А.С. Бэшорэ: Происхождение этнонима ЧЕРКЕС

Вокруг происхождения экзоэтнонима черкес существует очень много гипотез, в связи с чем возникают споры и расхождения людей во мнениях. В этой статье приводятся не все доводы и исторические факты, подтверждающие ниже изложенную версию. Подробное освещение каждого факта истории может утомить читателя и размыть цель статьи, поэтому хочу, чтобы читатели вникли в каждое звено цепочки, и понимали весь смысл изнутри.

Этноним «черкес», употребляемый по отношению ко всем адыгам, известен во всём мире. И на исторической Родине - на Кавказе, и во всей России, всех адыгов называют черкесами.

С античных времён, черкесы были известны под различными этнонимами, такими как: керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы, меоты, синды, псессы, досхи, каски и др. В частности, в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона писалось:

"Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к черкесам. Греки их называли также зюхой (у Appiarn) ".

Многие авторы и научные сотрудники пытались объяснить значение этнонима черкес по-разному. Если согласиться с официальной точкой зрения, которая существует на сегодняшний день, то этноним Черкес и топоним Черкесия, как обозначение адыгского народа и название его страны на Северном Кавказе, впервые появляются в европейских, армянских, грузинских, арабских, персидских, тюркских и других исторических источниках с ХШ в., вытеснив предшествующую этнонимическую номенклатуру - керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы и др., и лишь в XV-XIX вв. стал общеупотребительным во всех европейских и русских источниках.

Этноним черкес многие выводят, из более раннего керкет (греч. Керкетаг), родственного черкесам племени. Также есть версия, что этноним «черкасы» итальянского происхождения и был позаимствован у средневековых генуэзских купцов и путешественников, которые первые придали ему распространённость. На рубеже XIII и XIV столетий в русских летописях вместо «касогов» постепенно появляется новый экзоэтноним «черкасы». В то же время, исследователями отмечается, что русские дали коллективное имя «черкасы» горцам Черкасии, входившим в различные племена. В русском языке форма «черкес» вытеснила форму «черкас» лишь в XIX веке.

Несмотря на то, что адыги издавна называли себя "Адыгэ", во многих исторических материалах они известны под именем чиркас, черкас, черкес.

Невольно возникает вопрос: "Неужели трудно было именовать их "Адыгами"? Единственное объяснение этому явлению состоит в том, что многие авторы следовали закоренелым традициям в почерке историографии, следы которых теряются в далёком прошлом.

Бертрандо де Мижнанелли (1370-1455): "В то время, когда Баркук был мальчиком в его родной стране, что близ Русии, в области Зиха (Zicha) или Чиркассия (Circassia), она имеет оба названия, он был обманом похищен пиратами и продан торговцу невольниками".

Иоанн де Галонифонтибус (1377-1423): "Страна называемая Зикией или Черкесией расположена у подножья гор, на побережье Черного моря. Эта страна граничит ... с Татарией — на севере, с Каспийскими горами — на востоке и с Грузией или Абхазией — на юге".

Джорджио Интериано (Одна из первых печатных книг в истории мира - издана в 1502 г. в Венеции): "Зихи — называемые так на языках: простонародном (Volgare — т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига». Язык их трудный — отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный. Зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство которых... их племени".

Иоганн Густав Гербер 1728 г.: "Черкесы горские. Язык (имеют) свой особливой черкесской. Арапы называли черкесов горских - мамляхи (мамлюки), которым именем турки и ныне оных называют, которое слово европейцы попортили и к своим выговорам склонили, и их называли гистории мамелуками, как оные Эйпским (Египетским) королевством владели, у которых турки отняли. Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также на равнинах от крепости Анапа до места слияния Терека с Сунжей".

Автор: А.С. Бэшорэ (Байчоров)

Читать больше: Адыги.Ру