Профилактика нарушений осанки у школьников

16.10.2017

Школа — это всегда множество волнений, как для учеников, так и для их родителей. Оценки, экзамены, олимпиады, отношения с одноклассниками и учителями… Список можно продолжать бесконечно. Чтобы не добавлять к нему беспокойство о здоровье ребенка, прислушайтесь к советам Ислама Шахабова, к.м.н., травматолога-ортопеда, заместителья главного врача клиники «Атлас».

Нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в детском возрасте. Осанка – это гармоничное положение человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позы. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки.

В основе развития неправильной осанки лежат следующие факторы:

— слабое развитие костно – мышечной системы в детском возрасте;

— нерациональная организация рабочего места ребенка, а именно, неправильная посадка, столы и стулья, не соответствующие росту ребенка,

— кровать с мягким ложем;

— неправильный режим дня, недостаточная физическая активность ребенка.

В школе вместе с учителем и школьным врачом нужно правильно подобрать ученику рабочее место в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха.

Каковы же требования к рабочему месту ученика?

Стул. Глубина сиденья должна быть немного меньше, чем расстояние от подколенной ямки до крестца. Очень удобно, если на спинке стула в области поясницы есть специальный валик, не дающий поясничным мышцам чрезмерно перегружаться. Если нет возможности приобрести стул с ортопедической спинкой, воспользуйтесь подручными средствами и сделайте сами импровизированную спинку с валиком. При сидении углы «стопа — голень» и «голень – бедро» рекомендовано приблизить к значению 90 градусов. Если малыш еще не касается ногами пола, под ножки ему подберите скамеечку.

Стол. Локти ребенка должны свободно опираться на письменный стол, т.е. на столешницу, высота которой должна быть на уровне солнечного сплетения. Следите за расстоянием от глаз до тетради (книги) – оптимально это 30 см. Для того, чтобы уточнить расстояние, попросите ребенка поставить локоть на стол и посмотреть вперед перед собой – если столешница расположена правильно, то кончик среднего пальца касается наружного угла глаза.

Чтение. Книги желательно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать перед ребенком на столе, обычно располагаясь правее или левее, то привычный наклон и поворот головы за очень короткий срок перегрузят шейный отдел позвоночника маленького ученика, а родители будут ломать голову в поисках причины головных болей.

Письмо. Тетрадь правильно располагать под углом 30 градусов – при таком наклоне хорошо видно то, что «выходит из-под пера». Иначе расположенная тетрадь заставит и голову больше наклонять и поворачивать туловище по оси.

Освещение. Настольная лампа – это идеальный вариант освещения рабочей поверхности, свет должен падать слева и спереди, не создавая тень. Рекомендуемая мощность лампы – 60 ватт. А естественный свет и расположение стола ближе к окну позволяет максимально использовать световой день.

Хорошие привычки. Научите ребенка сидеть во время занятий ровно. Каждые 40 минут желательно делать активные перерывы — движение снимет напряжение и усталость, поднимет настроение. Нужно воспитывать у детей чувство самоконтроля, чтобы они старались следить за своей осанкой при ходьбе, сидении.

Вредные привычки. Класть ногу на ногу или подворачивать одну ногу под себя, свешивать нерабочую руку вниз, сидеть перед столом в пол-оборота, смотреть одновременно телевизор – это быстрый путь к нарушению осанки. И перечисленные привычки порой появляются у детей еще до встречи со школьными заботами.

Для профилактики нарушений осанки ученику необходимо правильно организовать режим дня. Большое значение имеет организация сна (удобные кровать и постель). Кровать должна быть на 15-25см больше длины тела, а постель ровная средней жесткости с невысокой подушкой. Для улучшения осанки очень полезно заниматься гимнастикой 2-3 раза в день по 15-20 минут. Красивую, правильную осанку помогают выработать общеукрепляющие упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса, ног, спины, живота, шеи. Есть специальные упражнения, вырабатывающие навыки правильной осанки. К ним относятся упражнения у стены, с предметами (гимнастическими палками, мячами, скакалками), на равновесие. Вместо портфеля ученику полезнее носить ранец.

Для развития мышечного корсета спины оптимально лечебное плавание «брасс».

http://www.actmed.info/archives/326