Зачем покупателю магнит, или Ищем гофру, которая не прогорает. Что подсказали продавцы?

Как выбрать гофру выхлопной системы, которая ревом двигателя не напомнит о своем существовании уже через пару-тройку лет? Этот вопрос всплыл, когда в статье "Зачем нужна гофра и почему она меняется недешево?" мы рассказывали о предназначении этого элемента выхлопной системы автомобиля и причинах выхода его из строя. Вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, ведь проблемы, возникающие при замене прогоревших гофр, делают эту процедуру трудоемкой, а цена работы в некоторых случаях может достигать 150 рублей.

Вряд ли найдутся желающие раз в 2-3 года оставлять такие деньги в кассах СТО, специализирующихся на ремонте выхлопных систем. Однако как среди товара, предлагаемого на продажу в магазинах запчастей, найти гофру, которая выдержит дольше? За разъяснениями мы обратились к продавцам интернет-магазина kripan.by, и вот что услышали в ответ:

- При покупке запчастей часто их качество оценивают по авторитету торговой марки и месту производства. С гофрами этот номер не пройдет - все, что предлагается на нашем рынке, изготовлено в Китае. Другое дело, что одна и та же китайская фирма может производить изделия самого разного качества.

Есть гофры, внешне непохожие на остальные, однако в большинстве своем все они конструктивно одинаковые, разве что есть так называемые усиленные и неусиленные.

Отличительная особенность усиленных гофр - наличие внутри гибкого шланга. Такие гофры действительно служат несколько дольше, однако за некоторыми исключениями определяющей для выбора гофры к тому или иному автомобилю является не конструкция, а размеры - диаметр и длина.

В то же время размер гофры никак не может повлиять на ее надежность и срок службы. Влияют материалы, из которых гофру изготовили. И в зависимости от качества стали, которая использовалась при производстве, изменяется не только надежность и долговечность гофры, но и ее стоимость.

Понятно, что размеры тоже сказываются на цене. Чем у гофры больше диаметр и длина, тем она дороже, но именно потому, что на производство такой гофры пошло больше стали, чем на гофру меньших размеров. Каждые 2-3 сантиметра добавляют к стоимости обычной гофры не менее 2-3 рублей.

Итак, ключевой момент для цены - качество стали. А дальше все зависит от клиентов, которые размещают на китайских заводах свои заказы. Клиент предоставляет китайцам технические условия, а они под эти условия делают гофры. Можно заказать обычную гофру, а можно - усиленную, можно заказать все детали гофры из самой высококачественной жаропрочной нержавеющей стали, а можно из этой стали сделать только какие-то отдельные детали, но, например, для колпачков взять сталь похуже или вообще сделать всю гофру из дешевой некачественной стали.

Диаметр и длина те же, станки перенастраивать не надо - китайцам нет разницы, из какого материала гофры "клепать". Китайские производители готовы удовлетворить любые пожелания заказчиков, а в конечном итоге все упирается в цену, которую заказчик хотел бы увидеть на выходе. Хочет клиент получить "оригинал", чтобы поставлять его со своей этикеткой на автозаводы, он его получит, но стоимость оригинальных гофр, которые в Китае тоже делают, будет соответствующая. Хочет получить изделие из самой высококачественной стали - пожалуйста, но и цена опять-таки будет такая, что еще попробуй на эту гофру покупателей найти.

Поэтому в магазинах представлены гофры самого разного качества. А дальше начинаются проблемы покупателя, какую гофру выбрать,подороже или подешевле, если на вид они вроде бы одинаковые.

Наличие усиления увеличивает цену, но необязательно является признаком качественной гофры, потому что внутренний шланг усиления, как и любая другая деталь, может быть изготовлен из плохой стали. Усиливать гофру такой шланг будет недолго, поэтому срок ее службы окажется не намного дольше, чем у гофры из тех же материалов, но без усиления.

Лучше, конечно, когда усиление все-таки есть, однако мы бы рекомендовали покупателям в первую очередь обращать внимание не на его наличие, а на вес гофры, блеск, цвет и плотность навивки проволочных оплеток, а также толщину оконечных втулок, или, как их называют чаще, колпачков.

Чем тяжелее гофра, тем лучше - значит, на количестве материалов производитель не экономил. Качественную сталь отличает лучший блеск, некачественная более матовая. Колпачок должен быть толстым - такой и обварится хорошо, и держать будет долго.

Чем навивка оплетки плотнее, тем лучше. Такая гофра жестче, что позволяет ей дольше справляться с механическими нагрузками, которые приходятся на нее во время движения автомобиля. 

Правда, это правило работает не всегда. Есть исключения - автомобили премиум-класса. Для Mercedes, BMW, Audi выпускаются более мягкие гофры, чтобы меньше вибраций передавалось в салон. Интересно, что на этих машинах жесткие гофры на самом деле отрабатывают недолго - их просто ломает по сварке. В общем, не такой уж бесхитростной является выхлопная система, как кажется, если получается, что в "премиуме" жесткие гофры работают неправильно.

Но вернемся к гофрам для массовых автомобилей. При одинаковой плотности оплетки все решает качество материала. Поскольку не у каждого глаз наметан так, что по блеску определяет качество стали, покупателю пригодится магнит. Мы специально держим магнитный "пятачок", чтобы клиент, который ищет качественную гофру с большим сроком службы, смог убедиться, что он ее действительно нашел.

В принципе пальцами можно ощутить, что притягивается наш магнитик ко всем гофрам, но вопрос - как. К качественному материалу он прилипает едва-едва, а если его не придерживать рукой - сваливается под собственным весом. 

А на плохой стали магнитик держится безо всякой помощи. Обратите внимание, что у этой гофры колпачки достаточно толстые и есть усиление, но магнитик к ней охотно прилипает. Значит, несмотря на внешние признаки, настоящего качества нет. Вернее, оно среднее, так как самая низкокачественная из этих трех гофр одного типоразмера находится справа. 

Самая же надежная и долговечная - та, что слева. И поскольку хорошее не может быть дешевым, стоит эта гофра 15 у.е., в то время как плохая - 8 у.е., а среднего качества - 11 у.е. Если срок службы лучшей гофры оценить в 100 процентов, то у той, что по центру, он составит примерно 70-80 процентов срока службы лучшей, а у плохой - около 40-50 процентов.

У оригинальных гофр срок службы при эксплуатации со средней интенсивностью не меньше 8-10 лет. Скажем честно, что до уровня "оригинала" лучшая из трех гофр не дотягивает - просто мы знаем, из какой стали она сделана, а из чего делают "оригинал". И цена тогда у нее была бы другая. Но даже если принять, что она выдержит 6-8 лет, то самая плохая из них в лучшем случае выйдет из строя через 2-4 года, а скорее всего, еще быстрее.

Еще хотелось бы обратить внимание покупателей на то, что помимо самих гофр в продаже представлены узлы, в которые гофры уже вварены в заводских условиях. Такие узлы дороже гофр по отдельности по меньшей мере в 2 раза, зато они существенно проще в установке и не требуют применения сварки, так как ставятся на резьбовой крепеж и хомуты.

Что купить выгоднее, нужно считать. Снятие и установка детали на СТО обойдутся примерно от 20 до 40 рублей. То есть если все болты и гайки открутились, после чего гофра снялась без проблем, за работу возьмут 20 рублей.

Но если крепеж укорел, если слесарь, который взялся его откручивать, начал материться и в ход пошла "болгарка", тогда за снятие готовьте до 40 рублей.

Каждый круговой шов - это еще 20 рублей. Швов при нормальном раскладе должно быть два, но если мастер взялся за "болгарку", значит, при установке появится как минимум еще один шов.

В выхлопных системах некоторых автомобилей, например с V-образными двигателями, гофр может быть не одна, а две. В общем, часто бывает, что выгоднее купить узел в сборе и поставить его самому, чем обращаться к специалистам, которые будут вырезать старую гофру и вваривать новую. В любом случае надо считать. 

У большинства покупателей всегда один и тот же интерес - сэкономить, но скупой не заплатит дважды, только если машину, в которой гофра меняется сейчас, он продаст в течение ближайшего года. Это единственный случай, когда покупка самой дешевой гофры оправдана.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки ЧТУП "Крипан"