1676 subscribers

"Москва-Петушки" безнадежно устарели, увы...

"Москва-Петушки" безнадежно устарели, увы...

Недавно увидел афишу одного московского театра, где анонсировали спектакль по поэме Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" и был весьма удивлен. Что современный человек может понять в этом произведении?! Думаю, ничего. У Ерофеева описываются реалии конца 50-х-начала 60-х годов. Даже нашему поколению, которое училось в школе в 70-х, многое там было уже непонятно. Совсем ушедшие реалии жизни, быт, обиходные выражение, интересы персонажей - все чужое.

Часто слышу высокоинтеллектуальные разговоры, что это поэма о человеке, что эта вещь не слабее "Мертвых душ" и прочую глупость. Но за полвека существования поэмы "Москва-Петушки" ни один их герое произведения не стал нарицательным персонажем, а у Гоголя - стали все. Потому что Гоголь рисовал сатиру на людей, на души человеков, что делает "Мертвые души" бессмертной поэмой, а Ерофеев - основной упор делает на быт, на время, что зыбко и уходяще.

Ерофеев написал забавную сатиру на свое время, как мне кажется, пародию на советский "производственный роман". Там есть забавные эпизоды, злая сатира на советский быт тогдашний, и лирические вставки для развития сюжетной линии. Пропал тот быт, пропала Советская власть, и "Москва-Петушки" повисли в воздухе, точнее в безвоздушном пространстве.

Там ничего нет ничего вневременного. Нет там "глубин", нет "смыслов", нет откровений, которых в изобилии находит там наша передовая интеллигенцию. Это сиюминутное, "актуальное" произведение.

Впервые я прочитал Венечку году в 1975-1976, еще в ксерокопии, парижского издания YMKA-PRESS. В конце 90х ездил на пьяные гулянки поклонников поэмы в той знаменитой электрички из М в П. У меня где то лежат первые отечественные издание, которые стоили по цене водки 3.62 и 4.12 с автографами сына Венедикта. Так что текст я знаю достаточно хорошо.

Конечно, мы в юности хохотали над коктейлями "Поцелуй тети Клавы" и "Слеза комсомолки", который нужно помешивать веточкой жимолости в полнолунную ночь. Но ушла эпоха, ушел и Венечка со своей трагической пьянкой. И это надо принять.

Ведь по сути, старика Веню использовали в свое время как интеллектуальный таран против власти. И весьма успешно использовали. Мол, живем в дерьме, вокруг одно дерьмо, ад и ужас. А благородные алкаши страдают от несовершенства окружающего мира. Именно поэтому произведение и жило столько лет, как пример, якобы ужасной жизни в советском тоталитаризме. Кстати, именно на Венечкиной основе возникли все кинофильмы, романы и прочие глупости о "страшном советском времени". От однофамильца Виктора Ерофеева до Гузель Яхиной.

Но ведь правду ли писал Венедикт, или это больше художественная метафора, которую наша интеллигенщина выдавала за правду? Скорее, второе. Ведь почитайте его ровесников, их произведения того же времени - Геннадия Шпаликова, Юрия Казакова и других. У них совсем другой мир вокруг. Светлый. А у Ерофеева он черный, увы.

Это не вина Ерофеева, писал как умел. И у него было и есть масса поклонников. Но его время ушло. Увы. Так бывает. И в этом ничего нет страшного. В истории литературы он останется. Не в литературе, а в истории литературы. Ну, например, как роман В.А. Соллогуба, писателя середины 19 века "Тарантас". А это уже очень много, поверьте.

Владимир Казаков.

Фото с сайта ok.ru