"Заготовка для гаражного творчества". Владелец Lada Granta рассказал, как дорабатывал свою машину

В конце 1990-х и начале 2000-х новая продукция АвтоВАЗа в наших широтах всухую проигрывала даже сильно потрепанным иномаркам практически по всем позициям. Большинство частных покупателей в РБ, приобретая очередной автомобиль, в сторону "Лады" и прочих ВАЗов даже голову не поворачивали. Исключением в силу своих внедорожных характеристик была разве что "Нива", позже переименованная в "Лада 4х4", да "Ларгус" с генами Dacia Logan MCV.

Принято считать, что ситуация изменилась с появлением в гамме вазовских машин "Лада-Веста", но, побывав на слете владельцев автомобилей "Лада", я убедился, что не "Вестой" единой живет сообщество LadaClub.by. Именно поэтому и возникла идея расспросить об опыте эксплуатации вазовской техники владельца 16-клапанной "Лада-Гранта", обратившей на себя внимание несерийным кожаным салоном и вышитой на крышке перчаточного ящика подписью Бу Андерссона.

Естественно, первый вопрос Евгению, накатавшему на своей "Гранте" за два года без малого 80.000 км, был именно про подпись: "Откуда она и зачем?" Из ответа выяснилось, что это личная инициатива Евгения, которой он выразил дань уважения человеку, по его мнению, серьезно преобразившему и сам АвтоВАЗ, и его продукцию. Далее - от первого лица:

- Если бы мне кто-то 10-15 лет назад сказал, что я в здравом уме и твердой памяти куплю себе "Ладу", я бы рассмеялся этому человеку в лицо. Уже тогда я успел поездить на достаточном количестве иномарок, среди которых была и парочка BMW 5-й серии, и даже подержанный Volkswagen Touareg, который постоянно докучал неисправностями и часто требовал весьма существенных денежных вливаний. В какой-то момент я пришел к выводу, что это неправильно, если ты работаешь на машину, а не она на тебя. После этого начались поиски нового бюджетного авто, которое должно было стать "рабочей лошадкой" на каждый день.

Претендентов на покупку поначалу было несколько: KIA Rio, Hyundai Accent/Solaris, VW Polo Sedan, "Лада-Гранта" и даже Geely. На всех поездил, ко всем примерился, про все почитал и пришел к выводу, что мой выбор - "Гранта" в комплектации "Люкс".

Основными аргументами за этот автомобиль были: соотношение цены и обилия опций, простота конструкции и ремонтопригодность. К слову, приобрести именно ту машину, которую я хотел, у местного дилера АвтоВАЗа оказалось весьма непросто. В салоне предлагались лишь "пустышки", а чтобы купить комплектацию "Люкс", пришлось писать на АвтоВАЗ. В итоге машину мне привезли и любезно продали.

Дальше началась рутинная эксплуатация, в ходе которой первым камнем преткновения стал хорошо знакомый владельцам "восьмерок" и "девяток" вой КПП. Смена масла и использование присадки радикально ситуацию не изменили, но гул стал несколько меньше.

В остальном автомобиль ездил, ездил и ездил. Это после вечно ломавшегося подержанного Touareg было даже как-то скучновато. Первые 15 тысяч километров эксплуатации показали, что никаких заводских дефектов у автомобиля нет, и я пришел к выводу, что вполне могу обойтись без гарантии. Стоимость несложных ТО свелась к цене "расходников", а это меньше 100 белорусских рублей, даже с учетом топливного и салонного фильтров, меняемых раз в 30 тысяч.

Своеобразным бонусом при этом является возможность совершенствовать машину в соответствии с личными предпочтениями. В моем случае все началось в замены штатного ключа на выкидной, затем был легкий стайлинг салона, выразившийся в хромированных накладках на воздуховоды и смене штатных маховичков системы отопления и вентиляции на более изящные по форме, с подсветкой и демонстрацией температуры.

Затем на смену штатному упору капота пришли гидростойки, между чашками опорных подшипников "прописалась" распорка. Вторая дополнительная распорка была установлена внизу между лонжеронами. А штатные стойки передней подвески уступили место куда более жестким стойкам SS20 "Шоссе" с полиуретановыми втулками вместо заводских резиновых.

Следует заметить, что с заводской подвеской все было в порядке, она до сих пор ездит на машинах коллег по LadaClub.BY, смена передней подвески была лишь моей прихотью.

На этом доработки конструкции не закончились. В дифференциале переднего моста со временем "прописалась" блокировка с преднатягом 6 кгс, а на задней оси на смену барабанным тормозам пришли дисковые тормозные механизмы от "АвтоСпортТехники". Они, к слову, прошли сертификацию в НАМИ и имеют официальный допуск к установке на ВАЗы.

На передней оси подверглись замене лишь тормозные диски. На моей машине они теперь перфорированные. Причина замены - коробление штатных дисков после проезда лужи вслед за интенсивным торможением. К заводу в этой части претензий никаких нет. Сам виноват.

Коснувшись тормозов, заменил заодно и "ручник", установив усиленный вариант с масленками для дополнительной смазки тросов. Также сменил штатную резину на GoodYear размерности 195/55 R15.

Машина между делом стойко переносила все тяготы и невзгоды повседневной эксплуатации, обильно "сдобренные" перечисленными выше доработками. За пройденные 77 тысяч километров поломками она огорчила лишь дважды: в первом случае вышел из строя датчик распредвала за 15 рублей, во втором - один из задних ступичных подшипников за 25. Согласитесь, не самые большие расходы.

Раз уж зашла речь о запасных частях, хочу заметить, что лучше всего использовать вазовский "оригинал". Ходимость у него не только не хуже, а лучше аналогов сомнительного происхождения. Цены же ну очень привлекательные.

Но вернемся к переделкам "Гранты", которые затянули меня подобно омуту. Модернизировав тормоза, я, сменив щиток приборов, установил на свою машину круиз-контроль, которого мне не хватало в длительных загородных поездках, а затем опять вернулся к переменам в интерьере.

На смену стандартным передним сиденьям "Лада-Гранта" пришли более удобные кресла от "Гранта-Спорт". Потолок был обтянут черной алькантарой, а сиденья, руль и боковые стойки зашиты в кожу с красной прострочкой. Кто-то этого не поймет, но я провожу в машине немало времени, и такой вариант мне пришелся по душе. Тогда же появился и автограф Бу Андерссона на передней панели.

Отдельного упоминания в рассказе о "Гранте" заслуживает штатная 2-диновая магнитола. Ее заводская прошивка использует лишь 10 процентов возможностей этого аппарата. Я перепробовал около 30 бесплатных прошивок с сайта 4PDA.ru и скажу, что благодаря им штатная магнитола может намного больше, чем со стоковой прошивкой: современный навигатор, изображение с камеры заднего вида, интернет и т.п. 

Двигателем автомобиля всерьез я пока не занимался, ограничившись избавлением от катализатора, сменой "паука" и новой прошивкой ЭБУ. Подобные перемены добавили машине "низов" без вмешательства в конструкцию 106-сильного мотора, в городе стало ездить несколько веселее. Руки чешутся установить в ГРМ регулируемую звездочку, злые "распредвалы" и выхлоп из трубы диаметром 51 миллиметр, но…

… машина ездит практически каждый день с утра до вечера, времени на столь серьезное вмешательство пока нет. Поэтому тешу себя мелочами вроде подсветки ног и т.п., продолжая накатывать километры.

Благодаря перечисленным выше доработкам рулевое управление моего автомобиля стало немного острее, подвеска - жестче, тормоза - эффективнее. В салоне есть тот набор опций, которым может похвастать не каждый "бюджетник", разве что за гораздо более высокую цену. 

106-сильный мотор в городе без проблем вписывается в расход 7 литров на "сотню", при этом за городом не чувствуешь себя улиткой в потоке. На скорости и 120, и 130 машина уверенно держит дорогу. На грунтовых покрытиях и при зимней эксплуатации не последнюю роль играет немалый клиренс "Гранты" - 160 миллиметров. Свой вклад в движение по грязи, снегу также вносит и блокировка.

О стойкости к коррозии после двух лет говорить рано. Свою машину я обработал антикором и установил задние подкрылки. Эксплуатация на грунтовых дорогах вынудила сменить штатные передние брызговики на брызговики от "Лады-Калины", которые лучше защищают пороги. По рекомендациям из интернета также дополнительно вставил резинку между лобовым стеклом и кромкой крыши. В итоге пока никаких проблем с коррозией нет.

Вообще же, вопреки существующим стереотипам, навеянным качеством ВАЗов из 1990-х, скажу, что "Гранта" меня не только не огорчила, но и приятно удивила. Да, она не блещет характеристиками Mercedes или BMW, но давайте не забывать про цены. К тому же благодаря простоте конструкции и обилию вариантов доработок и тюнинга это прекрасная заготовка для гаражного творчества. Причем, если на секунду забыть о переделке салона, изменения в ходовой части не так уж и дороги. Стоимость блокировки дифференциала - 150 у.е. Замена стоек передней подвески с учетом стоимости опор и полиуретановых сайлент-блоков - 200 у.е. Задние дисковые тормоза - еще 350 у.е. Новые шины и перфорированные передние тормозные диски - суммарно 400 у.е.  И автомобиль становиться совсем другим. Конечно, не всем оно нужно. Кто-то предпочтет рыбалку, охоту, а большинство и вовсе "спорт" на диване или танки в компьютере, но своя аудитория у этих машин есть. С появлением "Весты" она явно станет шире, главное, чтобы АвтоВАЗ продолжил держать марку.

Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY