Александр Палладин. Хорошо забытая «мягкая сила»-4

24.06.2018

Заключительный отрывок из мемуаров моего покойного отца, Александра Ивановича Палладина, тоже посвящён всемирному движению сторонников мира.

Популярность и авторитет Советского комитета защиты мира росли с каждым годом. Советские люди всемерно поддерживали деятельность СКЗМ, расположившегося в старом особняке на Кропоткинской.

Особенно могуче это выразилось в укреплении Советского фонда мира, созданного в 1962 году. С самого начала и до конца своей жизни его возглавлял Борис Николаевич Полевой. Фонд мира расходовал на помощь людям, в разных концах земного шара страдавшим от войн, от стихийных бедствий, от неурожая, немалые суммы.

Участие в Фонде стало делом высокопатриотическим, всенародным. На фабриках и заводах рабочие и инженеры вставали на вахту мира и заработанные деньги перечисляли в Фонд. В колхозах коллективными вкладчиками объявляли себя целые бригады.

Не отставали и представители творческой интеллигенции. Константин Симонов передал в Фонд мира гонорар за сценарий антивоенного фильма и пожертвовал Ленинскую премию. Роберт Рождественский внёс гонорар за книгу стихов. Дмитрий Шостакович перечислил в Фонд международную премию в размере 60 тысяч крон. Запестрели афиши, гласившие, что труппа Большого театра, артисты МХАТа, ансамбль Игоря Моисеева дают благотворительные спектакли, концерты…

С огромным успехом прошёл в начале 1962 года вечер московской общественности, посвящённый предстоявшему Всемирному конгрессу за всеобщее разоружение и мир. Мероприятие провели во Дворце спорта в Лужниках, на нём присутствовало более 16 тысяч человек. Чтобы попасть на него, персонал крупнейших заводов обращался в СКЗМ с коллективными заявками. Получить билеты на вечер стремились люди из Воркуты, Бухары, Хабаровска, командированные в столицу по делам службы. Много просьб поступило из дипломатических представительств.

Вечер открыл председатель Советского комитета защиты мира писатель Николай Тихонов. Затем выступили именитые артисты, композиторы. Вано Мурадели аккомпанировал певцу, исполнившему «Бухенвальдский набат». Восторженно встретили зрители несравненный ансамбль Игоря Моисеева. Вырученные от продажи билетов десятки тысяч рублей были переданы на проведение московского конгресса.

Перед конгрессом мы опубликовали тексты популярных антивоенных песен, в том числе «Бухенвальдского набата» и «Хотят ли русские войны?» Для перевода стихотворных текстов мы привлекли известных поэтов, в совершенстве знавших иностранные языки.

Поэт Евтушенко и композитор Колмановский потом сердечно благодарили нашу редакцию, давшую путёвку в жизнь их песне «Хотят ли русские войны?». Дело в том, что поначалу это замечательное, полюбившееся нашему народу произведение жестоко, залихватски раскритиковали на страницах «Комсомольской правды» некие «удалые ребята», и на первых порах её нигде не публиковали и не исполняли. Мы же напечатали песню приложением к номеру бюллетеня «В защиту мира», который раздали всем делегатам конгресса.

Никогда не забуду волнительную сценку: после одного из заседаний в Кремлёвском Дворце съездов состоялся концерт.

Объявили выступление незабвенного эстонского певца Георга Отса... Во всём зале вдруг зашелестели страницы нашего бюллетеня — делегаты отыскивали текст песни. Когда Отс запел, сотни людей поднялись со своих мест и стали подпевать, каждый на своём языке — русском, английском, французском, немецком, испанском. А когда песня закончилась, зал взорвался бурной, долго не смолкавшей овацией. Такого мне не пришлось больше ни видеть, ни слышать где-либо, когда-либо ещё. Сцена в самом деле была потрясающей: люди, прибывшие со всех континентов, свято верили: наша могучая страна — оплот мира; о войне помышляют лишь силы империалистической агрессии…

Фото из семейного архива и с сайта  visualrian.ru                    

АЛЕКСАНДР ПАЛЛАДИН