Трещины в бизнес-модели Ryanair

28.09.2017

Ryanair (FR) отменила свыше 2 000 рейсов в течение последних недель. Это всего около 2% расписания самой большой авиакомпании Европы (по числу ежегодно перевозимых пассажиров), но вследствие масштаба - один из крупнейших скандалов осени на европейском авиарынке.

Почему это произошло?

В основе нынешних проблем - накопившееся недовольство пилотов их рабочим графиком и ошибки планирования менеджмента самого перевозчика.

Отпуска пилотов

Сокращение рейсов произошло из-за того, что слишком многие из 4 200 пилотов Ryanair должны были уйти в отпуск осенью этого года - и, собственно, сделали это.

В компании действует правило "четырёх недель отпуска вне сезона": лётный персонал интенсивно работает летом, а время отдыха может выбрать в период с сентября по апрель.

Однако в этом году под давлением европейских регуляторов это правило действовало в последний раз, и из-за этого же из привычного "зимнего" времени отпусков была вычеркнута вся часть, приходящаяся на новый 2018 год: завершить не соответствующую нормам практику полагается до конца декабря текущего года.

Особенности рабочих контрактов пилотов

Этот, с первого взгляда случайный, кризис привлёк внимание к политике работы с персоналом в ирландской компании.

Высокая текучка кадров - нормальная ситуация для Ryanair: ежегодно до нескольких сотен пилотов покидают компанию, поэтому она постоянно проводит набор новых. Однако год за годом дезертиров становится всё больше, а новобранцев набирать труднее.

Ryanair рассматривается как удобная ступень в карьере молодого специалиста.

Вы платите за обучение на Boeing 737 Next Generation на курсах, организованных самим будущим работодателем. Потом работаете за относительно небольшую зарплату - однако, разумеется, достаточную для поддержания приемлемого уровня жизни.

Плотный график означает очень быстрый набор лётных часов - опыта, - после чего вы переходите на работу в другие авиакомпании с традиционными гораздо более мягкими условиями труда при заметно более щедром вознаграждении.

Раньше основной отток происходил в страны Персидского залива, однако с прошлого года в Великобритании и Ирландии активно развивается норвежский перевозчик Norwegian Air Shuttle, оперирующий такими же, как и Ryanair, самолётами. Это означает, что теперь потенциальному перебежчику даже не требуется переезжать.

В течение 2017 года только в Norwegian перешло более сотни пилотов Ryanair.

Бьорн Кьос (Bjorn Kjos), генеральный директор Norwegian. Компания активно расширяется на заёмные средства и предлагает более мягкие условия труда, чем ирландская Ryanair
Бьорн Кьос (Bjorn Kjos), генеральный директор Norwegian. Компания активно расширяется на заёмные средства и предлагает более мягкие условия труда, чем ирландская Ryanair

Беспорядки среди пилотов

Менеджмент компании заявил о вероятности сокращения отпусков в целях корректного выполнения расписания.

Это привело к резкому падению уровня лояльности персонала.

К отпору на посягательства на заслуженный отдых добавилось ранее сдерживаемое недовольство широким использованием кадровых компаний вместо прямого найма, принуждением членов экипажа платить даже за воду и питание на борту самолётов и привязкой судебных споров с работодателем к стране юрисдикции - Ирландии, хотя подавляющее большинство рейсов совершаются в странах континента, удалённых от острова на сотни и тысячи километров.

Теперь сотрудники открыто требуют улучшения условий труда, и генеральный директор Ryanair Майкл О'Лири (Michael O'Leary) заявляет на собрании акционеров в сентябре, что текучесть кадров, вероятно, слишком высока, и компания длительное время ошибочно считала это допустимым. Теперь приходится тушить пожар недовольства вместо длительных обсуждений и медленного отступления.

Майкл О'Лири (Michael O'Leary) , генеральный директор Ryanair, скрыто признаётся в собственных просчётах относительно готовности сотрудников работать в жёстких условиях и возможностях отдела персонала компании обеспечить бесперебойное снабжение кадрами при высоких показателях оттока
Майкл О'Лири (Michael O'Leary) , генеральный директор Ryanair, скрыто признаётся в собственных просчётах относительно готовности сотрудников работать в жёстких условиях и возможностях отдела персонала компании обеспечить бесперебойное снабжение кадрами при высоких показателях оттока

Споры с бортпроводниками

По мере роста авиакомпании, самолёты и экипаж для них базировались в разных точках Европы - дабы максимально сократить время простоя техники и затраты на перелёты персонала. Это удобно и для сотрудников: многие из них после дневной смены возвращаются к себе домой.

Однако в деталях скрыты элементы дискриминации: Ryanair подписывает трудовые контракты с обязательством решать трудовые споры по правилам и на территории Ирландии.

Лишь 14 сентября персонал бельгийской базы выиграл в суде право отстаивать свои трудовые права на территории родной страны. Этот прецедент может разрушить всю систему антипрофсоюзной политики и специальных условий перевозчика.

Итог

Ryanair - самая прибыльная авиакомпания в Европе.

Этот конкретный кризис она переживёт без видимого финансового урона в краткосрочной перспективе.

Однако перевозчик уже вынужден пересматривать подходы к своей политике в области трудового законодательства, и теперь конкуренты задаются вопросом: когда ирландцы потеряют одно из главных своих преимуществ - самые низкие в Европе издержки на персонал?

Новости Ryanair на Aeronautica.online