Пять причин спада продаж широкофюзеляжных самолётов

Пока Airbus и Boeing на Парижском авиасалоне соревнуются в получении заказов на узкофюзеляжные самолёты, а главным событием форума стала презентация проекта 737 MAX 10, широкофюзеляжная программа производителей не может похвастаться особым вниманием публики.

Большая часть объявленных контрактов на поставку Airbus A350 или Boeing 777 и 787 — это заранее подготовленные соглашения, а также простая публикация информации о покупателях, которая до этих дней хранилась в тайне. Примечательно, что даже с такими ухищрениями Boeing пока не смог объявить ни об одном заказе на 777X: в этом году производитель уже дважды сокращал производительность текущей программы 777 из-за низкого интереса потенциальных клиентов.

Boeing не продал больше ни одного самолёта 747-8 и 777X, а у Airbus остановились продажи A380. Но проблемы не только у самых больших - тихо на всём рынке широкофюзеляжных самолётов
Boeing не продал больше ни одного самолёта 747-8 и 777X, а у Airbus остановились продажи A380. Но проблемы не только у самых больших - тихо на всём рынке широкофюзеляжных самолётов

Почему вдруг авиакомпании начали обходить вниманием широкофюзеляжные самолёты? Пять возможных причин ниже.

Избыток провозной ёмкости

Генеральный директор Delta Air Lines Эд Бастиан (Ed Bastian) в начале этого года заявил, что наблюдает избыток ёмкости в нише широкофюзеляжных машин в целом по рынку. Теперь многие авиакомпании решили отказаться от новых покупок ввиду опасности не заполнить то, что они уже приобрели. А два американских гранда — Delta и American Airlines — отложили дату приёма от производителя суммарно 32 самолётов Airbus A350-900.

Ближневосточный кризис

В последние годы перевозчики «Большой тройки» — Emirates, Etihad Airways и Qatar Airways — стали главными драйверами заказов на широкофюзеляжные самолёты. Но теперь для них наступили сложные времена: войны в Сирии и Йемене, запреты со стороны администрации США на провоз ноутбуков из аэропортов Персидского залива, блокада Катара, а главное — длительный период низких цен на нефть. Арабские авиакомпании пользовались казавшимися неограниченными финансовыми ресурсами монархов своих стран — но этот денежный поток в последнее время начитает мелеть, и перевозчики задумались об экономии. Как минимум — на новых больших покупках.

Диапазон действия neo и MAX

A321neoLR имеет дальность полёта 7 410 км, Boeing 737 MAX 7, 8 и 9 могут покрывать расстояние в 6 480 км. Авиакомпания Norwegian планирует развернуть сеть трансатлантических маршрутов на MAX 8. То есть, авиакомпании могут купить более дешёвый самолёт и поставить его на линию с меньшим риском незаполняемости кресел — и если неудача всё-таки случится, тот же самый самолёт можно снять с дальнего рейса и использовать на коротких маршрутах с быстрой оборачиваемостью. Теперь перевозчики перед покупкой широкофюзеляжной машины думают дважды.

Ожидание новинок

Boeing в течение Парижского авиашоу начал дразнить публику подробностями своего проекта для «середины рынка» (middle of the market aircraft, MMA) — так называемого 797, — который планируется вывести в коммерческую эксплуатацию уже в 2025 году. Производитель заявил, что самолёт будет включать в себя композитное крыло пятого поколения, «гибридный» композитный фюзеляж, цифровую архитектуру следующего поколения и суперэффективные двигатели. Между рядами кресел будет два прохода, вместимость составит до 270 пассажиров и дальность полёта — более 9 260 км. Если Boeing и, возможно, Airbus в ответ, запустят свои новинки к началу 2019 года, зачем сейчас закупать старьё? Если авиакомпания хочет заменить стареющие 757 или 767 на трансатлантических маршрутах — как это имеет место в United Airlines, — зачем размещать заказ, когда скоро появятся новые предложения?

Всё уже купили

Наконец, и на Airbus A350, и на Boeing 787 собрано множество заказов. Почти все возможные клиенты уже ознакомились с предложениями и совершили свои покупки ранее. Airbus на данный момент имеет портфель контрактов на более чем 850 самолётов A350, Boeing — свыше 1200 заказанных Dreamliner. Теперь производителям остаётся просто заняться выпуском машин и поставкой их клиентам.

Промежуточные итоги авиасалона в Ле-Бурже для широкофюзеляжных самолётов

Что всё-таки купили.

Твёрдые заказы Airbus на 21 июня включительно:

- 10 самолётов A350-900 в рамках ранее согласованного контракта с Ethiopian Airlines суммарно на 3.112 миллиарда долларов США (здесь и далее — по каталожной цене);

- 2 самолёта A330-200 для португальской авиакомпании HiFly на сумму 467 миллиона долларов.

Твёрдые контракты Boeing на 21 июня включительно:

- 30 самолётов 787-9 для лизинговой компании AerCap суммарно на 8,1 миллиарда долларов США;

- 4 самолёта 777-300ER для United Airlines суммарно на 1,388 миллиарда долларов,

- 2 самолёта 787-8 и один 787-9 в рамках ранее согласованного контракта с El Al на общую сумму 729 миллионов долларов.