Христос оставляет Европу. Придет ли Он к нам?

Дмитрий Епишин

Центр изучения религии и социологии им. Бенедикта Шестнадцатого в Лондоне подготовил доклад о состоянии христианства в Европе. Посильную помощь ему оказывал в этом деле парижский католический институт. Само собой разумеется, что оба эти заведения католические, потому что протестанты давно наплевали на судьбы мирового христианства и усердно занимаются тем, чему их учили отцы-основатели – стяжанием сокровищ земных и пребыванием в радости чувственного блаженства поелику это возможно.

С католиками все сложнее. Эта вера изначально более строга, блюдет догматы и дисциплину, однако в современной Европе и она стала похожа на боцмана тонущего корабля, озирающего неспокойные горизонты в надежде увидеть сушу. А вдруг там, в неведомой дали будет обретено спасение?

Корабль же европейского христианства без преувеличения утопает. Об этом говорят сухие цифры.

В Чехии, Эстонии, Франции атеистами являются подавляющее большинство молодежи до 29 лет ( до 91%).

Молодые голландцы, бельгийцы, испанцы, британцы вообще не ассоциируют себя с христианством и ни разу в жизни не посещали церковную службу.

80% чехов, 70% шведов, 67% датчан и эстонцев, 66% голландцев и британцев, 59% норвежцев никогда не обращались к Богу за помощью и не молились.

Зато почти 10% населения европейских стран исповедует иные конфессии. То есть, является поселившимися в этих странах мусульманами.

Автор доклада профессор Стивен Балливэн не без основания полагает, что христианство как норма жизни из Европы в основном ушло и через 30-40 лет исчезнет окончательно. А виной тому является тлетворное мировоззренческое влияние капиталистического общества.

Неизвестно, ведутся ли подобные исследования в России. Но и без таких исследований ясно, что христианство, как норма в повседневную жизнь общества не вернулось, а церковь- исповедальня существует для небольшого

количества граждан, едва ли превышающего средние европейские показатели. Причины все те же самые – тлетворное влияние капиталистической морали, которое получило выражение в популярной молодежной рекламе « Ты у себя один, не дай себе засохнуть».

Казалось бы, рекламка безобидная, но она является брендом современного общества, на колосниках души которого написан эгоизм и нелюбовь к ближнему своему. Отсюда и мертвенно-равнодушное отношение к судьбе других людей, находящее финальное выражение в тонущих теплоходах с перегрузом пассажиров, горящих торгово-развлекательных центрах, в смертельных авариях автобусов с измотанными водителями и других чудовищных катастрофах.

Так ли уж прав Президент, сказавший, что пожар в Кемерово случился из-за разгильдяйства и безответственности? А разве за этими разгильдяйством и безответственностью не стоит стремление выжать максимальную выгоду, заставляющее закрывать глаза на все остальное?

Разве эта общественная ситуация не является следствием курса на построение капитализма, в котором «человек человеку волк» и никакие призывы и причитания в нем не помогают?

Российский капитализм, как впрочем и любой другой, воспитывает предпринимателя-шакала, наживающегося на общественном благе.

У российского общества нет никакого другого пути, кроме объявления охоты на шакалов, если мы не хотим, услышать из прошлого раскаты голоса громовержца Владимира Маяковского: «терновом венце революций грядет 16 год»

Государство здесь бессильно, ведь оно часть капиталистической системы. Эту работу могут делать только граждане, объединяющиеся в добровольные союзы защитников жизни грядущих поколений.

Первой ласточкой в таком объединении становится возникающее движение против свалок Подмосковья, превратившихся в чуму нашего времени. Исторический момент здесь ясен как никогда – не победим шакала, превратившего свалки в источник обогащения – подохнем от удушья.

А православная церковь будет нам при этом нужна все больше. Церковь-исповедальня. Церковь помощница. Церковь - вдохновитель. Так всегда было в трудные времена.

Может быть, в этом мы и начнем выбирать свой, отличный от Европы путь.

Дмитрий Епишин