Редчайшая икона Боголепа Черноярского на Пасху покинет музей

06.04.2018

В пасхальные дни икона отрока Боголепа Черноярского, хранящяяся в музейных фондах после реставрации временно вернётся к верующим для поклонения.

В пасхальные дни одна из святынь, хранящихся в музейных фондах и долгое время не доступная для ознакомления, после реставрации временно вернётся к верующим для поклонения. Самая ранняя из известных икон преподобного отрока Боголепа Черноярского, местночтимого святого, совершит крестный ход по храмам региона.

Экспонат идёт к людям

Коллекция музея-заповедника насчитывает около 350 тысяч предметов. Для их демонстрации потребовались бы сотни, если не тысячи, квадратных метров экспозиционных площадей, а посетителям нужно было бы запастить немалым терпением и силами, чтобы обойти все залы. По многим и вполне понятным причинам вероятность создания в провинциальном городе, как Астрахань, подобных выставочных комплексов мала. А показать самое уникальное и удивительное - такое желание у музея есть. Сами музейщики говорят, что «сокровища прошлого не могут являться ценностью самой по себе, лишённой контекста и оторванной от жизни».

К счастью, музейная практика в плане демонстрации коллекций и отдельных предметов из фондов меняется, причём в лучшую для современного зрителя сторону. Экспонаты из фондов возвращаются к людям: прошлое начинает служить настоящему с перспективой на будущее. Посмотреть музейные предметы из фондовых коллекций уже можно не только в музее, но и за его пределами. «Выход в свет» уникальных предметов становится заметным событием, они начинают участвовать в нашей жизни. В дни Светлого праздника Пасхи стены музея покинет икона преподобного отрока Боголепа Черноярского, местночтимого святого, чтобы совершит путешествие по храмам и монастырям Ахтубинской епархии.

Отрок Боголепъ – что о нём известно

Устойчивое почитание святого в Астраханской губернии началось в XVIII веке и сохраняется до наших дней. Это история относит нас к началу XVII века и повествует об отроке, сыне воеводы Ушакове города Черный Яр, наречённого Борисом. Мальчик с рождения был болезненным, отличался особым благочестием и набожностью. Он решил посвятить себя служению Богу, выпросив у родителей позволения совершить постриг. Приняв иноческий образ семи лет от роду, он стал именоваться Боголепом. На третий день после отречения от всего мирского, он скончался от болезни.

Не единожды отрок Боголепъ совершал чудеса ради града Черноярского и его жителей: защищал от нападения татар и казаков, входивших в ряды войска Стеньки Разина, являясь врагам на стенах крепостных и поражая их слепотой. Почитая отрока Боголепа, черноярцы обретали душевное спокойствие, а иногда и исцеление от болезней.

Причислен ли Боголеп Черноярский к лику святых Русской Православной Церкви? Сложно дать однозначный ответ. В старых календарях, дореволюционных святцах – он есть, а вот в новых, что от 1918 года, - отрок не указан. Сейчас, как стало известно, Ахтубинская епархия, чтобы утвердить общецерковное почитание инока, собирает современные чудеса, совершённые по молитвам преподобного отрока.

В житейских списках (историях) отрока Боголепа есть сведения о нескольких иконах. Одна написана в начале XVIII века, лежала на надгробье инока, другая – находилась в Архиерейском доме. Известно, что в большом храме Черноярском также хранился иконописный образ Боголепа. Возможно, что именно эта икона оказалась в фондах музея.

По миллиметру и под микроскопом. Реставрационные работы продолжались год

В традиции русской иконописи запись нового изображения поверх прежнего считалось обычной практикой, ведь расцвет реставрационного дела начался лишь в XX веке. Потребность в обновлении икон часто возникала в канун праздников с намерением приукрасить образ. Тогда иконописцы на прежний слой наносили так называемый поновлённый, при этом, нисколько не заботясь о сохранности замысла предыдущего автора, а зачастую и переписывая первоначальный сюжет. Современные реставраторы по возможности убирают записные слои и возвращают к жизни - авторский. Это долгий, трудоёмкий, но увлекательный процесс, во время которого реставратор проводит исследование, выясняя когда, а в редких случаях и кем была сделана икона, какой её задумал автор.

В работе с иконой «Боголеп Черноярский» к истине специалисты пробирались по миллиметру. Рассказывает художник-реставратор (II категория) Астраханского музея-заповедника Юлия Азизова: «Это одна из самых ранних сохранившихся известных икон с изображением отрока. Её уникальность кроется в том, что она подписная. Их не так много встречается. При поступлении на реставрацию авторский слой находился под плотной сплошной масленой рельефной фактурной записью. На первый взгляд было сложно определить – сохранилось ли что-то от автора».

Раскрывая фон, реставратор обнаружила золотые поля по периметру иконы и надпись золотыми буквами «преподобный Боголепъ», слово «отрок» было утрачено. Как выяснилось, позолота скрывала подпись автора и дату написания иконы. «Была обнаружена авторская подпись, если дословно, то «писал живописец Андрей 1808 год, декабрь». Фамилия, к сожалению, не сохранилась, но первая буква Р, слово из пяти букв», - уточнила реставратор.

Специалист музея-заповедника также сообщила, что в ходе работ удалось восстановить образ Спасителя, таким, как его написал автор, открыть позём иконы, чётки, свиток. «Создавая фотографии лика отрока без нимба, поймала себя на мысли, что изображение лика написано живо, быстро. Видимо, художник писал лик с ребёнка, что вполне возможно, поскольку изображений святого, то есть представлений о том, как он выглядел, было не так много. Есть некоторое несоответствие в пропорциях, но настолько написано легко, что современному художнику не трудно понять – это этюд», - поделилась предположениями Юлия Азизова.

Астраханцы видели икону прежде. Было это в период, когда храмы Астраханского кремля использовались как выставочные залы музея-заповедника, и в год 400-летия Епархии. Теперь наши земляки смогут увидеть икону после масштабной реставрации: образ очищен от поздних записей и приобрёл первоначальный вид.

Проект «Обращение к истокам. «Отрок Боголепъ. Возвращение»

Проведённые работы по сохранению памятника позволили организовать возможность религиозного почитания иконы отрока Боголепа Черноярского, путём принесения иконы для почитания в храмы Ахтубинской епархии.

«Это общая идея с министерством культуры и туризма Астраханской области, музеем-заповедником и церковью. Считаю, что церковь и учреждения культуры, и тем более музейное сообщество, должны жить в режиме диалога, потому что нам есть о чём друг другу сказать. И самое главное, у нас есть точки соприкосновения – это те предметы, которые являются частью музейного фонда и в то же время для нас, верующих, это святыни. Был период, когда они были изъяты из храмов, были представлены в музейных выставочных залах. Сейчас они стали практически недоступны. И если мы найдём точки соприкосновения, то сможем организовывать такие проекты, когда святыня, оставаясь музейным предметом, становится доступной для почитания верующих. Это - правильный здоровый диалог, который сейчас необходим», - подчеркнул епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.

Из всей коллекции музея-заповедника 8 тысяч единиц – это предметы культового назначения. По словам директора музея-заповедника Алексея Булычева, общероссийская практика такова, что музеи неохотно предоставляют свои экспонаты конфессиям, поскольку для учреждений культуры на первом месте всегда реставрация и сохранность предмета, чтобы люди приходили в музеи. «Проект «Обращение к истокам» - тот редкий случай, когда мы сотрудничаем в данном случае с Ахтубинской епархией, создавая условия для почитания верующими предметов религиозного назначения, входящих в музейную коллекцию, в рамках существующего законодательства РФ», - подчеркнул Алексей Булычев.

Презентация проекта «Обращение к истокам» состоится 10 апреля в Краеведческом музее. А дальше икона совершит Крестный ход по храмам, где её пребывание будет кратким – буквально два-три дня. Информация о маршруте будет представлена на сайтах музея-заповедника и епархии, а также на территории религиозных объектов.

Для сохранности иконы были созданы специальные подложка, оклад и противоударный киот. Кроме этого, Епархия гарантирует не только охрану иконы во время её перемещения по религиозным объектам, но и соблюдение температурно-влажностного режима.

В музейные фонды образ вернётся в мае этого года.