Станут ли машины электрическими?

05.01.2018

Мне интересно, к кому-таки люди окажутся более милосердны – к отцу бензинового двигателя внутреннего сгорания Карлу Бенцу или к создателю первых электромобилей Роберту Андерсону? Первый дал нам свободу передвижения, возможность отправиться куда угодно, а второй, похоже, собирается положить этому конец. Или за без малого два века электромобили собрались с силами и уже копают могилу двигателю внутреннего сгорания?

Mitsubishi i-MiEV

Сегодня каждая автомобильная компания в мире пытается выпрыгнуть из штанов, чтобы сделать электрокар. Производителей поставили в такое положение, что они просто не могут закрыть на это глаза, иначе весь их бизнес полетит к чертям. Каждый из них теперь стремится сделать новые и неопробованные электрические моторы такими же знакомыми и привычными, как двигатель внутреннего сгорания, который появился еще в 19 веке.

Возьмем хоть Mitsubishi. Каждый заработанный этой компанией рубль от продажи внедорожников типа Pajero или Outlander вкладывается в создание машины на батарейках. Несложно догадаться, что в такой ситуации вероятность появления серии новых бензиновых и дизельных моторов будет стремиться к нулю.

Тем не менее, реальных электрокаров на рынке совсем немного. В России можно купить Mitsubishi i-MiEV. За первые три месяца продаж в России был продан 41 автомобиль, что даже больше, чем в некоторых европейских странах, но, справедливости ради, стоит сказать, что эти машины были куплены не для повседневной эксплуатации, а для частных коллекций и дорогих экзотических подарков богатыми бизнесменами. Иначе быть и не могло. Никто, будучи в своем уме, не отдал бы 1,8 миллиона рублей за машину размером с Peugeot 107 или Daewoo Matiz, которую к тому же непонятно где подзаряжать и лишь единичные сервисы могут ее обслуживать.

Способов «заправиться» несколько. Первый – от бытовой розетки. Так, от 200-220-вольтной сети на полную зарядку потребуется около 8 часов. Есть вариант побыстрее - трехфазная 200-вольтовая зарядная станция. Она, правда, платная, но даже если все время пользоваться ей, расходы на эксплуатацию за год будут в три раза меньше, чем у аналогичного по характеристикам бензинового мотора. Если живешь в многоэтажном доме, то однозначно будут проблемы с ночной зарядкой у подъезда; в своем доме с теплым гаражом расходов и проблем будет меньше.

А теперь хорошая новость – Mitsubishi в России удалось снизить стоимость до 1 миллиона рублей за i-MiEV. Во-первых, правительство пошло навстречу, обнулив ввозные пошлины на электрокары, а, во-вторых, сам производитель сбавил наценку. Тем не менее, миллион - это все еще слишком дорого. Например, за эти деньги можно купить Skoda Rapid в полном фарше со всеми опциями, не задумываясь о заправке 80 000 км.

Tesla Model S

Есть смельчаки, готовые купить электрокар Tesla Model S за 5-6 миллионов рублей. Да, автомобиль дорогой и экзотический, запас хода приличный – 500 км, а разгон до сотни занимает 5,6 секунды. Но проблемы те же самые, что и с маленьким i-MiEV. В Москве размещением зарядных станций занимается Московская объединенная электросетевая компания (ОАО «МОЭСК»). Сейчас существует 19 таких станций по всему городу и области. Еще 15 предлагает сама Tesla, а Mitsubishi можно подзаряжать у некоторых дилеров Rolf. Правда, надо учитывать, что не все из станций быстрой зарядки будут работать, когда вы решите заехать туда на остатке энергии.

Другая проблема – запчасти и обслуживание. Электромотор – штука новая не только для автовладельцев, но и для сервисменов. И если электрокар Mitsubishi можно обслуживать официально в России, то Tesla официально у нас в стране не продается и обслуживать его негде. Только самому на свой страх и риск. По этой же причине не получится застраховать автомобиль от повреждений. А в случае серьезных проблем придется и вовсе отправлять машину в другую страну за свой счет. Так или иначе, в России сейчас по дорогам ездят около 80 автомобилей Tesla.

Судя по всему, почти все они зарегистрированы в Москве и области, пока что ни один другой регион не готов к приходу электромобилей в нашу жизнь. И если покупку Tesla еще можно как-то оправдать – солидный автомобиль с хорошим имиджем, просторным семиместным салоном и нормальным запасом хода, то покупка более-менее бюджетной машины выглядит в России с ее расстояниями очень сомнительной альтернативой традиционному автомобилю с выхлопной трубой и топливом в баке.

Nissan Leaf

Пожалуй, это первый электрический автомобиль, который стал популярным. В Европе он расходится и впрямь тиражами, сравнимыми с обычным хэтчбеком гольф-класса. Но там – это там. Некоторые европейские страны размером с Московскую область, а электрозаправочных станций у них в разы больше. Разница в стоимости компенсируется государством. На электрокарах можно бесплатно ездить по центру города, не платить налоги и так далее. Иначе говоря, в Европе Leaf со всеми послаблениями и привилегиями обходится не дороже той же Tiida.

Если Nissan Leaf когда-нибудь появится в России, то стоить он, скорее всего, будет не меньше полутора миллионов рублей. Сейчас доброжелатели продают Leaf из Европы примерно за 1,7 -1,8 миллиона рублей. За эти деньги можно будет купить отлично укомплектованный VW Golf GTI. Так что маловероятно, что он будет таким же популярным, как в старушке Европе.

Немного о будущем
По замыслу американского и европейских правительств электромобили должны стать реальной альтернативой привычным нам машинам с выхлопными трубами. А раз так, то они должны быть не дороже и не хуже бензиновых и дизельных собратьев. Но чтобы стать дешевыми, на них должен быть спрос; каждый должен захотеть такую. Однако чтобы захотеть электрокар, он должны быть либо ультрадешевыми, как пластиковый пакет, либо намного лучше VW Golf. Пока ни то, ни другое условие не выполняется.

Тем не менее, можно не сомневаться, через пару десятков лет, мы получим реальную альтернативу S-Class за похожие деньги, который будет также комфортен и хорош на дороге. Его будут приводить в движение дилитиевые батареи, заряда которых будет хватать на 10 000 км, а зарядные устройства будут на каждой парковке. Естественно будет и электрический Golf, и куча еще более бюджетных вариантов. Это приведет к тому, что нефть станет не нужна, а автомобили не будут выпускать из выхлопной трубы ничего, что могло бы сократить жизнь белым медведям. Города станут тише и чище, а на голове можно будет выращивать цветы. Надо полагать, мы стоим на пороге начала конца эпохи двигателя внутреннего сгорания.

Да, но может быть все будет по-другому. Дело в том, что подзарядка миллионов, а все идет к тому, что и миллиардов машин, которые заполнят города, вызовет огромную нагрузку на электростанции. И что бы там не говорили, основная часть «парниковых» газов, выбрасываемых в атмосферу, приходится именно на них. А значит, пересев на электромобили, мы просто перенесем источник загрязнения с выхлопной трубы на трубу электростанции, находящуюся за спиной. Короче говоря, города-то мы очистим, а вот на то, что смог переберется в деревни, нам наплевать.

Эту статью я писал специально для SvPressa.
P.S. Подписывайтесь на мой канал в Telegram, если вам понравилась эта статья.