«Цифровому поколению» – «умное образование»! Почему в России создаётся новая система образования?

С развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) произошла трансформация личности человека, семьи и общества – утверждают социологи, занимающиеся исследованием этой проблемы. Действительно, выросло целое поколение людей, для которых мобильный телефон, компьютер и интернет – такие же естественные составляющие их жизненного пространства, как природа и общество.

Поколение Z

Нынешние школьники и студенты – поколение Z, или «цифровое поколение» (дети, родившиеся в 1995–2012 годы) – живут в фиджитал-мире (от physics + digital), где границы между реальным и виртуальным нет. Доступ к информации (= интернету) и контакт со сверстниками для поколения Z — как воздух. Они всегда на связи и в курсе всего, что происходит на планете. В мире поколения Z всё персонализировано, поэтому для него органичен отбор актуальных знаний по индивидуальной траектории. Поколение Z — это поколение «сделай сам».

Вот пример типичного разговора отца с ребёнком из этого поколения:

— Пап, мне не нужен репетитор!

— Ты действительно считаешь, что лучше подготовишься к тестированию, просматривая ролики на YouTube?

— Почему нет?

— Это не так легко. Тебе нужен профессиональный репетитор.

— Пап, на YouTube есть сотни видео о подготовке к тестированию!

— Я просто считаю, что не стоит рисковать.

— И чем я рискую?

— Завалить тестирование.

— Послушай… если Джулиус Йего научился метать копьё благодаря YouTube, а потом выигрывал чемпионаты мира, то, наверно, и я в состоянии извлечь оттуда полезную информацию для сдачи теста. Я смогу хорошо пройти тестирование, мне не нужен репетитор.

Smart стало парадигмой стремительного развития информационного общества, для которого необходимы возможности ИКТ и специально подготовленные люди, создающие новые знания.

Эта тенденция способствовала формированию социального заказа на подготовку специалистов, способных мобильно и гибко реагировать на новые веяния времени, создавать инновационные продукты и быстро внедрять их в производство, что потребовало перехода от устоявшейся за десятки лет парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни».

Система смарт-образования

Очевидно, что возникла необходимость создания новой системы образования – цифрового, или smart-образования («умного образования»). Смарт-образование – это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе – сложнейшая система для встраивания в школу.

Концепция smart-образования – создание интеллектуальной дружественной среды непрерывного развития знаний, умений и компетенций учащихся в интересах общества и государства.

Цель «умного образования» – сделать процесс обучения наиболее эффективным за счёт переноса образовательного процесса в электронную среду. Smart-технологии (компьютерные программы, интеллектуальные образовательные приложения, мультимедиа и др.), smart-устройства (smart-доска, smart-экран), ресурсы интернета позволяют создать интеллектуальную виртуальную среду обучения с практически безграничными возможностями для его участника. Образование станет доступным для всех, везде и всегда, будет максимально включено в жизнь ученика, носить неформальный характер и основываться на привычных для него технологиях – индивидуально ориентированных и направленных на создание новых знаний.

Однако нет убедительных результатов проверки нововведений на безопасность. Как повлияет на школьников постоянное воздействие сети Wi-fi? Не повредит ли зрению использование планшетного компьютера и электронной стеновой панели?

Не существует прозрачной схемы, как отследить качество учебного материала в электронной библиотеке. О достоинствах и недоработках в системе smart-образования мы поговорим в ближайшее время в продолжении статьи.