"Выбора-то особого не было". Как и куда поступают будущие ремонтники

28.07.2017

Сегодня, если спросить обычного школьника, кем ему хотелось бы работать, большинство, не задумываясь, ответит: программистом. На худой конец - тестировщиком программного обеспечения. Почему? Чтобы зарплата была "попиццот", вестимо, а то и выше. Разумеется, такое положение дел нельзя было не использовать, и вот уже интернет заполонили заманчивые предложения всевозможных курсов по изучению тестирования программного обеспечения и основ программирования. Вот только беда - подавляющее большинство компаний, публикуя вакансии, делает маленькую приписку: "После курсов специалистов не берем". Кому-то не повезет? Тем не менее, если поинтересоваться у белоруса, какая основная статья расходов в его семье, очень многие скажут: автомобиль и поддержание его на ходу. Да еще и приправят свой рассказ парой занимательных историй, как немилосердно дерут с автовладельцев деньги на различных СТО. Так, может, вот она - золотая жила?

Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С.Высоцкого УО РИПО, подготавливающий автомехаников и техников, пользуется в последние годы популярностью. И если раньше колледж, несмотря на его статус среднего специального учебного заведения, называли в народе "обычной хабзой", то сейчас поступить туда не так-то просто, хотя система приема достаточно простая: никаких экзаменов, а всего-навсего конкурс аттестатов.

МГАК им. М.С.Высоцкого набирает учащихся по специальностям в области автомобилестроения и технического обслуживания автомобилей. По словам Анны Горбач, ответственного секретаря приемной комиссии МГАК, наиболее популярными специальностями, на обучение по которым претендуют абитуриенты, являются "Техническая эксплуатация автомобилей" и "Автосервис".

"Для мальчишек, а именно они составляют основной контингент учащихся колледжа, - говорит Анна, - эти специальности привлекательны потому, что имеют прикладной характер, что позволяет проявить свои способности в области эксплуатации автомобилей и обслуживания автотранспортных средств. Справедливости ради следует заметить, что девушки, пусть их и единицы, также подают документы именно на эти специальности".

На замечание, что многие абитуриенты приходят с родителями, Анна ответила, что часто ребята с целью профессионального самоопределения обращаются к работникам приемной комиссии за консультацией об особенностях специальностей колледжа, но окончательный выбор им помогают сделать родители, которые хорошо знают способности своих детей.

Однако с мотивацией к поступлению у абитуриентов пока, прямо скажем, не очень. Егор пришел подавать документы вместе с мамой. Почему решил поступать именно сюда? Пожимает плечами: "Просто". А будущий, возможно, студент Станислав усмехнулся и сказал, что у него и выбора-то особого не было.

Проходные баллы в настоящий момент неизвестны. Точные цифры обозначаются ближе к концу вступительной кампании и будут зависеть от количества поданных документов.

Количество бюджетных мест ограничено. Прием документов продлится до 15 августа.

Не менее интересные перспективы предлагает и Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е.Л.Юшкевича. Здесь учатся будущие помощники машинистов, монтеры железнодорожных путей, проводники пассажирских вагонов, билетные кассиры.

Проходной балл, как и в автомеханическом колледже, предугадать невозможно. По информации, предоставленной заместителем директора МГПТК Александром Симоненко, наиболее популярная у абитуриентов специальность - "Проводник пассажирского вагона", проходной балл на которую в прошлом году составлял 7 (на базе 9 классов) и 7,764 (на базе 11 классов). На специальность "Помощник машиниста" проходной балл тоже был довольно высоким - 7,588. Однако, как заверил Александр, ситуация из года в год меняется: иной раз количество поданных заявлений на поступление обязывает установить высокие проходные баллы, а порой конкурса вовсе не бывает, поступают все.

Возрастные ограничения для абитуриентов, поступающих на некоторые специальности, объясняются тем, что практика проходится на железной дороге, которая является объектом повышенной опасности, к ней допускаются только совершеннолетние.

Помимо возрастных в колледже действуют и другие ограничения, например, строгие требования к внешнему виду. Запрещены распущенные волосы, длинные ногти и яркий макияж. Абитуриентам с пирсингом и татуировками на видимых частях тела, а также с неподстриженной бородой путь сюда тоже заказан.

Однако если вам не принципиально наличие любимых дредов и ваш внешний вид в целом соответствует стандарту - подавайте документы и примеряйте форму. Ношение форменной одежды железнодорожников обязательно для всех специальностей, на пошив дается 1-1,5 месяца после поступления.

Колледж располагает общежитием для иногородних. Прием документов продлится до 20 августа.

Те, кого пугает высокий конкурс и кто хочет поступить в выбранное учебное заведение со стопроцентной вероятностью, действуют хитрее. Помимо средних специальных учебных заведений в столице работают также лицеи, позволяющие получить профессионально-техническое образование и дающие неплохую базу к поступлению в учебные заведения более высокого ранга.

Так, в УО "Минский государственный профессиональный лицей №9 автомобилестроения", в котором готовят рабочих для Минского автомобильного завода, конкурса практически не бывает. Более того, как сообщила и.о. директора Галина Рылькова, в лицее зачастую случается и недобор. В связи с этим приемная кампания длится не до 15, а до 20 августа.

Будущий автослесарь Евгений - серьезный молодой человек. Будет ли он поступать куда-либо в дальнейшем, покажет время, но пока выбранную им специальность он считает полезной, поступить сюда очень легко, да и лицей находится рядом с домом, что очень удобно.

А вот Дима пришел подавать документы с мощной группой поддержки: мамой и сестрой. Он планирует получить квалификации токаря и слесаря по ремонту автомобилей. Когда-то здесь учился его отец, теперь сын пошел по его стопам.

К слову, каждое из этих учебных заведений требует к предъявлению целый пакет документов, который включает в себя медицинскую справку формы 1здр/у-10 или выписку из медицинских документов формы 1мед/у-10 с обязательным осмотром подростковым врачом (лиц до 18 лет), что абитуриент годен к учебе в выбранной им отрасли. Вопрос достаточно серьезный, если имеются какие-либо противопоказания, допуск к учебе будет невозможен.

"Это настоящие мужские профессии, - говорит директор Минского государственного автомеханического колледжа им. академика М.С.Высоцкого Валерий Кириленко. - Абсолютно любой человек способен хорошо зарабатывать, было бы желание. Такие специальности везде востребованы, хорошие техники и механики никогда не останутся без работы".

Но на деле с трудоустройством после окончания учебного заведения не все просто. Теоретически выпускники умеют все: и отремонтировать двигатель, и заменить радиатор, и залить масло - в целом выполнить полный спектр работ им по силам. Только если для учащихся того же железнодорожного колледжа стабильно найдется работа на Белорусской железной дороге, то будущим автомеханикам и техникам придется немного попотеть, если они планируют зарабатывать больше, чем предлагают государственные предприятия.

Подавляющее большинство столичных СТО категорически отказывается принимать на работу вчерашних студентов, предпочитая им опытных работников.

"Это очень ответственная работа, - говорит Владимир Панкевич, начальник охраны и администратор в одном лице "СТО кузовов". - Не поставлю же я вчерашнего выпускника красить машину".

Аналогичного мнения придерживаются на СТО "1-й километр", "Бонус СТО", в автоцентре "Малиновка" и многих других. Их можно понять: конкуренция в сфере технического обслуживания автомобилей высока, репутация дорогого стоит, а испортить ее - раз плюнуть.

Однако нет ничего невозможного, было бы желание. Хорошая работа не обладает приятной особенностью плыть прямо в руки и преподносить себя на золотом блюде, а это значит, что те, кто ищет, всегда свое находят. Так, мастер-приемщик "АртеМоторс" Вадим Угоренко сообщил нам, что буквально вчера приходил к ним на собеседование парнишка после окончания автомеханического колледжа, и они взяли его на стажировку. Почему? Увидели в нем потенциал и желание работать. Что и есть самое главное. В любой сфере.

Ольга АРСЕНЬЕВА
Фото автора
Специально для ABW.BY