Проблемы современной российской школы

Многих россиян волнуют проблемы общеобразовательной школы. Очевидно, что существующая модель далека от совершенства – старую школьную систему ликвидировали, а новая на её месте так и не возникла. Попытки ввести «экспериментальные» программы не увенчались успехом, напротив всё большее число родителей ищут замену государственной школе или пользуются услугами репетиторов. Постараемся понять, что именно не устраивает людей в школе, каковы её проблемы и какие альтернативные образовательные проекты развиваются наиболее активно.

По результатам онлайн-опроса, проведенного Счётной палатой РФ осенью 2017 года, школьным образованием довольны только 17% россиян. В опросе приняло участие более 1300 человек из 50 регионов России. Две трети принявших участие в опросе (70,4%), полагают, что школьных знаний недостаточно для поступления в вуз. Почти столько же респондентов – 70,8% оплачивают дополнительные занятия с репетитором. Больше всего претензий опрошенные выдвигают к качеству преподавания иностранного языка и математики.

«Полностью качеством преподавания в школах удовлетворены лишь 17,1% опрошенных... 23,1% респондентов считают, что учителя лишь отрабатывают часы и не заботятся о полученных ребенком знаниях. Большинство участников опроса (56,6%) не были столь категоричны и ответили, что есть педагоги, прививающие интерес к предмету, а есть те, кто просто проводит урок».

Обратим также внимание на данные опроса, проведенного «Фондом Общественного Мнения» в сентябре 2016 года:

«Ухудшение качества российского школьного образования констатируют 46% респондентов. Это мнение о динамике изменений не просто распространено шире других, но число придерживающихся его существенно выросло со времени последнего опроса на эту тему. Ещё один негативный показатель: большинство респондентов полагают, что сейчас учат хуже, чем в их школьную пору; среди респондентов средних возрастов доля уверенных в этом составляет две трети».

При этом по данным другого опроса ФОМ только 22% опрошенных одобряют систему ЕГЭ и эта цифра с годами не становится выше, аналогичные показатели наблюдаются за все годы с момента введения системы. Однако опросы общего плана не дают ответов на главные вопросы – что именно делает систему школьного образования таковой и чем конкретно недовольны родители, ученики и учителя. Постараемся разобраться с этим.

В 2015 году по инициативе родителей школьников совместно с депутатами ГД РФ прошёл опрос в рамках подготовки к проведению круглого стола по теме реформы образования. Опрос проводился в форме подробного интервьюирования более 3000 родителей. Его результаты оказались весьма не утешительны для авторов школьной реформы. На вопрос «Довольны ли Вы проводимой реформой образования?» 51,99% ответили «крайне не доволен», «нет» ответили 22,7% и «скорее нет» - 17, 51%. Становится очевидно, что проблема кроется в самой реформе образования и в той программе, по которой работает школа.

Так оказалось, что только 5,73% респондентов «полностью довольны» существующими учебными программами и пособиями, и ещё 20,5% «скорее довольны, чем нет». «Крайне не довольны» оказались 18,36% опрошенных, ещё 18,99% ответили «нет», и 32,21% «скорее нет». Таким образом, очевидно, что проблема кроется не в учителях или учениках, а в образовательных программах принятых Министерством Просвещения РФ.

Таковы наиболее распространенные проблемы современной школы, обсуждаемые в российском обществе. Об альтернативных образовательных проектах, набирающих популярность в последние годы, мы поговорим в следующей статье «Альтернатива в образовании».