Крыло из углепластика и самый широкий салон в своём классе: главные факты о MC-21

30.06.2017

Irkut MC-21 (Иркут МС-21, Магистральный самолёт XXI века) — двухдвигательный реактивный магистральный узкофюзеляжный самолёт, разрабатываемый ОКБ Иркут и ОКБ имени А. С. Яковлева (ОКБ Яковлева) Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Окончательная сборка происходит на Иркутском авиационном заводе.

Первый полёт Irkut MC-21 : 28 мая 2017 года, взлёт и посадка - аэродром Иркутского авиазавода
Первый полёт Irkut MC-21 : 28 мая 2017 года, взлёт и посадка - аэродром Иркутского авиазавода

Проект основан на не реализованном двухмоторном самолёте Як-242, являвшимся развитием трёхмоторного Як-42.

Официальный старт разработки: 2009 год, когда ОАК объявила о предварительных изысканиях с параметрами, близкими к характеристикам MC-21.

6 февраля 2014 года Иркутский авиазавод (подразделение ОКБ Иркут) начал сборку первых опытных образцов самолёта MC-21-300.

8 июня 2016 года состоялась первая презентация лётного образца в цехе Иркутского авиазавода.

Первый полёт: 28 мая 2017 года.

Финальная сборка Irkut MC-21-300 на производственной площадке Иркутского авиазавода
Финальная сборка Irkut MC-21-300 на производственной площадке Иркутского авиазавода

Конструкция

MC-21 — низкоплан с консольным стреловидным крылом с композитной структурой и трёхколесным шасси, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями.

Имеет стеклянную кабину, боковые ручки управления и дополнительный дисплей Head-up.

Кабина пилотов самолёта Irkut MC-21-300
Кабина пилотов самолёта Irkut MC-21-300

Для увеличения комфорта пассажиров и ускорения из высадки и посадки имеет самый широкий салон среди всех современных конкурентов — 3,81 м.

Поперечное сечение фюзеляжа Irkut MC-21
Поперечное сечение фюзеляжа Irkut MC-21

Крыло с высоким соотношением сторон обладает надкритическим аэродинамичсеким профилем и по измерениям приближается к крылу Airbus A320, но имеет несколько большую площадь и больший угол стреловидности и, следовательно, увеличенную круизную скорость (M 0,8 вместо M 0,78 у A320). Отсутствие законцовок крыла (winglets) и большая площадь делают соотношение сторон ниже, чем у A320neo.

Аэродинамика рассчитана ЦАГИ, производство - компания АэроКомпозит (подразделение ОАК) из углепластика (Carbon Fiber Reinforced Plastic, CFRP) посредством специально разработанной вакуумной инфузии.

Увеличение соотношения сторон допустимо благодаря применению относительно лёгкого углепластика против металлических сплавов у Airbus A320neo. Это оставляет больше свободы дизайнеру: масса с увеличением размаха остаётся приемлемо низкой, допустимы большие аэроупругие деформации по сравнению с классическим алюминиевым крылом.

Первоначальная конструкция включала ~ 33% композиционных материалов, увеличившись до 40… 45% с выбором углепластика для создания крыла.

Схема применения материалов в планере MC-21-300
Схема применения материалов в планере MC-21-300

MC-21 оснащён электродистанционной системой управления (Fly-By-Wire) с полной ответственностью и обладает горизонтальным и вертикальным хвостовым оперением меньшей площади и массы, чем Airbus A320neo.

Двигатели (предлагаются на выбор):

- 2 силовые установки Pratt & Whitney семейства PW1000G — модель PW1400G,

- или 2 силовые установки ПД-14 компании Авиадвигатель (Aviadvigatel PD-14).

Pratt & Whitney PW1400G для MC-21 на производственной площадке Иркутского авиазавода
Pratt & Whitney PW1400G для MC-21 на производственной площадке Иркутского авиазавода

В качестве вспомогательной силовой установки используется Honeywell HGT750 APU — агрегат, специально разработанный для Irkut MC-21 и COMAC C919.

Вспомогательная силовая установка Honeywell HGT750 APU
Вспомогательная силовая установка Honeywell HGT750 APU

Поставщики основного оборудования и систем MC-21:

- производство и распределение электроэнергии — Hamilton Sundstrand, дочерняя компания United Technologies.

- авионика — Авиаприбор-Холдинг, Rockwell Collins и его российский партнер Avionika, а также Honeywell, Thales и Elbit Systems. MC-21 станет первым авиалайнером с активными боковинами, поставляемым UTC Aerospace Systems. Он имеет стеклянную кабину с ручками и дополнительным дисплеем Head-up.

- исполнительные механизмы системы управления полётом — Goodrich AS, дочерняя компания United Technologies.

- внутренняя отделка — Zodiac Aerospace и Авиастар СП.

- системы водоснабжения и канализации — Zodiac Aerospace.

Версии

Первая и базовая версия — MC-21-300, рассчитанная на 181 пассажира в стандартном салоне в одноклассной компоновке и дальность полёта около 6 000 км. Выпущена первой и проходит лётные испытания.

Укороченная версия MC-21-200 предусматривает рассадку 156 пассажиров и дальность полёта до 6 400 км.

Удлинённая версия MC-21-400 должна вместить 212 стандартных кресел и летать на 5 500 км максимум, но её производство пока не утверждено окончательно.

Самая маленькая из запланированных версий, MC-21-100 на 132 кресла, оказалась замороженной ввиду вероятной и нежелательной для производителя конкуренции с другим его продуктом — самолётом Sukhoi Superjet 100.

Полная таблица характеристик на Aeronautica.online