«Мы со смирением каемся и отменяем все бывшие каноны!»

АЛЕКСЕЙ МАРКОВ

По окончании встречи патриарха Кирилла с папой Франциском на Кубе многие особо вдумчивые православные клирики и миряне подозревали, что на встрече, помимо официального коммюнике, были подписаны и секретные документы. Так и оказалось. Мы представляем вниманию почтеннейшей публики один из них, весьма, на наш взгляд, интересный:

«Многие века мы вмешивались в то, что не являлось предметом нашей заботы. Мы пытались учить людей астрономии от нашего неразумного толкования Библии, не понимая, что это не предмет для нашего вмешательства. Ушли века на то, чтоб это понять, увидеть свою ошибку и покаяться в ней.
Так же мы вмешивались в интимную жизнь людей, сначала с советами и наставлениями, потом с повелениями и распоряжениями, дошли до такого безумия и сатанинского бесстыдства, что писали правила и инструкции — кто, с кем и даже как должен проводить ее, совершенно не подумав, что в этой сфере не может быть одних правил для всех! Говоря о целомудрии, мы не подумали о том, что оно заключается и в том, чтоб не лезть в постель к соседу ни с проклятием, ни с навязчивым благословением или поучением. Мы очень быстро забыли, что Иисус учил быть лично ответственным, не бояться быть не таким, как все, а значит Он не поручал нам писать правила для всех. Мы не заметили, что о недопустимости разводов Иисус говорил через запятую со многим другим, Он так же говорил, что посмотревший с вожделением должен вырвать себе глаз, но себе мы глаза не вырывали, а запрещать разводиться и жениться разведенным мы посмели взять на себя право. Безумные и слепые, воистину на нас сбылось слово: „Слепые, вожди слепых“. Мы умудрились из Его призыва о стремлении к совершенству создать правила на века! Теперь мы со смирением каемся в этом и отменяем все бывшие правила и каноны!»

Нам удалось связаться с одним видным функционером МП, имевшим отношение к подготовке и подписанию документа. Он дал нам комментарий, однако просил не упоминать его имени, посему его ответы обозначены как ответы «отца N».

Алексей Марков:

— Скажите, отче, в чем основная движущая идея, подвигнувшая на создание и подписание этого необычного документа?

Отец N:

— И папа Франциск, и наш Святейший патриарх едины во мнении, что настало время исправлять исторические ошибки, без этого церковь рискует остаться клубом любителей старины, причем, часто не лучшего, что в той старине было. А это совсем не то, к чему призвал нас Господь, чему учили апостолы. Понимаете ли, влияние греческой философии, Аристотеля в частности, помимо положительного влияния на развитие богословия, оказало и отрицательное. Спаситель сказал нам: «Я есть истина», а мы стали воспринимать истину в аристотелевском смысле, и наделили себя правом (как будто Господь нам дал его), отвечать на все вопросы, но на деле-то Истина — Он, а не наши понимания и формулировки, на чем бы мы их ни основывали.

— Все это богословие, высокие материи, а как вы представляете практические последствия принятого документа?

— Постепенно планируется вводить существенные изменения в богослужебную практику наших церквей. Например, возьмем венчание. Его чин связан с литургией непосредственно. Центр — совместное причащение брачующихся. Это вполне подходит и для второ-, третье- и т. д.-брачных, а также и для гей-пар. Дополнительные молитвы здесь логично должны быть разные. Желать многодетности престарелым людям или геям смешно и нелепо. Все это следует ввести в практику.

— А как быть с так называемыми «захожанами» или теми людьми, кто хотел бы венчаться, но не готов осмысленно и осознанно причаститься? Отказывать и в венчании?

— Думаю, таковых тоже можно принимать и не отказывать в благословении на совместную жизнь. Видимо, надо совершать над ними чин отдельно от литургии — с мыслью, что Господь силен их привести в Церковь, если Ему это будет угодно. Ведь формальное пребывание в церковной структуре не является гарантией спасения в Боге, а часто — мы знаем такие случаи, человеку лучше остаться и поодаль от активного обращения к нашей исторической церкви, увы, исполненной множества изъянов и не всегда приводящей людей от худшего к лучшему.

— Все это звучит радикально, и, хотя вы сказали, что все будет происходить постепенно, но сегодня трудно поверить, что это вообще возможно…

— В целом, вся эта практическая схема похожа на то, к чему пришла Англиканская Церковь, по крайней мере в развитых странах. Думаю, католикам и православным было бы разумно и полезно последовать их примеру, хотя я, честно сказать, думаю, что конфессиональные границы тоже устарели безнадежно и должны рухнуть снизу и естественно, независимо от всех профессиональных усилий сделать это сверху. Теология и здесь исчерпала себя, так и не преодолев выстроенных ею же заборов и правил. Заборы обветшали и близки к обрушению.