Дельта Меконга

Меконг разветвляется в своей дельте на невообразимое количество рукавов и каналов. Лодка здесь – это основное средство передвижения. Даже рынки здесь плавучие. И это самые плодородные регионы Вьетнама.

Плавучие рынки на Меконге. Фото: schwarzaufweiss.de
Плавучие рынки на Меконге. Фото: schwarzaufweiss.de

Бесконечно длинной кажется выездная улица на юго-востоке города Хо-Ши-Мин в направлении дельты реки Меконг. Сначала друг за другом следуют бесчисленные дома, которые сменяются фабриками, офисными приземистыми зданиями и складскими комплексами. И все это длиной во многие километры. Наш симпатичный гид Нгуен Тиен Дунг рассказывает, что еще десять лет назад на этих территориях не было практически ничего. Проходит не меньше часа, пока мы, наконец, не выехали за пределы широко распластавшегося города, который раньше назывался Сайгон. Картина за окном автобуса меняется, становится более спокойной. Вдоль дороги то тут, то там, оседлав свои велосипеды, торопятся на занятия школьницы, одетые в белую шелковую форму. Мужчины на мопедах везут куда-то двери и застекленные рамы. Постепенно меняется и ландшафт, приобретая типичные черты. Манго и гуавы, помарозы, бананы, кокосовые пальмы и рисовые поля определяют общую картину. Поражает количество рисовых полей. Они простираются справа и слева от национального шоссе № 1, словно сочные зеленые лужайки. Повсюду на полях виднеются широкополые и остроконечные шляпы из рисовой соломы. Это целые семьи земледельцев, для которых рис – это все. По словам нашего гида, рис растет очень быстро и за год во Вьетнаме собирают до трех урожаев. Более того, местные крестьяне рады наводнениям, так как они ускоряют рост риса. Для созревания урожая требуется примерно 100 дней. Ежегодно только из Вьетнама отправляется на экспорт порядка пяти миллионов тонн риса. По рисовому показателю эта страна в мире уступает только Таиланду.

Мелкие торговцы на Меконше. Фото: schwarzaufweiss.de
Мелкие торговцы на Меконше. Фото: schwarzaufweiss.de

В небольшом прибрежном городке Винх Лонг мы пересаживаемся из автобуса на катер и погружаемся в необозримый лабиринт рек, речек и речушек, пронизывающих всю дельту Меконга. После своего более чем 4500-километрового пути по Китаю, Бирме, Лаосу и Камбодже, великая река Меконг становится и жизненной артерией индокитайского полуострова. Гид любезно сообщил нам, что в колониальные времена французы построили здесь целую сеть судоходных каналов. Мы проплываем мимо хижин на сваях и опорах, перед которыми местные женщины готовят пищу и стирают, мимо старой верфи, католической церквушки. Навстречу нам движутся одномоторные лодки, в которых сидят обычно по два человека: спереди женщина в рисовой шляпе и с закрывающей рот маской, сзади на руле – мужчина. Они перевозят мешки с рисом, разнообразными овощами и фруктами. В основном, это мелкие торговцы, возвращающиеся с плавучих рынков, где и приобретают оптом свои товары. Они обеспечивают продовольствием и товарами свои деревни, до которых можно добраться только на лодке. А таковых здесь имеется великое множество, поэтому движение на воде очень оживленное. В регионе, площадь которого превышает площадь Нидерландов, проживает около 16 миллионов человек. 90 процентов из них – крестьяне. После разрешения частного предпринимательства крестьяне получили право возделывать землю, работая на себя. Наделы раздавались, так сказать, поголовно. То есть, чем больше семья, тем больше получался надел на семью.

Господин Там Хо на острове Ан Бин. Фото: schwarzaufweiss.de
Господин Там Хо на острове Ан Бин. Фото: schwarzaufweiss.de

Здесь мы встретились с господином Там Хо, бывшим вьетконговцем с бородкой а-ля Хо-Ши-Мин, который использовал полученную от государства землю на островке Ан Бинх для строительства маленькой гостиницы для приезжих, а также школы садоводов. Узенькая тропа ведет среди буйной растительности от причала к пышно разросшемуся саду. Прямо на входе нас встречают блестящие, почти по метру в длину листья хлебного дерева, среди которых видны плоды, каждый весом по несколько килограммов. За ними следуют кусты маниока и дерево джекфрута, плоды которого считаются вообще самыми большими и могут достигать веса до 50 килограмм. Под украшенной пальмовыми листьями крышей бодрый 87-летний дедушка подготовил нам замечательный фруктовый "шведский стол", вместе с различными видами самодельной фруктовой водки. Там Хо произносит короткий тост и опрокидывает в рот содержимое маленькой фарфоровой рюмки. Мы следуем его примеру и убеждаемся, что водка действительно крепкая. Вкус корицы и лимона приятно ласкает нёбо. Под звуки небольшой фольклорной группы и под действием алкоголя всех охватывает эйфория.

Хлебное дерево. Фото: schwarzaufweiss.de
Хлебное дерево. Фото: schwarzaufweiss.de

При этом эйфория такова, что мы даже отваживаемся пройти по так называемому "обезьяньему мосту". Простые конструкции из древесины и бамбука, которые обеспечивают простую возможность перейти через водное препятствие. Продолжаем на моторной лодке путь в направлении города Кан То и снова выплываем на основное русло Меконга. По дороге мы успеваем отведать блюда местной кухни, для чего заезжаем к Сао Гиао. Он тоже обслуживает туристов, предоставляя им маленькие комнатки в джунглях с завтраком и отличной кухней. Нам представилась возможность попробовать знаменитую рыбу-слона, жареный деликатес из дельты Меконга. К нему в качестве гарнира полагается рис и очень вкусный салат из овощей. Наш гид пошутил, что порции не очень большие, на и этого хватит, чтобы язык проглотить. На закуску подают салат с соей и прочими ингредиентами. Причем раскладывают его на рисовой бумаге, которую следует сложить особым способом, после чего можно приступать к еде.

Обезьяний мост. Фото: schwarzaufweiss.de
Обезьяний мост. Фото: schwarzaufweiss.de

В городе Кан То, расположенном на рукаве дельты Хау Гианг и являющемся со своим полумиллионом жителей столицей дельты Меконга, все течет словно в ритме воды. Жизнь здесь спокойна и размерена. Люди разного возраста сидят группками на скамейках на берегу реки в ожидании обильного ужина после захода солнца. По набережной неторопливо прогуливаются несколько юных пар, настолько пугливых и невинных, словно они сошли со страниц детской книжки. За всем этим внимательно наблюдает огромный памятник основателю государства Хо-Ши-Мину. На противоположной стороне реки сверкают огромные рекламы транснациональных концернов. Молодой человек приглашает на последний прогулочный рейс по реке. Поздним вечером стоит густая духота, пароходик выгружает пассажиров на пристань.

Жизнь на Меконге. Фото: schwarzaufweiss.de
Жизнь на Меконге. Фото: schwarzaufweiss.de

На следующее утро мы плывем по узким каналам плавучего рынка, расположенного неподалеку от Кан То. Жизнь здесь кипит: повсюду драят палубы, готовят еду, сортируют и перегружают товары. Предлагаемые товары наглядно вывешиваются на бамбуковых жердях: бананы, тыквы, дыни. Мелкие торговцы причаливают своими лотками к большим челнам и перегружают себе то, что они позже будут продавать в своих деревнях. Если бы не вода, то рынок бы мало отличался от рынка в Сайгоне. И действительно, те же улыбки, та же страстная торговля за цену. И разница лишь в том, что под ногами не земля, а шаткие палубы больших лодок.

Мелкие торговцы на Меконге. Фото: schwarzaufweiss.de
Мелкие торговцы на Меконге. Фото: schwarzaufweiss.de