответственно трещина не будет учтена. Далее с этим актом владелец авто едет на СТО, где машина разбирается. К примеру, во время разбора обнаруживается деформация передней стойки. Тогда владелец обращается в страховую, снова приезжает оценщик, осматривает машину, фиксирует дополнительные повреждения и составляет дополнительный акт осмотра, на основании которого проводится дальнейший расчет размера вреда. При представлении потерпевшим документов, подтверждающих факт и оплату всего комплекса ремонта поврежденного ТС на СТО, имеющей сертификат на соответствующие услуги, оценщик обязан пересчитать стоимость ремонта с учетом стоимости нормо-часа работ данной СТО, запчастей и материалов, использованных при данном ремонте, включая НДС.    

К слову, не важно, какую станцию человек выбирает, официального дилера или мелкую СТО. Если человеку посчитали стоимость ремонта, например, 400 рублей, но отремонтировали машину за 800, он по факту ремонта может обратиться в страховую, предоставить акт выполненных работ, заказ-наряд - и страховая доплатит разницу. В этом случае главное - учесть два момента: трудоемкость ремонта должно соответствовать акту осмотра, то есть если оценщик назначил ремонт один нормо-час, а вам эти работы выполняют три, то вам заплатят только за один. Второй момент - машина по результату не должна "погибнуть", то есть стоимость ремонта не должна превысить стоимость авто. В этом случае вам выплатят сумму не выше стоимости вашего автомобиля. Также важно учесть, что в случае комплектования вашего ТС новыми запчастями, они будут рассчитываться с учетом износа. Если же в процессе ремонта установлены запчасти б/у, то износ сниматься не будет. В последнем случае, сколько станция выставила за ремонт, столько же владелец получит возмещение от страховщика. 

- Были ли попытки обмануть оценщиков и страховую? Например, человек наносит дополнительные повреждения на элементы или покупает запчасти дешевле, а документы предоставляет на более дорогие?

- Бывает и такое. Нередки случаи, когда владелец хочет выдать повреждения, полученные раньше, за результат ДТП. Но это, как правило, можно легко выявить по коррозии, загрязнениям и т.д. Еще один момент - если на элементе, поврежденном в ДТП, есть старые повреждения, дефекты эксплуатации, не относящееся к данному ДТП, а также коррозия, то стоимость их устранения будет вычитаться из размера вреда по данному элементу.  Что касается предоставления чеков с завышенной суммой, это скорее вопрос к страховой, как они контролируют факт ремонта. Но, конечно, у любого сотрудника возникнут сомнения, если в документах указано, что новая запчасть у дилера стоит 2 000 рублей, а человек поставил "бэушную" за 2 500.

- Иногда вопрос с ремонтом и оценкой затягивается на несколько недель, а человек хочет произвести ремонт быстрее. Например, в ДТП повреждена часть постройки или торгового павильона, где хранится товар, - что делать?

- В стандарте прописано, что владелец поврежденного имущества должен сохранить его в первоначальном состоянии до осмотра оценщиком. Иногда человек действительно не может ждать, но тогда он должен согласовать предстоящие работы с оценщиком и выполнять их только после его согласия. Специалист по оценке берет на себя ответственность за принятое решение, чего он делать не обязан.

Получив согласие специалиста, человек должен сделать максимальное количество фотографий самого происшествия и поврежденного имущества, а также сохранить поврежденные части имущества, те же части павильона, и предоставить их оценщику. Например, такая практика существует, если на МКАД повреждаются балки ограждения или опоры освещения, которые нужно восстановить в течение суток. В этом случае сотрудники сообщают информацию о предстоящей замене, все фотографируют, меняют, а поврежденные части хранят у себя на базе и предоставляют специалисту по оценке.

- Один из героев наших материалов был очень удивлен, когда ему по страховке элемент не заменили, не отремонтировали, а "обесценили". Что это за практика, в каких случаях она применяется?

- Эту практику ввели около двух лет назад, она применяется ко всем транспортным средствам в том случае, если на части имеется повреждение, не нарушающее работоспособности, долговечности и функциональности, но ухудшающее ее внешний вид и при этом устранение такого повреждения невозможно существующими методами ремонта. Например, осколками стекла повреждена приборная панель. Свои функции она не потеряла, дальше использовать ее можно, но царапины есть. В этом случае страховая компания выплачивает человеку сумму, сколько этот элемент потерял в цене, и человек ездит с этой панелью дальше. Величина обесценивания может быть определена по проценту, сколько элемент потерял в цене, либо по абсолютной величине - на рынке находят такой же элемент без дефекта и с дефектом, определяют разницу. Обесценивание применяется и в тех случаях, когда произвести ремонт невозможно, но менять деталь нецелесообразно, например, есть небольшая царапина на хромированном молдинге. Эстетика в этом вопросе также учитывается: если элемент сильно поврежден, служит в качестве декора и не может быть отремонтирован, его меняют.

- Если коснуться оценки имущества, которое планируется в будущем реализовать, по какой причине может возникнуть ситуация, когда одинаковые по возрасту и состоянию автомобили могут стоить по-разному? Такое можно наблюдать в том же "конфискате". Привлекались ли вы к оценке конфискованного имущества?

- Конфискованное имущество мы не оцениваем, этим занимаются другие организации. В целом такое может произойти, стоимость будет зависеть от даты оценки. Специфика такова, что рыночная стоимость берется на конкретную дату: сегодня на рынке может быть 4 аналога, они стоят, предположим, от 6 до 8 тысяч рублей, а через месяц этих аналогов нет, но появились другие, которые стоят уже от 4 до 6 тысяч. Если модель редкая, то есть аналогов на рынке мало, это может быть более заметно, чем если автомобиль распространенный.

- А как вообще формируется рыночная стоимость того или иного автомобиля? Какие источники вы используете?

- Изначально, и это прописано в стандарте, так все оценщики делают, изучаются аналоги, представленные на белорусском рынке. Если у нас аналогов нет, мы смотрим по степени убывания российский рынок. Если нет и там, изучаем сайты стран ближнего и дальнего зарубежья. Конечно, в этом случае в обязательном порядке применяются корректировки на утилизационный сбор, доставку, растаможку и т.д. Перед этим также проверяем, насколько эти цены применимы у нас по похожим транспортным средствам. К примеру, оцениваем Mazda одной модификации, которой у нас нет, но она есть в России. Для оценки применимости мы берем близкую модификацию этой же машины, и если с учетом всех корректировок данные сопоставимы, делаем вывод, что российскую цену можно применять у нас. Источниками для нас служат популярные сайты, где продаются автомобили, в том числе и ABW.BY.

- Но ведь на подобных сайтах публикуются цены с учетом торга.

- Конечно, всегда при расчете применяется скидка на торг. Она рассчитывается по формуле, иногда мы можем созвониться с человеком, узнать, сколько он готов "сбросить". В целом эта корректировка может составлять от 3 до 10 процентов - чем автомобиль дешевле, тем корректировка будет больше. Если, например, авто стоит 4 000 рублей, явно человек при продаже может сбросить около 400 рублей, или около 10 процентов. Если автомобиль дорогой, например, 100.000 рублей, то 10 процентов, или 10.000 рублей, вряд ли кто-то сбросит, поэтому корректировка уменьшается. В целом есть стандартные формулы, по которым это рассчитывается в зависимости от года выпуска автомобиля, его стоимости, возраста, категории.  

- Какие ошибки часто допускают водители при предоставлении автомобиля после ДТП на оценку?

- Во-первых, еще на месте ДТП, когда человек получает справку от сотрудника ГАИ, желательно смотреть, чтобы максимально все повреждения были записаны. Потому что зачастую зафиксированы "крыло-фара-бампер", но не указан колесный диск. Или при ДТП с мотоциклом отмечены повреждения мотоцикла и костюма, но ничего не сказано про повреждения шлема, мотоперчаток и т.д. В этом случае эксперту придется искать причинно-следственную связь, а это повод для споров с владельцем, либо владельцу придется ехать в ГАИ дописывать справку, и далеко не всегда получится что-то дописать. На осмотр желательно предоставлять автомобиль в чистом виде, чтобы не тратить свое время и время оценщика. Также проведенных каких-либо ремонтов в процессе эксплуатации автомобиля порекомендовал бы сохранять заказы-наряды, чтобы иметь возможность доказать, что ремонт какого-то узла производился недавно, - это повлияет на расчет износа детали. Наконец, автомобилистам настоятельно рекомендую не забывать оплачивать второй взнос по страховке. 

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY