Зарплаты, бензин, доллар и нефть. Как менялось автомобильное благосостояние белорусов за 10 лет?

Этот год запомнится многим автомобилистам: такое коварное планомерное подорожание топлива по одной копейке невозможно забыть. "Белнефтехим" связывает повышение цен с ростом стоимости нефти, в то время как обычные граждане задаются другим вопросом: если нам выставляют повышенный прайс, когда "черное золото" дорожает, то почему же откат цен на бензин/дизель не происходит, когда нефть дешевеет? 

Мы решили собрать статистику цен, зарплат и курсов доллара за последние 10 лет и посмотреть, как же все эти цифры коррелируют друг с другом. Предупреждаем сразу: сравнение проведено "в лоб", "бытовыми" методами. В качестве отчетного периода был выбран отрезок времени с января 2008-го по август 2018 года, поскольку на официальном сайте "Белстата" информация о средней заработной плате за сентябрь на момент подготовки материала отсутствовала.

Начнем со сравнения стоимости бензина в долларовом эквиваленте. Как видно из графика, стоимость литра АИ-92 регулярно пыталась переваливать за 1 доллар. Иногда это удавалось - иногда нет. Но с осени 2014 года цены на бензин в долларовом эквиваленте "припали" надолго.

С АИ-95 ситуация примерно та же.

Много это ли мало? В дискуссиях о стоимости топлива на Западе частенько употребляется аргумент о других зарплатах. Как же менялись зарплаты в долларовом эквиваленте за это время у нас? В расчет берем официальные данные "Белстата".

А вот так выглядит соотношение изменения величины зарплаты и стоимости АИ-95. Линии графика нельзя назвать идентичными, но все же зависимость прослеживается.

Что это означает на практике? Мы не идилизируем ситуацию, но... В начале 2008 года среднестатистический белорус мог позволить купить на зарплату порядка 312 литров АИ-95, в то время как в августе текущего года это число равняется уже 705 литрам.

Еще одно популярное высказывание приходится на соотношение цен на нефть и топливо. Сопоставим изменения стоимости нефти Brent и цены все того же АИ-95 - и получим следующую картину.

По всему выходит, что по такому сравнению "в лоб" белорусам действительно не на что жаловаться? За комментарием мы обратились к экономическому обозревателю Татьяне Маненок:

- Был период, когда внутренний рынок топлива являлся прибыльным, но это время прошло. На внутренний рынок поставляется до 30 процентов топлива - и это существенно для наших предприятий. Наши нефтеперерабатывающие производства ведут масштабную модернизацию за кредитные средства. И они нуждаются в дальнейшем кредитовании, поскольку проекты не завершены. Чтобы получать новые кредиты, производство должно быть рентабельным.

Невзирая на повышения стоимости топлива, в долларовом эквиваленте она практически не растет. А давать оценки в долларовом эквиваленте мы вынуждены: расчеты по контрактам за пределами страны ведутся в валюте.

В Беларуси осуществляется ручное регулирование цен, делать какие-то прогнозы очень сложно. Снизить акцизы - недосчитается бюджет, повысить цены - может снизиться спрос. Пока повышение незначительное - спрос не упал, спрос растет. На этом рынке должны быть очень тонкие настройки и для того, чтобы не обострять социальную напряженность. По причине возможной социальной напряженности принята и “копеечная” тактика - в таком формате повышение стоимости воспринимается легче.

Андрей ГОРЕЛИК
ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber