Церковь наша точно воинствующая — отовсюду терпит нападения

9 ЯНВАРЯ 2019 ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ГОРСКИЙ

Протоиерей Александр Горский (1812-1875) — известный церковный историк, богослов, ректор Московской духовной академии (1862-1875). Уже в 25 лет стал экстраординарным профессором МДА на кафедре церковной истории. В 1860 г. митрополит Филарет (Дроздов) рукоположил Горского в священника, целибатом. Это был первый случай рукоположения целибатного священника в России.

Горский оставил после себя множество научных трудов, также он всю жизнь вел дневник. Предлагаем вашему вниманию два отрывка из его дневника, касающиеся его бесед с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

***

1849

23 октября. Потребовав к себе после обеда, Владыка прежде всего занялся со мною пересмотром тетради Андрея Николаевча [Муравьева]. Дал согласие на опущение второй половины письма о церкви св. Ирины, сказав, что поступок Репнина нисколько не заслуживает одобрения, что Андрею Николаевичу не советует Владыка и в отдельной книге поместить этот анекдот. Остановился на замечании о церкви св. Ирины во время Григория Богослова и оставил написанное без изменения, полагая, что Андрей Николаевич основывается на разысканиях Константия [Статья Муравьева о церкви Св. Ирины напечатана в Прибавлениях к Творениям Св. Отцев за 1849 год (Письма с Востока)]. — На прочие замечания вполне согласился, и еще в одном месте «о значении России в Турции» сам изменил.

Потом взяв в руки какую-то тетрадь, начал из нее читать, предварив словами: «ты об этом никому не скажешь, кроме Ректора [архиеп. Филарет (Гумилевский)]». «Вышедшие из духовного звания духовные воспитанники не могут с пользою проходить должности наставников при духовных училищах. Сами вышедши из духовного звания, они не станут внушать ученикам любви к сему званию. Ослабев в уважении к слову Божию, когда будут пользоваться при раскрытии учения другими доказательствами — разума, могут поколебать основание веры. И уже некоторые играют в карты и курят табак». Вот сущность прочтенного. После того Владыка сказал: «Вот как внимательно смотрят за нами. А я могу сказать, что профессор Горский в октябре 1849 г. явился курившим табак». — Я должен был сознаться в том. — «Это мелочи, продолжал Владыка, но профессору будут подражать и студенты. — Это мелочи: но читанное мною представлено было Государю, а объяснение еще дойдет ли до Его руки. — Привыкши к курению в светском звании, трудно будет отстать от него, и сделавшись священником». Потом стал говорить о трудности переменить привычку, — и в пример указал на Преосвященного Амвросия [Амвросий Протасов, архиепископ Казанский с 1816 до 1826 года, потом Тверской, умер в 1831], который, отправляясь в Казань, думал там отстать от нюхания табаку, продал свою табакерку, но стал нюхать из книг, — потом, видя, что только обманывает сам себя, снова принялся за табакерку. О себе сказал Владыка, что он пользовался табаком для нюхания только по случаю простуды глаз и усиленных занятий, и то не более четырех месяцев, для возбуждения в глазах влажности, так как они были сухи и чувствительна была в них резь. — Замечая здесь об этом, Владыка милостиво сказал: «впрочем ты не гневайся на мое замечание. Надобно быть во всем осторожну. Церковь наша точно воинствующая — отовсюду терпит нападения, и может быть это писано кем-нибудь из наших ренегатов» [указывает на тетрадь, из которой Владыка прочитал выдержку А. В. Горскому].

1860

Января 25. Потом вынес Святитель, для прочтения, свою записку против мнения о неизгладимом характере священства, написанную по тому поводу, что на эту черту учения указано было в Св. Синоде при обсуждении вопроса о снятии сана священства по прошениям. Записка содержит в себе следующее: 1) в Св. Писании и у Св. Отцев нет ничего о таком неизгладимом характере священства; 2) Римско-католический богослов Перроне думает видеть это учение в словах апостола: помазавый нас Бог… знаменастеся Духом… Но это относится к таинствам крещения и миропомазания. Приводит слова Василия Великого: но и они также относятся к таинству крещения. Говорит, что учение о неизгладимом характере священства в церкви римской утверждено в XVI веке, не без больших споров. Это значит, что и тогда оно было не общепринятым на Западе. 3) У нас в православном исповедании, в грамотах патриарших, в книге Святителя Димитрия не говорится о таком характере священства, хотя в некоторых и присвояется этот характер таинству крещения. — Эта записка уже была послана 22 января.

Читайте также: