После рождения сына с диагнозом аутизм мою веру как отрезало

22.06.2018

КСЕНИЯ ВОЛЯНСКАЯ

Интервью в рамках проекта «Исповедь ухожанина». Сегодня наш собеседник — Анна Клещева (Екатеринбург).

***

Первые шаги в вере

Таких, как я, не верящих, наверно, большинство среди крещеных россиян — сколько там нас, 85% или больше?

Я крестилась в 1989 году, мне было 14 лет. Мы с подругами решили, пошли и окрестились. Сейчас я уже не помню нашу логику, но почему-то было понятно, что это надо. Я об этом не жалею. В подростковом возрасте важно принять какое-то самостоятельное решение, пойти наперекор родителям, хотя я им и не сказала о том, что крестилась — они у меня коммунисты были. После этого я изучала историю Церкви и историю религии, какое-то время достаточно регулярно ходила в храм — раз в месяц заходила точно, хотя мне иногда становилось плохо от запаха ладана. Духовника у меня никогда не было. Причащалась раза два всего — не здесь, а в Пушкинских горах, атмосфера там понравилась, и батюшка был симпатичный. Посты не соблюдала — понимала, что не готова к этому.

Чего мне не хватало в храме — светским языком говоря — комьюнити, общности какой-то. В случаях стресса просто ходить к батюшке исповедоваться — это не поможет, нужна какая-то групповая поддержка.

Прихожанкой я никогда не была, меня как-то отторгали. Видимо, я не произвожу впечатление очень верующего человека. У нас же недружественная обстановка в храмах. И меня всячески шугали суровые тетушки — то я в брюках, то юбка не такой модели. Это напрочь отбивает желание заходить.

Семья. Неверие

А после рождения Гриши, моего третьего ребенка, все как отрезало. Хотя сначала он был как все дети, диагноз — аутизм — мы узнали не сразу. В итоге у меня старшая дочь крещеная, а остальные трое детей — нет.

У нас есть одна семейная история. Моя прабабушка, которая была женой революционера, при этом была довольно верующей. Когда дед как-то глупо погиб в гражданскую, она сгребла из красного угла все иконы и выбросила, перестала молиться, ходить в церковь, посты соблюдать, праздники отмечать — гнев такой на Бога. Может, и у меня что-то такое. Как отрезало — и не тянет, и не хочу даже заходить.

У меня нет понимания, что выше что-то есть — оно было, но пропало.

Первый брак у меня был венчанный, это было наше совместное решение. Первый муж себя позиционировал сильно верующим, но он был алкоголик, и я буквально сбежала от него.

Второй муж, Миша — чистый атеист и гностик до мозга костей. Он умеет предсказывать события. Правда, непонятно, как это можно применить. Например, он предсказал гибель полковника Каддафи — за месяц. Появление всех детей видел заранее, вплоть до дня, еще до их зачатия. Рождения Гриши очень боялся, и не зря, как оказалось. Мысли читает, причем видит, как мысль формируется у человека. В профессии дизайнера, конечно, помогает — он раньше заказчика знает, что ему понравится.

РПЦ как бизнес-структура

То, что в РПЦ происходит сейчас, — это ужасно. Начиная с навязывания храмов¹… Я понимаю, что епархия имеет к этому опосредованное отношение — это инициатива конкретных людей. Но епархия же не сопротивляется, не говорят: давайте мы не будем в центре города строить еще один храм, а лучше построим на окраине или восстановим какой-нибудь полуразрушенный в области, или хоспис построим, или центр для особых детей. Кто будет ходить в четвертый храм в центре?

Иногда читаю новости патриархии, епархии. По ним видно, что это такая же формальная структура, как и любая бизнес-структура, только прикрывает себя крышечкой духовности. Но подозреваю, что если попасть к протестантам — там все то же самое будет. Да и в любой религии.

Другие религии и миссия

Мне пришлось расстаться с одной сотрудницей-кришнаиткой, у которой религиозная жизнь вошла в противоречие со светской. У кришнаитов сильная община, но ее община и их гуру были в Омске. И вот мы с ней работали, а потом ее гуру присылал ей какое-то проникновенное письмо, типа неплохо было бы тебе приехать и помедитировать. И она тут все бросала и на месяц уезжала в Омск.

Однако со стороны моих знакомых не православных верующих никогда не было навязывания своей веры. Вот мои друзья муниты — у них дети муниты, они уже их готовят к браку, но сыну подберут девушку здесь, а дочь совершенно точно уедет за рубеж, потому что здесь для нее нет молодых людей подходящего возраста. А православные очень любят поучать: «А в храм сходить? А помолиться? Отмолить? Съездить к какой-нибудь специальной святой бабушке? К старцу?» Я говорю: не выздоровеет у меня от этого ребенок, не верю я в это. Есть семьи с особыми детьми, которые ходят в храм, им это помогает. Я связываю это с тем, что религия сильно систематизирует жизнь.

Недавно на форуме многодетных мам (такая группа самоподдержки) с удивлением узнала, что верующие в пост должны еще и от семейной жизни воздерживаться, женщина одна верующая жаловалась, что вот приходится. Это очень православная семья, не показушные верующие, которые весь год на тусовки и в ночные клубы, а раз в год идут крестным ходом до Ганиной Ямы. Для меня это так странно: придумали ребята сами себе проблему! Почему-то я нигде этого в литературе не встречала. Ну как на это смотреть иначе, чем на чудачество? Так и смотрю. У меня тоже есть свои чудачества.

Я человек бешено толерантный. В моем круге знакомых есть представители других религий — и не только традиционных. Никаких стычек на почве религии у нас никогда не было.

Ко мне долго заходила девушка — свидетель Иеговы, я ее пускала, не выгоняла, журналы брала у нее, даже читала, кое-что любопытно. Интересно, почему у православных такого нет? Думают, что и так самые крутые? Сейчас я ее часто встречаю, хотя она ко мне уже не заходит, мы здороваемся, очень мило беседуем.

Чудеса и молитва

По большому счету, секты ничем, кроме размера, не отличаются от большой церкви. Везде апелляция к чудесам. Мне парень пятидесятник рассказывал, как на стадионе пастор силой мысли разгонял облака. Дождь ливанул, а он руки поднял, помолился — дождь перестал.

В моей жизни чудес не было. Своего мужа я как чудо не воспринимаю, у меня просто хороший муж. А то, что можно расценить как ответ на молитву — это приходит всегда ассиметрично. У меня как-то сильно заболела старшая дочь, и я крепко молилась, в итоге она выздоровела, а я-то слегла на год. То есть за это всегда надо платить как-то. Бог не просто дает тебе от щедрот своих, а дает и что-то забирает при этом. Это не благодать получается, а обмен. Я после этого стала осторожна в просьбах. И думаю, для кого-то и это может стать спусковым крючком для потери веры.

¹ Имеются в виду скандалы последних лет в Екатеринбурге, связанные с попыткой восстановить в городе храм святой Екатерины — то на его старом месте, где сейчас фонтан, то прямо посреди городского пруда, так называемый храм-на-воде. Эти инициативы вызвали резкое неприятие со стороны части общественности города — прим. ред.

Фото: Анна Клещева с сыном Гришей/из архива семьи Клещевых