Air France списала все свои Airbus A380 одним днём

20 May 2020
65k full reads
1,5 min.
79k story viewsUnique page visitors
65k read the story to the endThat's 83% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Air France (AF) 20 мая объявила о немедленном списании всего своего флота Airbus A380.

Ко второй половине 2019 года компания оперировала десятью самолётами, однако уже тогда была крайне недовольна их эффективностью. Первый был возвращён арендодателю, Dr. Peters Group, 31 декабря.

Тем не менее, до сих пор компания заявляла лишь о желании избавиться от половины, оставив в парке пять машин.

Национальный перевозчик Франции впервые получил самый большой в истории самолёт, собираемый на территории страны, 29 октября 2009 года. Десятый был передан 23 июня 2014 года - почти ровно шесть лет назад.

Dr. Peters является владельцем пяти из них, один принадлежит Fuyo General Lease, остальные четыре числятся на балансе самой авиакомпании.

Самолёты использовались на восьми дальних маршрутах с высоким спросом и монопольным положением авиакомпании. Соединяя парижский аэропорт Шарль де Голль (CDG) с:

  • базами партнёров по альянсу SkyTeam (Шанхаем, Нью-Йорком, Мехико и Атлантой),
  • мегаполисами, лишёнными собственных мощных перевозчиков (Абиджаном, Йоханнесбургом),
  • ключевыми аэропортами Западного побережья США, где местные авиакомпании не могут удовлетворить большую часть спроса на европейское направление (Лос-Анджелесом, Сан-Франциско).

Клиентам предлагалось четыре уровня обслуживания: 9 мест первого, 80 бизнес, 38 премиум эконом и 389 базового эконом классов (всего до 516 пассажиров).

Air France к 2019 году использовала десяток Airbus A380 и стояла перед выбором: списать не очень эффективные самолёты раньше времени или попробовать добиться их прибыльной эксплуатации
Air France к 2019 году использовала десяток Airbus A380 и стояла перед выбором: списать не очень эффективные самолёты раньше времени или попробовать добиться их прибыльной эксплуатации
Проблема выбора усугублялась тем, что в самолётах было аж четыре класса обслуживания, и далеко не все они отвечали запросам рынка. Если первый класс (на фото) можно было признать удовлетворительным - в конце концов, там многое зависит от дополнительных услуг, а не только от кресел, ламп и экранов...
Air France к 2019 году использовала десяток Airbus A380 и стояла перед выбором: списать не очень эффективные самолёты раньше времени или попробовать добиться их прибыльной эксплуатации
...то бизнес класс "остался" в 2000-х, серьёзно уступая продукту от многих конкурентов
Air France к 2019 году использовала десяток Airbus A380 и стояла перед выбором: списать не очень эффективные самолёты раньше времени или попробовать добиться их прибыльной эксплуатации
Причём не только ближневосточных, с их традиционной погоней за шиком; Airbus A380 у Air France начали отставать даже от американских авиакомпаний. Чтобы не растерять клиентов, уже очень настоятельно требовалось вложить несколько сотен миллионов евро в редизайн тих салонов
Air France к 2019 году использовала десяток Airbus A380 и стояла перед выбором: списать не очень эффективные самолёты раньше времени или попробовать добиться их прибыльной эксплуатации
На этом фоне удивительно смотрелся премиальный эконом: совсем немного уступая бизнес классу в том же самолёте, продукт был одним из лучших в мире
Air France к 2019 году использовала десяток Airbus A380 и стояла перед выбором: списать не очень эффективные самолёты раньше времени или попробовать добиться их прибыльной эксплуатации
Но только спрос на него невелик: пользователи предпочитают или высокий статус бизнес класса, или экономию базового уровня обслуживания
Air France к 2019 году использовала десяток Airbus A380 и стояла перед выбором: списать не очень эффективные самолёты раньше времени или попробовать добиться их прибыльной эксплуатации
А "база" у Air France в Superjumbo была вполне обычной, ничего особенного, чем можно было бы закрепить за собой экономных клиентов. Оставалась только ценовая конкуренция и заполнение салона "под завязку" - это явно не отвечает реалиям поскоронавирусных путешествий. Поэтому A380 были отправлены в утиль
Air France к 2019 году использовала десяток Airbus A380 и стояла перед выбором: списать не очень эффективные самолёты раньше времени или попробовать добиться их прибыльной эксплуатации

Air France известна самой неаккуратной эксплуатацией широкофюзеляжных самолётов Airbus, и это правило сработало даже на Superjumbo. До сих пор единственное в истории разрушение корпуса A380 в полёте  - это рассыпавшиеся в 2017 году над Гренландией гондолы двигателей рейса AF066.

Контекст: Разрушение двигателя Airbus A380 над Гренландией в подробностях
Аварийная посадка Airbus A380 авиакомпании Emirates в 2017 году, результаты расследования
Пионеры в деле отказа от Superjumbo: Qatar Airways первой избавляется от Airbus A380