Психология близорукости

305 full reads
538 story viewsUnique page visitors
305 read the story to the endThat's 57% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

При близорукости человек плохо видит вдаль, а вблизи видит хорошо – чаще всего это может указывать на такие особенности его психологии, при которых он в большей степени сконцентрирован на себе, своих текущих задачах и лишь ближайшем круге интересов. Людям с близорукостью, как правило, сложно смотреть в будущее или строить дальние планы и делать прогнозы.

Психология близорукости

Близорукие люди могут испытывать недоверие к тому, что ждет впереди, страх будущего, неумение объективно его воспринимать, настороженности и порой даже некоторой враждебности мира.

Такие люди не видят перспективы и преимущественно живут решением ближайших, оперативных задач. Они погружены в рутину, у них нет стратегических планов, либо планы очень расплывчаты. Этот аспект близорукости очень важен в плане профессиональной пригодности. Близорукого человека нежелательно ставить на руководящую и управленческую работу, в которой важна чёткая стратегия планирования. Если вам нужен тот, кто будет слишком внимателен к деталям, тогда близорукий человек подходит. Но умения встать над ситуацией, и увидеть к какой конечной точке идет весь процесс, близорукому человеку сложно.

При близорукости люди обычно слишком сосредоточены на самих себе и с трудом принимают новое. Они легко встречают только «близкие» им по духу идеи, а те, что «далеко» и не укладываются в рамки привычных представлений – не видят и воспринимают очень слабо.

Близорукость может указывать и на некоторую зацикленность на внешнем, поверхностном, на наличие жестких стереотипов и фильтров восприятия, мешающих объективному принятию окружающего мира. Кроме того, люди с близорукостью могут быть склонны к излишнему обобщению и схематизации действительности. Те ее реалии, которые не вписываются в их логическую структуру, – попросту игнорируются.

Близорукие люди могут осуждать других людей, им не нравится то, что они видят вокруг. А ещё, они склонны замечать преимущественно негативные стороны вещей, поэтому бессознательно выбрали не видеть, ведь «там нет ничего хорошего».

Такая модель мышления формируется ещё в детском возрасте, когда на человека наваливается большая ответственность и ожидания со стороны его окружения. Например, когда он чувствует груз ответственности за хорошую успеваемость и тому подобные вещи. Вы много видели в школе троечников, которые ходят в очках? Троечнику все равно, на какие оценки он учится, главное, чтобы переводили в следующий класс и не оставили на второй год. В основном, очки носят отличники и те, кто стремятся ими стать.

Disney's TOMORROWLANDYoung Frank (Thomas Robinson) Ph: Kimberley French©Disney 2015
Disney's TOMORROWLANDYoung Frank (Thomas Robinson) Ph: Kimberley French©Disney 2015
Disney's TOMORROWLANDYoung Frank (Thomas Robinson) Ph: Kimberley French©Disney 2015

Близорукости не будет у детей, которым легко все дается, кто не слишком озабочен хорошей успеваемостью и для них не столь критична сама оценка.

Кроме того, у близорукого человека в семье, в отношениях родителей могло быть постоянное присутствие напряжения. Ребенку больно это видеть, ведь для него родители – самые близкие люди, а сам он не в силах повлиять на ситуацию. И в качестве психологической защиты, близорукость помогает ему притупить боль, «не видя» происходящего.

Бывает и обратный вариант. Например, дома, до школы или садика, в семье ребенка царит гармоничная атмосфера, ребенок сполна получает любовь и поддержку. Привыкнув к такому отношению, он попадает в коллектив, где совсем иные условия – никто уже не любит его просто так, ему приходится следовать определенным правилам, чтобы добиться хорошего отношения коллег или одноклассников.

Та модель мира, которую он усвоил в семье, оказывается абсолютно отличной от «большого» мира, а он сам оказывается не готовым к реальности. Ребенок не хочет мириться с тем, что он теперь видит и испытывает стресс. В итоге это может приводить к накоплению напряжения и развитию близорукости. Он может четко видеть только то, что рядом с ним и с чем он непосредственно взаимодействует, отгораживаясь от несправедливости вокруг.

У многих ухудшение зрения происходит в период полового созревания. Подростки сталкиваются с темой самоидентификации со своим полом и соответственно, возникает много страхов по этому поводу: как они выглядят, состоятся ли как партнеры, выберут ли их в качестве партнеров и прочее.

Если зрение начало ухудшаться в период окончания школы (первый курс) это может означать, что возможно вы испытывали высокое напряжение перед вступлением в новую взрослую жизнь или страх не состояться в профессиональном плане.

В общих чертах механизм понятен. Он же работает у взрослых, поскольку большинство наших состояний мы без особого пересмотра выносим из детства.

Характерными чертами психологического портрета близорукого человека будут: придирчивость к мелочам, дотошность в деталях, непереносимость критики и чрезмерные переживания за результат.

При близорукости необходимо развивать навык построения своих дальних планов, и расширять сферу интересов на большую область (например, начать интересоваться интересными событиями, спортом и пр.)

Необходимо открыться для новых идей, идущих извне, принимать точки зрения других людей (не фиксироваться жестко на своем взгляде на мир, а позволить нескольким мнениям существовать параллельно). Нужно научиться видеть позитивные стороны во всём и решать проблемы по мере поступления.

Disney's TOMORROWLAND Frank ©Disney 2015
Disney's TOMORROWLAND Frank ©Disney 2015
Disney's TOMORROWLAND Frank ©Disney 2015

Научитесь смотреть в будущее с оптимизмом! Снимите с себя лишнюю, наброшенную кем-то когда-то ответственность и долженствование.

Если слепнет ребенок, тогда родителям необходимо принять ребенка таким, каков он он есть, и прекратить давить на него необходимостью быть успешным. Также необходимо убрать лишние переживания, когда ребенок не может справиться с поставленными перед ним задачами. Для родителей важно понять самим и объяснить ребенку, что важна не оценка его действий внешним окружением (даже оценка в школе), а важен сам процесс познания и понимания сути происходящего.

А ещё можно просто съездить на море или в горы и поистине насладиться красивейшими видами вдаль, на линию горизонта!

Читайте также о психологии дальнозоркости или полный вариант статьи на сайте здоровоезрение.рф. Будьте здоровы друзья! Отличного Вам зрения и красивого, ясного взгляда!

Борис Ануфриев, диетолог, консультант по ЗОЖ, методолог оздоровительных курсов. Этот цикл статей подготовлен в процессе работы над программой Академии зрения.
Борис Ануфриев, диетолог, консультант по ЗОЖ, методолог оздоровительных курсов. Этот цикл статей подготовлен в процессе работы над программой Академии зрения.
Борис Ануфриев, диетолог, консультант по ЗОЖ, методолог оздоровительных курсов. Этот цикл статей подготовлен в процессе работы над программой Академии зрения.