Что такое нартский пшинатль?

Черкесский нартский эпос достаточно глубоко изучен. Тем не менее, остается много неисследованных проблем, в особенности музыковедческого характера. Данная статья является попыткой рассмотреть некоторые вопросы музыкальной стилистики нартских пшинатлей.

Героические сказания о богатырях-нартах бытуют у многих народов Кавказа – осетин, балкарцев, карачаевцев, черкесов, абхазов, дагестанцев и грузинских народов. Национальные версии эпоса объединены наличием певческой традиции, сходством многих сюжетов, сходными именами героев. Однако чаще всего это сходство и ограничивается структурой и композицией.

Черкесский нартский эпос, "циклически группируется вокруг главных его героев – Сосруко, Орзамеса, Патареза, Ашамеза, Шабатыныко, Шауей". Каждый цикл содержит сказание о подвигах героя, которые составляют его "эпическую" биографию. Так, в центре сказаний о Сосруко – сюжеты о добывании огня и бое героя с нартом Тотрещем. К ним примыкают сказания о сватовстве нарта Орзамеса. Среди сказаний о Патарезе и Ащамезе циклообразующими являются песни о кровном родстве и мести, а у Шабатыныко – о приезде героя на распитие нартского вина (санэ). Каждый цикл обрамляется сюжетом о рождении, богатырском детстве, гибели героя. Ему приписывают либо чудесное рождение (Сосруко, Шауей), богатырское детство (Патарез, Ащамез, Шабатыныко). Мотив гибели героя наиболее подробно разработан в цикле о Сосруко (опубликовано около 20 текстов). В черкесском фольклоре нартские сказания бытуют в певческой и прозаической формах. Певческие – предмет нашего изучения, – объединены названием "нартский пшинатль".

Параллельное существование в устном бытовании двух форм фольклорных текстов, песенной и прозаической, об одном нарте с одним сюжетом порождено, видимо, традиционным приемом комментирования песни или пшинатля. Впервые на разницу между декламируемым и поющимся стихом обратил внимание Б. Куашев, который отметил в устно-поэтическом творчестве черкесов две категории стиха: для декламации и для пения. Это наиболее ярко отражено в нартском эпосе, где все различные формы художественного образа существуют в неразрывной связи с сюжетной композицией единого цикла. Музыкально-стилистическим особенностям посвящено гораздо меньшее количество работ, в основном не музыковедческого плана. Как отмечает Блаева Т.А., черкесское вокальное многоголосие – это тип линеарного функционального двухголосья, где оба голоса – солист и жъыу – образуют единую песенную форму, в то же время достаточно автономны и контрастны.

Для повествовательного стиля черкесского нартского эпоса характерны динамичность развития, четкость сюжетообразования. В основе же нартских пшинатлей лежит замедленное неторопливое повествование, детально-картинное описание событий. В описании часто используются метафоры, гиперболы. Для нартских пшинатлей, как и для былинных стихов характерно многострочие. Повествовательный стиль черкесского нартского эпоса организован типичными композиционными приемами:

в зачине – общая характеристика событий, затем дается повествование;

характеристика героя, нередко частичная в начале пшинатля и в дальнейшем, раскрывается в его поступках. Борьба и победа показаны чаще всего в сражении. Правомерно выделить традиционный для нартских пшинатлей мотив неудачи, т.е. герой при первой попытке одержать победу наталкивается на препятствия;

особенно выделяется мотив чудесного исцеления, связанный с божественным началом или особенной силой богатыря;

в повествовании часто встречаются лирические отступления.

Все нартские песни классифицируются по принадлежности к определенному герою, они объединены в циклы. Музыкальные особенности нартских пшинатлей также рассматриваются по отдельным циклам.