Китайский конкурент Superjet в шаге от серийного производства

Коммерческая авиастроительная корпорация Китая (Commercial Aircraft Corporation of China, COMAC) близка к получению производственного сертификата на региональный реактивный самолёт ARJ21 от Администрации гражданской авиации Китая (CAAC). Производитель выполнил все необходимые испытания и требования. Окончательная оценка со стороны регулятора тоже завершена.

Источники FlightGlobal считают, что торжественная церемония выдачи документа должна пройти в ближайшие выходные.

Бюрократические процессы завершаются через год и одну неделю после ввода самолёта в коммерческую эксплуатацию и через два с половиной года после получения сертификата типа (определяет соответствие параметрам лётной годности и позволяет использовать авиалайнер на коммерческих маршрутах).

Стартовому заказчику, компании Chengdu Airlines, первая пара машин была поставлена в июне 2016 года и используется с тех пор на 16 маршрутных сегментах еженедельно между Чэнду, Чанша и Шанхаем. Уже через два месяца после этого производитель получил от CAAC список из семи или восьми требуемых изменений в конструкцию самолёта, необходимых для получения производственного сертификата — в противном случае ревизии и одобрению подлежал каждый выпущенный экземпляр по отдельности.

Один из двух COMAC ARJ21-700, эксплуатируемых авиакомпанией Chengdu Airlines на внутрикитайских маршрутах
Один из двух COMAC ARJ21-700, эксплуатируемых авиакомпанией Chengdu Airlines на внутрикитайских маршрутах

Суть претензий государственного агентства к COMAC не раскрывается, а замечания эксплуатанта стали известны.

Chengdu Airlines просит:

- снизить уровень шума в кабине пилотов,

- упростить сигнальные системы,

- установить адресно-отчётную систему авиационной связи (aircraft crew address and reporting system, ACARS),

- устранить неполадки в герметизации дверей, а также

- улучшить показатели безопасности самолёта при эксплуатации в условиях ливневых дождей.

В апреле производитель провёл новые лётные испытания после некоторой модернизации конструкции и планирует поставить Chengdu Airlines ещё пять ARJ21 во второй половине текущего года.

Всего стартовым пользователем было заказано 30 единиц новой модели.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что он разработан путём неглубокой переработки самолёта McDonnell Douglas MD-90 и его дериватива Boeing 717 — COMAC получала лицензию на их производство в Китае
Большинство специалистов сходятся во мнении, что он разработан путём неглубокой переработки самолёта McDonnell Douglas MD-90 и его дериватива Boeing 717 — COMAC получала лицензию на их производство в Китае

Advanced Regional Jet (ARJ21 Xiangfeng, Продвинутый региональный самолёт 21-го века "Летящий феникс") — китайский региональный реактивный самолёт, созданный COMAC на основе McDonnell Douglas MD-90 и его дериватива Boeing 717 (официально это не признаётся). Базовая версия ARJ21-700 способна брать на борт до 90 пассажиров и перевозить их на расстояние до 2 200 километров (3 700 километров в исполнении ER с дополнительными топливными баками).

Является прямым конкурентом Embraer E-Jet и E-Jet-2, Bombardier CS и Sukhoi Superjet в относительно узком сегменте реактивных узкофюзеляжных самолётов вместимостью от 70 до 130 мест, используемых преимущественно на региональных маршрутах.

В качестве двигателей установлены два General Electric популярной в этом классе модели CF34-10A с тягой 75,87 кН каждый.

В 2008 году производитель отчитывался о твёрдых заказах на 302 машины, однако к моменту ввода в эксплуатацию публично обсуждаются поставки только Chengdu Airlines — дочерней структуре Sichuan Airlines, авиакомпании, контролируемой правительством провинции Сычуань.

Официально факт копирования не признаётся. Те, кто отстаивают неофициальную точку зрения, указывают на ряд «фамильных» черт Boeing
Официально факт копирования не признаётся. Те, кто отстаивают неофициальную точку зрения, указывают на ряд «фамильных» черт Boeing