Особенности зимнего вождения

05.01.2018

Обычно подобные советы пишут для автовладельцев, чей путь как водителя только начался, то есть для тех, кто впервые сталкивается со льдом и снежными заносами на дорогах. Однако мы постарались дополнить базовые принципы некоторыми хитростями. Так что материал будет полезен и бывалым водителям.

Зимняя резина
Думать, что, изучив все наши советы и принципы, можно не «переобуваться», было бы не просто неправильно, а недопустимо. Летние шины даже при слабом морозе «дубеют» и по своим сцепным свойствам начинают напоминать скорее пластик, нежели резину. А вот «липучка» или шипы – не так уж и важно, главное – состав резиновой смеси рассчитан на использование при низких температурах.

Парковка
Зимой старайтесь не парковаться вплотную к бордюру. Обычно там много снега. Въехали-то вы с разгона, а выезжать придется с места и можно будет забуксовать. Не паркуйтесь вплотную к другим машинам. Если машина пойдет юзом при пробуксовке, обязательно заденете соседа. Старайтесь не парковаться на подъеме. Если другого места нет, то лучше припаркуйтесь так, чтобы зад машины был выше переда (то есть на подъеме капотом против хода движения, а на спуске - наоборот), так будет проще выехать, потому как потом в горку машина может просто не тронуться, буксуя на месте, а то и скатываясь назад.

Как трогаться
Летом можно трогаться как угодно. Кто-то стартует с пробуксовкой, кто-то бросает педаль на 2000 оборотах в минуту, кто-то трогается почти на холостых, в натяг. Но зимой необходимо максимально точно дозировать газ и аккуратно пользоваться сцеплением. Начинать движение нужно на минимально возможных оборотах. Тут действует принцип – лучше заглохнуть, чем забуксовать. Это касается не только снега, где можно закапаться, но и льда, а также «чистых» на первый взгляд перекрестков у светофоров. Там почти всегда есть тонкая незаметная корка льда, а пробуксовка в таком случае может привести не только к тому, что машина, растапливая лед под колесами, будет стоять на месте, но и к тому, что автомобиль начнет двигаться в непредсказуемом направлении, чаще всего в бок, что вполне может привести к аварии. Это в полной мере актуально как для переднего привода, так и для заднего. К тому же, если у вас шипованная резина, шипы при таком вождении сохраняться дольше.

Если дорога очень скользкая, и колеса прокручиваются даже на минимальных оборотах, трогайтесь со второй. Если у вас автоматическая коробка передач, то переведите ее по возможности в зимний режим. Как правило, этот совет зимой действует очень хорошо.

Если закапались в сугробе, то выбирайтесь «враскачку». Это упражнение может не удастся с первого раза, но попробовав несколько раз, должно получиться даже у новичков. Трогайтесь со второй передачи. Как только почувствуете, что машина дальше не едет, не буксуйте и не глохните, выжимайте сцепление. Машина в этом случае откатится назад. Теперь снова вперед, прибавляя газ и отпуская сцепление. После нескольких таких движений, машина должна выбраться, если до этого вы не успели посадить ее на брюхо. Усилить эффект можно, если быстро по очереди включать переднюю и заднюю скорости. С «автоматами» такой прием тоже работает, но не так действенно, ведь переключения передач там происходят через педаль тормоза, так что нужно ловить машину на пике подъема и быстро переключаться. Для коробки в этом мало полезного, но еще губительнее – пробуксовка.

Торможение
Тормозить зимой нужно крайне плавно. Особенно, если машина старая и не оборудована ABS. Тормозите прерывисто – быстро нажимая и отпуская педаль тормоза при выжатом сцеплении. Если ABS есть, то выход один – тормозите «в пол». Электроника все сделает за вас, не давая машине заблокировать колеса и тем самым потерять управление.

Активно используйте торможение двигателем, плавно переключаясь на пониженные передачи. Только не бросайте резко сцепление при переключении вниз, а то ведущие колеса могут на мгновение заблокироваться. Кстати, современные «автоматы» тоже умеют тормозить двигателем. Если нет – то воспользуйтесь ручным режимом переключения передач. Общая рекомендация для водителей машин с двумя педалями – держите ногу над педалью тормоза, а не газа, как летом. В случае необходимости внезапного торможения, это сэкономит вам драгоценные доли секунды и метры.

Имейте в виду, что тормозной путь зимой почти в два раза больше, чем летом, независимо от того, какой у вас тип привода и какой фирмы покрышки. А значит, тормозить нужно начинать заранее – это раз. А два – увеличьте дистанцию до впередиидущего автомобиля. Но не слишком сильно, дабы не раздражать сзади едущих нервных водителей, которые начнут лихо обгонять и встраиваться перед вами. Подходите к делу разумно, без провокаций.

И смотрите в зеркало заднего вида перед торможением, если не хотите 3 часа на морозе ожидать инспекторов ДПС, обсуждая с ними свой разбитый задний бампер. В особых случаях, когда машина сзади очень близко, лучше продолжить движение вообще без остановки.

Поворот
Поворот - самая опасная штука зимой после торможения. Если вы подъехали к повороту слишком быстро, автомобиль начнет скользить наружу поворота, как бы распрямляя траекторию, не зависимо от типа привода. Естественная реакция в таком случае довернуть руль, но этого делать ни в коем случае не надо – только усугубите. Побороть естественный инстинкт сложно, но лучше немного уменьшить поворот руля и параллельно отпустить газ; так получится нагрузить передние колеса и им будет проще зацепиться. После этого можно снова плавно доворачивать руль в сторону поворота и прибавлять газ.

При заносе на заднеприводной машине, нужно быстро (но максимально плавно) повернуть руль в сторону заноса и отпустить педаль газа – автомобиль стабилизируется. На переднем нужно опять-таки повернуть руль в сторону заноса и, несмотря на естественную реакцию убрать ногу с педали, дать газку. Тут же ставим колеса прямо и немного приотпускаем педаль газа, чтобы передние колеса зацепились за поверхность. После этого можно добавлять газ. Если руки не успели вывернуть руль, то ни в коем случае не отпускайте педаль газа и тем более не нажимайте на тормоз – машину развернет или закрутит. На переднем приводе колеса постоянно должны тянуть.

Полный привод внушает доверие. Во многом из-за этого люди и покупают полноприводные кроссоверы и внедорожники. Надо понимать, что машины с приводом на четыре колеса отодвигают момент скольжения и заноса, но если переоценить возможности, то автомобиль теряет управление наиболее непредсказуемо, а вывести полноприводник из заноса сложнее всего. Если это все-таки произошло, то в самом начале нужно вывернуть руль в сторону заноса и регулировать уровень подачи топлива: больше – меньше. Это нужно почувствовать. И для этого нужны постоянные тренировки. Отпустил педаль газа – машину развернуло, переборщил – автомобиль вынесло. Полный привод самый сложный по управлению в заносе.

Общая рекомендация – в повороте на колесах всегда должна быть постоянная тяга, независимо от типа привода. Именно постоянная. То есть не нужно разгоняться в повороте и тем более тормозить.

Если уж ситуация совсем безвыходная и вас крутит, как попало. Выжимайте сцепление и жмите на тормоз до упора. Как только остановитесь, быстро ориентируйтесь и как можно скорее убирайтесь с встречной полосы. Лобовой удар – самое страшное, что может быть.

Эту статью я писал специально для SvPressa.
P.S. Подписывайтесь на мой канал в Telegram, если вам понравилась эта статья.